Сущность коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание

Коммерческие банки в современной России начали возникать в 1988 г. и за этот период прошли все фазы экономической жизни коммерческих организаций: становление, стремительное развитие, сверхприбыли и зачастую - банкротства. А они были, как известно, связаны не только с экономический нестабильностью, но и с излишне рисковой кредитной политикой сочетающейся с игнорированием проблем формирования ресурсной базы, а отсюда и невозможностью отвечать по своим обязательствам.

Содержание

Введение
1. Сущность коммерческих банков как посредников финансовых ресурсов
1.1 Функции банков
1.2 Структура основных операций коммерческого банка
1.3 Банковские услуги
2. Анализ банковского баланса и прибыльности
2.1 Структура банковского баланса
2.2 Прибыльность коммерческого банка
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 112.00 Кб (Скачать документ)

- пассивные  операции (привлечение средств);

- активные  операции (размещение средств);

- активно-пассивные  (посреднические, трастовые и пр.) операции.

1. Пассивные  операции - операции по привлечению средств в банки, формированию ресурсов последних. Значение пассивных операций для банка велико.

Суть  пассивных операций заключается  в привлечении различных видов  вкладов в рамках депозитных сберегательных операций, получении кредитов от других банков, эмиссии различных ценных бумаг, а также проведении других операций, в результате которых увеличиваются денежные средства в пассиве баланса коммерческих банков5.

К пассивным  операциям банка относят: привлечение  средств на расчетные и текущие  счета юридических и физических лиц; открытие срочных счетов граждан, предприятий и организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других банков, и т.д.

Все пассивные  операции банка, связанные с привлечением средств, в зависимости от их экономического содержания делятся на:

  • депозитные, включая получение межбанковских кредитов;
  • эмиссионные (размещение паев или ценных бумаг банка).

2. Активные  операции - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К активным операциям банка относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских ссуд населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; ссуды, предоставляемые другим банкам6.

Активные  операции банка по экономическому содержанию делят на:

- ссудные (учетно-ссудные);

- расчетные;

- кассовые;

- инвестиционные и фондовые;

- гарантийные.

ССУДНЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на началах срочности, возвратности и платности. Ссудные  операции, связанные с покупкой (учетом) векселей либо принятием векселей в залог, представляют собой учетные (учетно-ссудные) операции.

Виды ссудных  операций чрезвычайно разнообразны. Они делятся на группы по следующим  критериям (признакам):

- тип заемщика;

- способ обеспечения; 

- сроки кредитования;

- характер  кругооборота средств; 

- назначение (объекты кредитования);

- вид открываемого  счета; 

- порядок  выдачи средств; 

- метод погашения  ссуды; 

- порядок  начисления и погашения процентов; 

- степень  риска; 

- вид оформляемых  документов и др.

РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами. Коммерческие банки производят расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России, при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой, при выполнении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.

КАССОВЫЕ  ОПЕРАЦИИ - операции по приему и выдаче наличных денежных средств. Более широко кассовые операции можно определить как операции, связанные с движением наличных денежных средств, а также формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах банка (включая счет «Касса» и корреспондентские счета в других банках) и счетах клиентов коммерческого банка.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ  ОПЕРАЦИИ - операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещенные в виде срочных вкладов в других кредитных организациях. Особенность инвестиционных операций коммерческого банка от кредитных операций заключается в том, что инициатива проведения первых исходит от самого банка, а не его клиента. Это инвестиционная деятельность самого банка.

ФОНДОВЫЕ  ОПЕРАЦИИ - операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных).

К фондовым операциям  относятся:

- операции  с векселями (учетные и переучетные  операции, операции по протесту  векселей, по инкассированию, домицилированию,  акцепту, индоссированию векселей, по выдаче вексельных поручений, хранению векселей, продаже их на аукционе);

- операции  с ценными бумагами, котирующимися  на фондовых биржах.

ГАРАНТИЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий; приносят банкам доход также в виде комиссионных.

Кроме того, активные операции банков делятся в зависимости  от:

 - степени рискованности - на рисковые и риск-нейтральные;

- характера  (направлений) размещения средств  - на первичные (операции, связанные с размещением средств на корреспондентском счете, в кассе, с выдачей ссуд клиентам, другим банкам, некоторые иные операции), вторичные (операции, связанные с отчислениями средств в резервный и страховой фонды) и инвестиционные (операции по вложению средств банка в собственный портфель ценных бумаг, в основные фонды, по участию в хозяйственной деятельности других предприятий и организаций);

- уровня доходности - на операции, приносящие доход (высокодоходные и низкодоходные, приносящие доход стабильный или нестабильный) и не приносящие дохода (к последним можно отнести операции с наличностью, по корреспондентскому счету, по отчислению средств в резервный фонд Центрального банка РФ, выдаче беспроцентных ссуд, пролонгированию и отсрочке ссуд, когда проценты за пользование ссудами не уплачиваются).

