Учет фондов и резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание

Причина появления свободных денежных средств - особенности функционирования оборотного капитала, в первую очередь основной его части - нормируемых оборотных средств. Объемы производства и продаж постоянно колеблются, то увеличиваясь, то уменьшаясь. Это связано и с субъективными, и с объективными факторами, влияющими на систему управления предприятием, например при производстве и продажах товаров сезонного пользования. В случае уменьшения объемов производства и продаж величина задействованных в обороте финансовых средств должна быть уменьшена, и сумма этого уменьшения становится временно свободными денежными средствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ И РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Фонды и резервы, их значение в хозяйственной деятельности организаций……………………………………………………………………..…6
1.2. Нормативно-правовое регулирование формирования и использования денежных фондов организации………...………………………………...………9
1.3. Контроль за формированием и использованием денежных фондов организации ……………………………………………………………………...10
УЧЕТ ФОНДОВ И РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАШПИЩЕПРОД»
2.1 Учет уставного фонда……………………………………………………….13
2.2 Учет добавочного фонда…………………………………………………….16
2.3 Учет резервного фонда………………………………………………...……18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа состоит из  1 файл

бух учет.docx

— 109.86 Кб (Скачать документ)

Таким образом, резерв представляет собой скрытый, неявный расход. Но именно расход, потому что резервные средства нельзя использовать на другие цели, а скрытый — по той причине, что денежные средства при этом не расходуются немедленно, а временно остаются в распоряжении организации и используются только в экстремальных случаях (при форс-мажорных обстоятельствах) для ее самофинансирования и пополнения кассовой наличности (в этом различие между затратами и расходами). Однако резерв используется также для покрытия реальных и отраженных в бухгалтерском учете затрат, которые тем не менее можно назвать неявными, потому что они связаны не столько с возникновением прямых издержек, сколько с сокращением актива организации. Все виды резервов должны строго регламентироваться (порядок образования и использования на предусмотренные цели).

Следовательно, из вышесказанного можно сделать общий вывод, что  резервы предприятия представляют собой расходы предприятия, равные величине отчислений в связи с  образованием в соответствии с правилами  бухгалтерского учета резервов.

 

 

1.2. Нормативно-правовое  регулирование формирования и  использования денежных фондов  организации

 

Организация имеет возможность  выбирать наиболее выгодные способы  осуществления финансовых операций, обеспечивающие желаемую величину прибыли  и показатели финансовой устойчивости предприятия. Предписания действующих  нормативных документов можно разделить  на одновариантные и многовариантные.

Одновариантное предписание  означает, что нормативные документы  устанавливают однозначный порядок  осуществления конкретных операций, обязательный для всех организаций.

Существуют случаи, когда  нормативные документы содержат несколько вариантов осуществления  каких либо финансовых операций.

Иногда нормативные документы  вообще не содержат конкретных предписаний  по ведению финансовой политике предприятия. В данном случае организация может  самостоятельно разработать соответствующие  способы для осуществления своей  деятельности.

Для регистрации предприятий  на основании заявления учредителей  руководствуются Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности». Статья 34 Закона «Об акционерных обществах» от 26.12.95г. № 208-ФЗ, Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02. 98г. № 14-ФЗ, статьи 73, 90, 95,  105 и 114 Гражданского Кодекса РФ, а также пункт 1 Положения «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» требуют от учредителей (участников) оплата уставного капитала (фонда) до регистрации их организации. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфин РФ от 29.07. 98 г. №34  определяется порядки начисления и списания средств со счетов по учету денежных фондов предприятия. 1

Для учета порядков формирования и использования фондов денежных средств используются такие нормативные  документы, как Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых  выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), приказ Минфина РФ от 12.11.96г. № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности организации», Письмо Минфина РФ от 18.02.93г. №15 «Об отражении в бухгалтерском  учете и отчетности средств, используемых на финансирование капитальных вложений» и другие. Эти документы регулируют финансовые операции по использованию средств из фондов накопления и потребления, а также добавочного и резервного капиталов по целевому назначению. 2

Указ Президента РФ от 25.07.96г. № 1095 « О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в РФ» определяет направления  и задачи контроля за формированием государственных доходов и их рациональным использованием, а также улучшения взаимодействия и координации деятельности конкретных органов.

Таким образом, российское законодательство предоставляет возможность реального  развития контроля, оценки и учета  порядков формирования и использования  всех денежных фондов предприятий и  организаций.

 

1.3. Контроль за формированием и использованием денежных фондов организации

 

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную  деятельность специально созданных  органов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой  дисциплины предприятий; 

2) неотъемлемый элемент  управления финансовыми и денежными  потоками на микроуровне с  целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых отношений.

Финансовый контроль распадается  на две взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный  финансовый контроль. Государственный  финансовый контроль – комплексная  и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Государственные  контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса3.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля – максимизировать поступления  ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного – минимизировать отчисления в сторону государства, максимизировать прибыль4.

Необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий объективно вытекает из сущности финансов, как денежных отношений. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с формированием и использованием денежных средств, созданием различных денежных фондов, а, следовательно, затрагивает интересы государства и работников предприятия.

