Понятие реорганизации и её отличия от ликвидации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

Тема реорганизации юридических лиц сложна и обширна. Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Содержание

Введение……….………………….………...………...………...
2
Понятие реорганизации и её отличия от ликвидации…………………………………………………..….
3
Виды реорганизации……………....………………………….
Слияние
Присоединение
Разделение
Выделение
Преобразование
10
Заключение….…….…………………….……………………...
14
5. Список используемой литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Реорганизация.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

ПЛАН 

КУРСОВОЙ  РАБОТЫ

 
 
 
  1. Введение……….………………….………...………...………...
2
  1. Понятие реорганизации и её отличия от ликвидации…………………………………………………..….
3
  1. Виды реорганизации……………....………………………….
    1. Слияние
    2. Присоединение
    3. Разделение
    4. Выделение
    5. Преобразование
10
  1.   Заключение….…….…………………….……………………...
14
5.  Список используемой  литературы………………………… 18
1. ВВЕДЕНИЕ
 
 

     Тема  реорганизации юридических лиц  сложна и обширна. Реорганизация - это  прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

     Ликвидация  представляет собой прекращение  деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

     И реорганизация, и ликвидация могут  осуществляться как добровольно, так  и принудительно.

     Реорганизация представляет собой специфический  способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

     Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

     а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении  и преобразовании);

     б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих  частях (при разделении);

     в) частично как к одному, так и  к нескольким правопреемникам (при выделении).

2. ПОНЯТИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ
И ЕЁ ОТЛИЧИЯ ОТ ЛИКВИДАЦИИ
 

     Реорганизация   представляет   собой   одну   из   форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых.  В отличие от ликвидации  реорганизация  не  означает  погашения  обязательств юридического лица,  прекращающего  деятельность.

       Все его права и обязанности  переходят  к  вновь  образованным  юридическим лицам  - его правопреемникам.

       Правопреемство при  реорганизации   носит  универсальный (общий) характер.   Предполагается,    что,    во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и  обязанности, а весь их комплекс. И,  во-вторых,  организация-правопреемник не вправе  отказаться  от  принятия  каких-либо  обязательств реорганизуемого юридического лица.

     В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с  определением субъектов, к которым  переходят конкретные права и  обязанности. Наиболее актуальна эта  проблема, безусловно, для реорганизации  в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

     При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и  выделения) или передаточный акт (в  случаях слияния, преобразования и присоединения).

     Разделительный  баланс должен содержать однозначный  ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

     И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника,  включая  те,  в  отношении  которых реорганизующееся 
 

юридическое лицо считает, что у него есть основания  их не исполнять.

      Решение   о   реорганизации    может    быть    принято учредителями  (участниками)  либо   соответствующим   органом юридического лица. Здесь все зависит от  его  организационно-правовой  формы.

      В  ряде  случаев  для  реорганизации   в   форме слияния, присоединения  и преобразования  может  потребоваться  согласие Государственного комитета  Российской  Федерации  по антимонопольной  политике  и  поддержке  новых  экономических структур (ГКАП РФ).

       Законодательство  о  конкуренции   и   монополистической деятельности  допускает принудительную реорганизацию   в  форме разделения   и    выделения.    Решение    о    необходимости реорганизации принимается ГКАП  РФ  и его территориальными управлениями. Юридические лица, получившие  его предписания, обязаны провести  реорганизацию в установленный срок.   В противном случае  суд по  иску  ГКАП  РФ  должен  назначить внешнего  управляющего  юридическим  лицом  и  поручить   ему провести   реорганизацию.   Учредительные   документы   вновь создающихся  организаций,  а  также   разделительный   баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.

     Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским  кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или  ликвидации юридического лица, а также  акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.

     Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения,  
 
 

выделения и преобразования. Изменение  типа акционерного общества не является реорганизацией, так как не меняется организационно-правовая форма. Следовательно, в этом случае нормы, касающиеся реорганизации, будут неприменимы.

     Любая добровольная реорганизация начинается с принятия соответствующего решения. В акционерном обществе этот вопрос относится к компетенции общего собрания акционеров. Следует принять во внимание такие важные формальные требования:

     а) решение о реорганизации принимается  только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества;

     б) решение о реорганизации принимается  общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих  участие в общем собрании акционеров, причем при решении вопроса о  реорганизации акционеры владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса.

     Ликвидация  коммерческих организаций в отличие  от реорганизации влечёт их прекращение  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

     Ликвидация  коммерческих организаций может  быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация коммерческих организаций осуществляется по решению их учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами. В данном случае перечень оснований ликвидации коммерческой организации, предусмотренных Гражданским Кодексом, является примерным. В частности к ним относятся:  
 

  • истечение срока, на который создана коммерческая организация;
  • достижение цели, ради которой создана коммерческая организация;
  • признание судом недействительной регистрации коммерческой организации.

     Принудительная  ликвидация коммерческой организации решением суда  по  основаниям,  предусмотренным  ГК. 

     В иных  правовых актах, в том числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут. К ним относятся:

  • осуществление деятельности, запрещённой законом;
  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов                     (п. 2 ст. 61 ГК);
  • признание коммерческих организаций (кроме казённых предприятий) несостоятельными (п. 1 ст. 65 ГК);
  • уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации ниже уровня минимального размера уставного капитала  (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК).

     Требование  о ликвидации коммерческой организации  по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК, может быть предъявлено в  арбитражный суд государственным  органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования представлено законом  (п. 3 ст. 61 ГК).

     Органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный  суд с требованием о ликвидации коммерческой организации не могут. 
 
 

     Суд, принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно  не занимается её ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению  ликвидации коммерческой организации  решением суда возлагаются на учредителей  коммерческой

     организации либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации её учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).

     Порядок ликвидации коммерческих организаций  в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно  разделить на ряд стадий.

     Во-первых, ликвидационная комиссия помещает в  органах печати, в которых публикуются  данные о государственной регистрации  коммерческих организаций, публикацию о её ликвидации.

     В объявлении указывается порядок  и срок заявления кредиторами своих требований к ликвидируемой коммерческой организации. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

     Кроме того, ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов ликвидируемой  коммерческой организации и персонально  уведомить их о ликвидации коммерческой организации, а также установить должников ликвидируемой коммерческой организации и взыскать с них задолженность, в том числе путём предъявления исков  в суд.

     Во-вторых, ликвидационная комиссия, после истечения  срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявленных кредиторам требований и результатах их рассмотрения. 

     В-третьих, при недостаточности у ликвидируемой  коммерческой организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна осуществить продажу с публичных  торгов имущества коммерческой организации  в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. При этом следует иметь в виду, что при недостаточности у ликвидируемого казённого предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счёт собственника имущества этого предприятия - Российской Федерации (п. 6 ст. 63, п. 5 ст. 115 ГК).

     В-четвёртых, ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемой коммерческой организации в порядке очерёдности, установленной ст. 64 ГК.

     В соответствии со ст. 64 ГК требования кредиторов ликвидируемой коммерческой организации  подлежат удовлетворению в следующей  очерёдности:

Информация о работе Понятие реорганизации и её отличия от ликвидации