Учет обязательных резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Поэтому целями данной работы являются:
изучение порядка формирования обязательных резервов на основании законодательного и инструктивного материала Банка России, особенностей политики резервных требований, как в России, так и за рубежом, динамики изменения нормативов обязательного резервирования, а также контроля Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервов;
доказательство того, что в процессе формирования и использования обязательных резервов , депонируемых в Центральном банке России, произошли немалые изменения, но все же такой инструмент денежно- кредитной политики как резервные требования в нашей стране используется недостаточно эффективно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕПОНИРУЕМЫЕ В БАНКЕ РОССИИ
1.1.Обязательные резервы как инструмент денежно-кредитной политики
1.2.Основные принципы формирования и регулирования обязательных резервов
1.3.Порядок составления и предоставления расчетов обязательных резервов
1.4.Порядок регулирования обязательных резервов
1.5.Контроль Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований
УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ, ДЕПОНИРУЕМЫХ В БАНКЕ РОССИИ
2.1.Характеристика счетов по учету обязательных резервов
2.2. Учет в кредитной организации обязательных резервов депонируемых Банком России.

Работа состоит из  1 файл

курсовая Маши.docx

— 67.26 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕПОНИРУЕМЫЕ В БАНКЕ РОССИИ
  2. 1.1.Обязательные резервы как инструмент денежно-кредитной политики
  3. 1.2.Основные принципы формирования и регулирования обязательных резервов
  4. 1.3.Порядок составления и предоставления расчетов обязательных резервов
  5. 1.4.Порядок регулирования обязательных резервов
  6. 1.5.Контроль Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований
  7. УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ, ДЕПОНИРУЕМЫХ В БАНКЕ РОССИИ
  8. 2.1.Характеристика счетов по учету обязательных резервов
  9.          2.2. Учет в кредитной организации обязательных резервов депонируемых Банком России.
  10.  

  11. Глава 3 Анализситуации по обязательному резервированию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Резервные требования в отношении  обязательств коммерческих банков являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков. Они предоставляют собой часть  кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как  правило) счете. Резервная политика как часть современной монетарной политики центральных банков основана на изменении их требований к обязательным (минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов. Минимальные  резервные требования наряду с учетной  политикой Центрального банка и  операциями на открытом рынке являются основным инструментом денежно- кредитной  политики государства, важнейшей политики, реализуемой в значительной мере посредством регулирования деятельности кредитных институтов. Обязательные резервы призваны регулировать ликвидность  банковской системы, и устанавливаются  для контроля денежных агрегатов  и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В современной практике минимальные  резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно - кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы.

Резервные требования применяются  для ограничения роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно первостепенное применение резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности  кредитной системы, а как инструмента  регулирования деятельности банков.

Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что  в России минимальные резервные  требования применяются как источник погашения обязательств кредитной  организации перед вкладчиками  и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций, хотя это и характеризует российскую банковскую систему как далеко не высокоразвитую, но в условиях экономической  и банковской кризисной ситуации в нашей стране это крайне важно.

Последствия экономического кризиса в России на какое-то время  отодвигают, но отнюдь не снимают вопросы  достижения банковским сектором качественно  нового уровня, в частности уровня аккумулятора средств для и собственно инвестора, без чего стабилизация и  подъем экономики страны предоставляются  проблематичными. Тем более, что ресурсы для оживления инвестиций имеются внутри банковской системы. Это- средства в обязательных резервах кредитной системы, депонируемых в Банке России, которые при уменьшении резервных норм могут быть использованы для расширения активных операций , в частности, для оживления инвестиций, причем практически без инфляционного эффекта - как отчисления в основном от обеспеченных реальным движением товаров и услуг денежных средств, поступивших на расчетные счета и во вклады (выручка, зарплата и т .п.).Корректировка норм резервирования, являющиеся одним из административных методов денежно- кредитной политики, представляется вполне реалистичной: ресурсная база банков второго уровня изменяется достаточно быстро: за недоначисление средств в обязательные резервы в России предусмотрены жесткие санкции; на избыток средств в обязательных резервах процентный доход не выплачивается, как и по обязательным резервам в целом. Благоприятный инвестиционный климат в стране способствует стабилизации экономики и банковской системы, а средства обязательных резервов помимо уже известных направлений использования имеют массу нереализованных возможностей, также как и сама политика резервных требований.