Государственный финансовый контроль осуществляется контрольно- ревизионным управлением Министерства финансов РФ. Способы проведения ревизии и проверок зависят от конкретных задач, которые ставят перед контролерами направившие их ведомства. В основном проводятся комплексные ревизии всех сторон деятельности предприятия. Комплексная ревизия подразумевает проведение инвентаризации, проверку правильности оформления документов, проверку полноты и правильности отражения в документах всех операций, в том числе по формированию и использованию средств денежных фондов, проверку правильности исчисления расчетных показателей (фонд оплаты труда, амортизационный фонд, резервный фонд), проверку правильности формирования отчетности, предусмотренной законодательством. Ревизия проводится не реже одного раза в год. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечение виновных к ответственности.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономической  службой, бухгалтерией и финансовым отделом организации. Службы внутреннего  контроля постоянно следят за эффективность  и целесообразностью расходования средств денежных фондов (собственных, привлеченных, заемных), контролируют финансовое состояние предприятия. Внутренний контроль сопровождает весь процесс деятельности предприятия. Что касается денежных фондов, то здесь  проводится постоянное сравнение фактических  финансовых результатов о использования этих средств на каждой стадии производства с плановыми; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей совершенствования использования средств денежных фондов и их формирования.

Независимый вневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские  фирмы. Это новый вид финансового  контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов. Содержанием  аудиторского контроля являются проверки финансовой и бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Цель аудиторской  деятельности – установление достоверности  финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия и соответствия совершенных  им финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству.

Результатом проверок аудиторской  фирмы становится подтверждение  или неподтверждение реальности данных, содержащихся в отчетности. Аудиторские службы могут также оказывать помощь в некоторых вопросах деятельности предприятия, прорабатывать рекомендации, полученный в результате проверок. 5

 Таким образом, контроль  обеспечивает правильное, безошибочное  и эффективное использование  всех денежных фондов организации,  а также их формирование.

 

ГЛАВА 2. УЧЕТ ФОНДОВ И РЕЗЕРВОВ

 

2.1 Учет уставного  фонда

 

Уставный фонд — это сумма средств, вложенных в ее имущество собственниками (государством, акционерами, другими отечественными и зарубежными учредителями, участниками).

Величина уставного фонда фиксируется в учредительных документах. Уменьшение или увеличение уставного фонда допускается в порядке, определяемом уставом или учредительным договором, и требует государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы.

Минимальный размер уставного  фонда определяется законами РФ. Минимальный размер уставного фонда открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату регистрации общества. Порядок и сроки формирования уставного фонда определяются учредительными документами и законодательством. В частности, к моменту государственной регистрации предприятия должно быть оплачено не менее 50% уставного капитала, определенного в учредительных документах.

Уставный фонда может формироваться за счет различных вкладов: зданий, сооружений, иной недвижимости, оборудования, других материальных ценностей, ценных бумаг, прав пользования природными ресурсами, землей, зданиями и сооружениями, иных имущественных прав, прав интеллектуальной и промышленной собственности (патентов, торговых знаков, секретов производства и т.п.), денежных средств в рублях и в иностранной валюте, других видов имущества. Стоимость вкладов оценивается в рублях совместным решением учредителей (участников).

Учет уставного фонда ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». Аналитический учет по счету 80 «Уставный фонд» организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям предприятия, стадиям формирования капитала и видам акций.

Счет 80 «Уставный фонд» имеет следующую структуру:

Счет 80

Дебет (Дт)

Кредит (Кт)

Уменьшение уставного  фонда 
Списание уставного фонда при ликвидации предприятия

Сальдо - сумма, зафиксированная  в учредительных документах на момент регистрации

Уменьшение уставного  фонда

 
Сальдо - сумма, зафиксированная в  учредительных документах после  регистрации изменений


При формировании уставного  фонда в процессе создания либо изменении размера вкладов в процессе деятельности предприятия производятся следующие записи на счетах 80 «Уставный фонд» и 75 «Расчеты с учредителями»:

Счёт 80

 

Счёт 75

Дебет

Кредит

 

Дебет

Кредит

 

28.800.000

 

28.800.000

 

(первоначальное формирование  фонда или его увеличение)

 

Счёт 80

 

Счёт 75

Дебет

Кредит

 

Дебет

Кредит

28.800.000

     

28.800.000


(уменьшение размера уставного фонда)

Записи по указанным счетам производятся только после государственной  регистрации учредительных документов предприятия.

Если оплата взносов была произведена в денежной форме, то имеет место запись по счетам 75 «Расчеты с учредителями» и 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета», 50 «Касса»):

Если взносы были сделаны  материалами, то делается запись по счетам 75 «Расчеты с учредителями» и 10 «Материалы»:

Если в оплату доли участия  в предприятии поступили нематериальные активы, операция отражается на счетах 75 «Расчеты с учредителями» и 04 «Нематериальные  активы» следующим образом:

Основные средства, переданные в качестве взносов в уставный фонд, учитываются у предприятия-получателя по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Получение основных средств в качестве вклада в уставный фонд отражается в учете предприятия на счетах 75 «Расчеты с учредителями» и 01 «Основные средства» следующим образом:

При предоставлении предприятию  в качестве вклада прав на пользование  зданиями, сооружениями и оборудованием  делаются записи по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции  со счетом 04 «Нематериальные активы». Одновременно на забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства» принимается балансовая стоимость указанных зданий, сооружений и оборудования.

Сумма уставного фонда  на ОАО «Машпищепрод»  на конец 2011 года составляет 3 880 млн. рублей в том числе доля государственной собственности – 3 774 млн. рублей, по сравнению с 2010 годам уставный фонд увеличился на 1 795 млн. рублей в том числе за счет добавочного фонда на 1 635 млн. рублей

Информация о работе Учет фондов и резервов