Роль государственных органов в процессе банкротства организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание

Основная цель контрольной работы заключается в получении объективного представления о действующем законодательстве о банкротстве в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: 1. Оценить банкротство как эффективный институт структурных преобразований в национальной экономике и изучить механизмы государственного регулирования данного института; 2. Изучить банкротство как совокупность определенных процедур, и проанализировать их роль и сущность (на примере конкурсного производства); 3. Выявить и обосновать основные проблемы, характерные для российского института банкротства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…...3
Роль государственных органов в процессе банкротства организаций………..5
Государственное регулирование в сфере банкротства……………………..5
Государственные меры по предупреждению банкротства…………………6
Государственное регулирование в процессе банкротства………………….8
Сущность и порядок проведения процедуры конкурсного производства….…12
Заключение……………………………………………………………………………….17
Практическое задание «Оценка вероятности банкротства организации с помощью основных методик»……………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

антикризисное управление.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

    Введение…………………………………………………………………………….…...3

Роль государственных органов  в процессе банкротства организаций………..5

Государственное регулирование в  сфере банкротства……………………..5

Государственные меры по предупреждению банкротства…………………6

Государственное регулирование в процессе банкротства………………….8

Сущность и порядок проведения процедуры конкурсного производства….…12

 

    Заключение……………………………………………………………………………….17

Практическое задание «Оценка  вероятности банкротства организации  с помощью основных методик»……………………………………………………19

 

    Список  литературы………………………………………………………………………30

 

Приложение………………………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

        Структурная  перестройка национального рынка  и открытость отечественной экономики  поставили в сложное финансовое положение большую часть предприятий всех организационно-правовых форм. Невозможность выполнить свои обязательства перед бюджетами различных уровней и поставщиками привели к ухудшению положения ещё недавно процветающих компаний. Как показывает практика, в рыночных условиях несостоятельными хозяйственными субъектами могут стать и градообразующие предприятия, и крупные государственные структуры, и социально значимые предприятия, и корпорации-монополисты, то есть предприятия, формирующие макроэкономические пропорции и рациональную отраслевую структуру. В целях эффективного развития народного хозяйства, такие предприятия не должны допускаться до инициирования процессов банкротства с дальнейшим прекращением их функционирования как хозяйствующего субъекта. Объективно сложным и актуальным является выявление причин несостоятельности таких предприятий и нахождение путей, методов, форм и механизмов, позволяющих улучшить их финансовое состояние, с целью предотвращения банкротства или повышения конкурентоспособности. Реализация данной цели невозможна без жесткого государственного контроля и регулирования процессов оздоровления значимых предприятий.

 

        В условиях  российского рынка  наиболее  проблемными вопросами  в области  банкротства являются  вопросы защиты кредиторов и  самих предприятий от фиктивного  банкротства, то есть банкротства,  искусственно созданного самим  хозяйствующим субъектом или заинтересованным в этом лицом. В первом случае, хозяйствующий субъект пытается избежать уплаты кредиторской задолженности. Во втором - институт банкротства используется в целях смены собственника на хозяйствующем субъекте. Государство осознает глубину указанных проблем, и ставит их в число основных, обеспечивающих экономическую безопасность страны.

 

Вышеизложенные  проблемы банкротства в российской национальной экономике и определяют актуальность темы данной контрольной работы. 

 

       Основная цель  контрольной работы заключается  в получении объективного представления  о действующем законодательстве  о банкротстве в Российской Федерации.

 

        В соответствии  с поставленной целью в работе  решались следующие задачи: 

1. Оценить банкротство как эффективный  институт структурных преобразований  в национальной экономике и  изучить механизмы государственного  регулирования данного института;

 

2. Изучить банкротство как совокупность  определенных процедур, и проанализировать  их  роль и сущность (на примере  конкурсного производства);

 

3. Выявить и обосновать основные  проблемы, характерные для российского  института банкротства;

 

4. Разработать рекомендации по  формированию концепции государственной  политики, а также предложить  действенные механизмы государственного  регулирования процессов банкротства;

 

5. Углубить  и закрепить полученные  знания  в практической части  работы, которая заключается в определении  вероятности банкротства предприятия  по основным методикам.

