Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:03, контрольная работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение деятельности ПФР в соответствии с проводимой пенсионной реформой, выявление проблем при накоплении и расходовании денежных средств, пути их решения и оценка его значения в финансировании социальной сферы страны. Для реализации постановленных целей необходимо решить следующие задачи:
- показать причины создания ПФР и основные этапы его развития;
- охарактеризовать систему организации ПФР;
- раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами ПФР;
- рассмотреть источники формирования бюджета ПФР и выявить основные направления использования его финансов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации………………………………………………………………………….5

1.1. Причины создания Пенсионного фонда и основные этапы его развития……………………………………………………………………….5

1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда………………………………………….6

1.3. Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………..10

Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ……………16

2.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ………….16

2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………………17

2.3. Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ………………….22

2.4. Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ……….27

Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ………………………..29

3.1. Предложения по развитию Пенсионного фонда РФ………………………29

3.2. Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ………32

Заключение………………………………………………………………………….34

Список используемой литературы………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

контрольная ГМУ.docx

— 50.71 Кб (Скачать документ)

 

а) сформированных за счет сумм страховых взносов на страховую  часть трудовой пенсии;

 

б) от размещения средств  ПФР, сформированных за счет сумм страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии.

 

3. Денежных взысканий (штрафов):

 

а) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного  социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемых в ПФР;

 

б) прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых  в ПФР.

 

4. Прочих налоговых поступлений  в ПФР.

 

5. Средств федерального  бюджета, поступающих из федерального  бюджета на выплату базовой  части трудовой пенсии.

 

6. Средств федерального  бюджета, предаваемых в ПФР:

 

а) на государственное пенсионное обеспечение;

 

б) на осуществление ежемесячной  денежной выплаты ветеранам;

 

в) на социальную поддержку  Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров  ордена Славы, Героев Социалистического  труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;

 

7. Средств, полученных  из негосударственных пенсионных  фондов.

 

8. Средств Федеральной  службы по труду и занятости  на выплату пенсий, назначенных  досрочно граждан, признанных  безработными, пособий.

 

Расходы Пенсионного Фонда  Российской Федерации можно разделить  на следующие группы:

 

- по обязательному пенсионному  страхованию;

 

- по государственному  пенсионному обеспечению;

 

- на дополнительное пенсионное  обеспечение;

 

- оказание органами социальной  защиты населения материальной  помощи престарелым и нетрудоспособным  гражданам;

 

- на финансовое и материально-техническое  обеспечение;

 

- прочие расходы.

 

Расходы по государственному пенсионного обеспечению включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п.

 

Расходы по дополнительному  пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членам летних экипажей воздушных судов  гражданской авиации, выплаты дополнительного  ежемесячного пожизненного материального  обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

 

Выплаты пенсий и пособий, финансируемых фондом на возвратной основе с возмещением из средств  федерального бюджета, предусматривается  в объеме около 8% от годовой суммы  расходов фонда.

 

Расходная часть бюджета  ПФР формируется в полном соответствии с федеральными законами по пенсионной реформе - в соответствии с нормами  Федеральных законом № 173-ФЗ и  № 166-ФЗ, другими действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации, а также демографической  ситуацией в регионе [9. с.33-34].

 

Основными характеристиками бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

 

1. Утвердить основные характеристики  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации (далее - Фонд) на 2012 год:

 

1. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 5 696 858 301,4 тыс. рублей, из них 5 222 672 017,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 893 153 506,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 135 133,7 тыс. рублей;

 

2. Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 5 407 312 063,3 тыс. рублей, из них 5 222 672 017,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 1 078 200,0 тыс. рублей;

 

3. Предельный объем профицита  бюджета Фонда в сумме 289 546 238,1 тыс. рублей в части, связанной  с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

 

2. Утвердить основные характеристики  бюджета Фонда на плановый  период 2013 и 2014 годов:

 

1. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 6 280 067 478,6 тыс. рублей, из них 5 723 274 431,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 145 671 506,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 602 847,3 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 6 938 644 970,6 тыс. рублей, из них 6 295 286 479,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 121 744 615,7 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 6 092 600,1 тыс. рублей;

 

2. Общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 5 948 077 940,7 тыс. рублей, из них 5 723 274 431,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 300,00 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 6 567 611 885,3 тыс. рублей, из них 6 295 286 479,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 100,0 тыс. рублей;

 

3. Предельный объем профицита бюджета Фонда на 2013 год в сумме 331 989 537,9 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2014 год в сумме 371 033 085,3 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий [16].