Поэтому целями данной работы являются:

  • изучение порядка формирования обязательных резервов на основании законодательного и инструктивного материала Банка России, особенностей политики резервных требований, как в России, так и за рубежом, динамики изменения нормативов обязательного резервирования, а также контроля Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервов;
  • доказательство того, что в процессе формирования и использования обязательных резервов , депонируемых в Центральном банке России, произошли немалые изменения, но все же такой инструмент денежно- кредитной политики как резервные требования в нашей стране используется недостаточно эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ  КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕПОНИРУЕМЫЕ В БАНКЕ РОССИИ

1.1.Обязательные резервы  как инструмент денежно-кредитной  политики

Норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные  требования) - размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым  обязательствам кредитной организации, установленный Советом директоров Банка России и публикуемый в "Вестнике Банка России".    

Обязательные  резервы – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка – представляет собой механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы. Минимальные  резервы – это обязательная норма  вкладов в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдения порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании “Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации”, разработанного Центральным банком в 1996 году. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка [Приложение 1]. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения требований с кредитной организации взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.    

Как отмечалось, обязанность выполнения резервных требований возникает  с момента получения лицензии. После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка.    

Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы Российской Федерации, средства которого формируются путем резервирования в нем определения доли привлеченных коммерческим банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.    

Размер  резервов – часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, - во многом определяет кредитные возможности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.    

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности коммерческих банков, во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.    

Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.    

Если  процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам    

В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от вида, размера и срока вкладов и депозитов. В частности, по бессрочным вкладам, когда клиент может в любое время изъять свои денежные средства, или по вкладам с незначительными сроками и в больших суммах возможности коммерческого банка по выполнению своих обязательств перед клиентами снижаются, поскольку кредиты, предоставляемые за счет этих ресурсов, обычно имеют более продолжительный срок возврата.    

На  размер норм обязательного резерва  влияют также уровень развития банковской системы и состояния экономики  в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.    

Поскольку внесение средств в фонд обязательных резервов осуществляется коммерческими  банком не каждый день, а периодически, то необходимо стремиться к максимальной величине принимаемых в расчет привлеченных средств с учетом нормы обязательных резервов. Чем чаще и оперативнее будет выполняться регулирование величины остатка средств, подлежащего резервированию в Центральном банке, тем выше будет уровень такого соответствия. В настоящее время данная операция осуществляется Центральным банком совместно с коммерческим банком один раз в месяц по состоянию на первое число месяца.    

Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, заключается в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и на основании норматива обязательных резервов, установленного Центральным банком, составляет расчет величины средств, подлежащих регулированию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй.  Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, и если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовавшийся недовзнос средств перечисляется платежным поручением. В случае, когда сумма ранее зарезервированных средств больше, чем это следует из расчета на последующую дату, Центральный банк на основании представленных ему сведений производит перерасчет и возвращает коммерческому банку платежным поручением излишне начисленную им сумму средств.    

Такой порядок зачета или переноса избытка  обязательных резервов с текущего периода на следующий повышает гибкость регулирующих мер.    

В перспективе Центральный банк продолжает работу по совершенствованию и разработке нормативной базы, применяемой при  формировании кредитными организациями  обязательных резервов.    

Использование обязательных резервов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением 255-П от 29 марта 2004года «Об обязательных резервах кредитных  организаций» и иными нормативными актами Банка России.

1.2.Основные принципы формирования  и регулирования обязательных  резервов

6       ПОЛОЖЕНИЕ  о порядке формирования фонда  обязательных резервов коммерческих  банков и кредитных учреждении  в Центральном банке Российской  Федерации*

 

…2. В соответствии со статьей 27 Закона РСФСР «О Центральном банке  РСФСР (Банке России)» и статьей 23 Устава Банка России Центральный  банк Российской Федерации устанавливает  следующий порядок формирования фонда обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в  Центральном банке Российской Федерации.

Информация о работе Учет обязательных резервов