 

      Предметом исследования  явились совокупность организационных,  социально-экономических правовых  форм, методов и механизмов государственного  регулирования процессов банкротства, а также сама сущность этих процессов. Объектом исследования – процессы формирования института банкротства в российской экономике. Методологической и теоретической основой исследования являются системный подход к совершенствованию механизма государственного регулирования сложных экономических процессов, методы логического и сравнительного анализа.

 

 

Роль государственных органов  в процессе банкротства организаций

 

1.1 Государственное регулирование  в сфере банкротства 

 

      Основная тенденция государственного регулирования банкротства в России заключается в создании механизмов, направленных на восстановление платежеспособности должников. В России наблюдается сокращение общего числа банкротств. В первом полугодии 2008 года число дел о банкротстве, находившихся в производстве арбитражных судов, по сравнению с первым полугодием 2007 года сократилось на 59,3% , что вызвано следующими причинами:

Федеральный закон от 26.10.2002г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту Закон) максимально закрыл лазейки для использования банкротства как инструмента передела собственности;

новшество закона о необходимости  гарантированной выплаты вознаграждения арбитражному управляющему заставила  налоговые органы сократить количество подаваемых заявлений в суд о признании отсутствующих должников банкротами.

 

 

        Хотя по-прежнему  нет оснований полагать, что финансовое  состояние большинства российских  предприятий стабилизировалось  и проблема банкротства перестала  быть насущной. Государственное регулирование в сфере банкротства было и остается одной из приоритетных задач не только России, но и любого государства с развитой или развивающейся экономикой.

 

        Таким образом,  государство с помощью совокупности  организационных, экономических и правовых факторов способно существенно повлиять на кризисную ситуацию не только на микроуровне, но в целом на макроэкономические показатели, поскольку банкротство напрямую влияет на рост безработицы, снижение конкуренции и пр. [11]

 

       Государственное регулирование в сфере банкротства в РФ заключается как в установлении законодательных правил, так и в определении круга государственных органов, представляющих интересы государства и контролирующих процесс банкротства, их компетенции, способов и средств государственного воздействия. При этом необходимо выделить две стадии: предбанкротную (предупреждение банкротства) и собственно процесс банкротства (т.е. все процедуры банкротства, применяемые к должнику на основании судебного акта).[10]

 

1.2 Государственные  меры по предупреждению  банкротства

 

       Законодатель  лишь рамочно обозначил меры  по предупреждению банкротства  в рамках досудебной санации,  между тем именно профилактика  кризисного состояния предприятия  и своевременная помощь со  стороны государства способны эффективно справиться с проблемой банкротства. Российское государство не в состоянии перенять опыт Японии и предоставлять беспроцентные кредиты неплатежеспособным должникам.

 

       Для РФ реальны  следующие способы финансовой  помощи со стороны федеральных органов власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления:

предоставление государственных  и муниципальных гарантий как  способ обеспечения обязательств организации-должника (ст. 115 БК РФ);

предоставление бюджетного кредита  юридическому лицу (такие кредиты предоставляются под соответствующее обеспечение: банковскую гарантию, поручительство, залог имущества в рамках ст. 76 БК РФ);

размещение государственного или  муниципального заказа (ст. 72 БК РФ), позволяющего загрузить производство в период временного простоя;

предоставление бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ), которые, хотя и влекут возникновение права государственной  или муниципальной собственности  на часть акций (долей) в уставном (складочном) капитале должника, могут  оказать существенную помощь в выходе из кризиса [1];

изменение срока уплаты налога и  сбора осуществляется в форме  отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита  в соответствии с гл. 9 НК РФ;

предоставление муниципальных  кредитов на основании ст. 42 Федерального закона от 28.08.1995г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 

 