3. Активно-пассивные  операции банков - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию.

КОМИССИОННЫЕ  ОПЕРАЦИИ - операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.

К данной категории  операций относятся:

- операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);

- переводные операции;

- торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

- доверительные (трастовые) операции;

- операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг. Особое внимание при проведении доверительных операций банки уделяют счетам клиентов в иностранных валютах.

Наконец, все  операции банка делят на:

- ликвидные  и неликвидные; 

- операции  в рублевом и валютном выражении; 

- регулярные (совершаемые банком периодически, постоянно воспроизводимые им) и иррегулярные (носящие для банка случайный, эпизодический характер);

- балансовые  и забалансовые.

Термином  «забалансовые операции» обозначается широкий круг операций, которые, как  правило, не отражаются в официально публикуемых банковских балансах или даются под чертой в разделе «контр-счетов» («забалансовых» счетов). Забалансовые операции могут проводиться банками как с целью привлечения средств (пассивные операции), так и их размещения (активные). Кроме того, если банки проводят забалансовые операции за определенное вознаграждение (комиссию) по поручению клиента, то их относят к активно-пассивным операциям или банковским услугам.

Особенность забалансовых операций состоит в  том, что значительная их часть представляет собой обязательство банка совершить  активную (реже - пассивную) операцию при  наступлении (возникновении) определенных, заранее оговоренных условий. Таким  образом, особенностью большей части  забалансовых операций является их условный характер, поэтому они часто называются условными обязательствами7.

 

1.3 Банковские услуги

 

В отечественной  экономической литературе нередко  не делают различий между понятиями операции и услуги банка. Именно группу активно-пассивных операций банков обычно называют услугами. При этом распространено определение банковских услуг как «массовых операций». Однако из такого определения не ясно, чем услуги отличаются от банковских операций. Между тем о банковских услугах речь может идти лишь в рамках взаимоотношений «клиент - банк». Именно наличие клиента и позволяет рассматривать операции банка как его услуги.

Различают расчетные  услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие.

Таким образом, банковской услугой является одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента.

Кроме того, услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату. К  основным характеристикам банковской услуги относятся:

  • нематериальная сущность услуг;
  • продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;
  • проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;
  • автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;
  • система сбыта (предоставления банковских операций и услуг) эксклюзивна и интегрирована, поскольку все филиалы одного банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг.

Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора  предоставления все большего числа  услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами.

Эволюция  стандартного набора банковских услуг  такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков.

Еще несколько  лет тому назад отечественные  банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др.

Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. Постепенно, однако, новейшие технологии и новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг8.

Основной  для предложения выхода с банковской услугой на рынок, должна быть стратегия  и политика банка, разработанная  на основе информационных и аналитических материалов подготовленных маркетинговым подразделением. Стратегия и политика банка формализуется в планы по разработке, предоставлению, и продаже конкретных банковских услуг. Стратегия расширения контролируемых рыночных сегментов предполагает планирование увеличения объема продаж существующих услуг на уже завоеванных рынках. Планирование банковских услуг - это непрерывный процесс принятия решений по всем аспектам разработки и предоставления банковских услуг. Для его осуществления имеются следующие возможности:

- использовать  слабые стороны банковских услуг,  предоставляемых конкурентами;

- убедить  потенциальных потребителей воспользоваться  предлагаемой услугой именно  данного банка и привлечь новых  клиентов;

- предложить  дополнительные услуги, связанные  с приобретением, предоставлением и сервисом собственных услуг.

Стратегия развития услуги основана на научной и практической работе по совершенствованию уже  предоставляемых услуг, расширении их модификаций и способов предоставления, что улучшает их потребительские свойства, для этого:

1. Производится  позиционирование банковской услуги. Это означает определение особенностей, характерных черт вновь разрабатываемых услуг в отличие от действующих, от услуг-аналогов или услуг-заменителей. Позиционирование позволяет выявить сильные и слабые стороны конкретной услуги на определенном рыночном сегменте.

2. Определяется  ассортиментная политика банка,  то есть оптимальный набор  предоставляемых услуг, обеспечивающих  эффективную деятельность банка  на основе:

- товарной  дифференциации, то есть выделения  собственных услуг, отличных от  услуг конкурентов, обеспечивая  для них отдельные ниши спроса. Товарной диверсификации, в основном, придерживаются универсальные банки.

- узкая товарная  специализация (концентрация деятельности  банка на предоставлении определенных банковских услуг).

Иными словами, банк должен быть ориентирован на определенные цели своей деятельности, такие как расширение ассортимента, номенклатуры и вида предоставляемых услуг, продавая их на уже завоеванных рыночных сегментах; расширение своих внутренних и внешних рынков; извлечение максимально возможной прибыли от предоставления традиционных услуг и оптимальная диверсификация (товарная и рыночная).

Информация о работе Сущность коммерческих банков