      Использование указанных  мер во многом зависит от  инициативы организации-должника. Часто  незнание своих возможностей не позволяет должнику своевременно предоставить все необходимые документы и получить государственную поддержку. Что касается обязанности (а не права!) государственных органов и органов местного самоуправления принимать меры по предупреждению банкротства, то они предусмотрены в отношении стратегических предприятий, субъектов естественных монополий ТЭК (топливно-энергетического комплекса). При этом если в отношении стратегических предприятий предупреждающие меры нормированы достаточно широко (от мониторинга финансового состояния до реорганизации должника, погашения и реструктуризации задолженности), то в отношении предприятий ТЭК закон лишь предусматривает общее правило, предписывающее федеральному органу управления ТЭК совместно с государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению принимать меры по предупреждению банкротства. До недавнего времени эта функция была возложена на ФСФО России, которая осуществляла мониторинг финансового состояния организаций, имеющих важное социально-экономическое значение как для страны в целом, так и для отдельных регионов. В настоящее время ни один федеральный орган власти, в том числе Минэкономразвития России, такого мониторинга не проводит.

 

        Таким образом,  в отношении предприятий ТЭК  меры по предупреждению банкротства носят сугубо декларативный характер (не считая мер, указанных выше в отношении всех организаций-должников).

 

        Еще сложнее  обстоит дело в отношении градообразующих  организаций. Здесь участие федеральных  органов, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований возможно только после возбуждения дела о банкротстве. Между тем, законодатель мог бы установить обязанность указанных органов рассматривать вопросы о предоставлении градообразующим организациям субсидий (ст. 78 БК РФ) на содержание объектов коммунально-бытового назначения, которыми зачастую "отягощено" финансовое положение таких должников.

 

       Очевидно, что  такое положение вещей необходимо  менять, предусматривая как ведение  постоянного мониторинга за финансовым состоянием, так и конкретные профилактические меры, обязательные для применения государственными и муниципальными органами в отношении как предприятий ТЭК, так и градообразующих организаций. [12]

 

        Широкий круг  мер по предупреждению банкротства предусмотрен Федеральным законом от 25.02.1999г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Эти меры осуществляются самим должником (за исключением введения ЦБ РФ моратория на удовлетворение требований кредиторов сроком на три месяца) под контролем Банка России. Важен и тот факт, что Банк России не только контролирует процесс финансового оздоровления кредитной организации (финансовое оздоровление рассматривается не как процедура банкротства, а как мера по его предупреждению банкротства), но и инициирует этот процесс на основе собственного мониторинга платежеспособного состояния кредитных организаций.[3]             

 

        Противоположная  ситуация сложилась в сфере  предупреждения банкротства иных  финансовых организаций - страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг. По заявлению заместителя директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Ц.В. Церенова, Министерство только планирует совершенствовать нормативное регулирование процедур и предупреждения банкротства финансовых организаций.

 

        Таким образом,  функции по финансовому мониторингу,  своевременному государственному  реагированию и принятию мер  по предупреждению банкротства  в отношении социально- и экономически  значимых организаций практически не выполняются на уровне федеральных органов государственной власти.

 

1.3 Государственное   регулирование в  процессе  банкротства

 

        Участие государства в лице  уполномоченных органов непосредственно  в процессе банкротства организации может быть представлено:

при заявлении  требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам (аналогично органы власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления по денежным требованиям субъектов  РФ и муниципальных образований);

   в  процессе контроля за деятельностью  саморегулируемых организаций арбитражных  управляющих; 

в процессе участия в деле о банкротстве  отдельных категорий должников.

 

 

 

       В первом случае государственное  регулирование осуществляется опосредованно, путем нормативных предписаний о порядке заявления требований, порядке подачи заявления в суд о признании должника банкротом и т.д., т.е. путем установления правил о порядке осуществления деятельности в качестве кредитора должника. От имени государства выступает Федеральная налоговая служба РФ (уполномоченный орган) и ее территориальные органы как кредитор по обязательным платежам и требованиям РФ по денежным обязательствам. [5]

Информация о работе Роль государственных органов в процессе банкротства организаций