 

 

 

2.3.    Анализ динамики  и структуры Пенсионного фонда  РФ

 

Российское социальное обеспечение  держится на трех страховых китах, трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде России (ПФР), Фонде социального страхования (ФСС) и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Взносы в фонды отчисляются с доходов, в этих организациях они аккумулируются и перераспределяются. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пор, пока человек не достигнет пенсионного возраста. Размеры возвращаемых средств зависят от взносов, а также эффективности работы фондов, в отличие от органов соцзащиты, чья деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов [17].

 

За годы преобразований фонды  социального страхования превратились из страховых организаций в федеральные  филиалы Минздравсоцразвития, которое переложило на них многие непосредственные функции и сделало зависимыми от федеральных ассигнований. Это значит, что недополучение федеральным бюджетом доходов моментально отразится на системе социального страхования, то есть на пенсиях, выплатах и пособиях.

 

Прогноз Минэкономразвития  по росту фонда заработной платы  в 2012-2013 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание. По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2012 году составил 8 921,0 млрд., в 2013 году – 10 299,0 млрд., в 2014 году он составит 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. Это произойдет за счет увеличения бюджетных ассигнований [15].

 

Проанализируем доходы и  расходы бюджета Пенсионного  фонда в 2009-2011 г.г.

 

 

 

 Таблица 1 - Доходы ПФР  в 2009-2011 гг. (млрд. рублей)

 

Показатели

 

 

2009 г.

 

 

2010 г.

 

 

2011 г.

 

Общий объем доходов, в  том числе

 

 

2 330,6

 

 

2 669,5

 

 

3 179,8

 

за счет страховых взносов

 

в %% к доходам

 

 

1020,6

 

43,8%

 

 

1175,6

 

44,0%

 

 

1335,2

 

42,0%

 

за счет федерального бюджета, из них

 

 

1280,3

 

 

1 456,4

 

 

1801,4

 

на выплату базовой  части пенсии

 

 

707,7

 

 

876,6

 

 

1033,0

 

Справочно: средства пенсионных накоплений на конец года

 

 

652,7

 

 

898,0

 

 

1 183,5

 

Справочно: суммарные поступления  от ЕСН в федеральный бюджет

 

 

442,8

 

 

506,0

 

 

573,7

 

 

 

Данные иллюстрируют неблагоприятную  обстановку в российской пенсионной системе. Ежегодно федеральный бюджет будет вливать в ПФР в среднем 57% необходимых средств. За три года поступления от страховых пенсионных взносов вырастут всего на 30,8%, тогда  как ассигнования из бюджета –  на 40,7%. Доля федерального бюджета, направляемая в ПФР в 2009 году составила 19,3%, в 20010 году – 19,5%, в 2011 году составит 22,3%. Пятая часть федерального бюджета ежегодно будет направляться пенсионерам.

 

Есть еще один нюанс, который  нам пригодится ниже. Страховые взносы, суммарно составляющие в 2009 году 1020,6 млрд. рублей, подразделяются на 810,0 млрд. рублей страховой части и 210,3 млрд. рублей части накопительной. В 2010 году соответственно - 922,6 млрд. и 253,0 млрд. рублей, в 2011 году - 1035,9 млрд. и 299,3 млрд. рублей.

 

Расходы ПФР в 2009-2011годах  не менее занимательны, чем доходы.

 

 

 

Таблица 2 - Расходы ПФР  в 2009-2011 гг. (млрд. рублей)

 

Показатели

 

 

2009 г.

 

 

2010 г.

 

 

2011 г.

 

Общий объем расходов, в  том числе

 

 

2 099,9

 

 

2 464,8

 

 

2 877,8

 

Выплата трудовых пенсий,

 

в том числе страховой  части

 

 

1 615,2

 

929,2

 

 

1 923,5

 

1073,0

 

 

2 235,3

 

1 232,6

 

Социальные пенсии

 

 

66,6

 

 

85,8

 

 

102,2

 

Расходы на осуществление  ежемесячной денежной выплаты (монетизация  льгот)

 

 

251, 7

 

 

266,5

 

 

282,2

 

Финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности ПФР

 

 

46,9

 

 

49,1

 

 

49,1

 

Расходы на выплату "материнского капитала"

 

 

-

 

 

-

 

 

55

 

 

 

Попробуем подсчитать реальную величину дефицита бюджета ПФР.

 

Поступления от ЕСН в 2009 году составили 442,8 млрд., в 2010 году – 506,0 млрд., в 2011году – 573,7 млрд. рублей. Трансферты, перечисляемые из бюджета в ПФР, представлены в первой таблице. Таким  образом, только по базовой части  пенсии дефицит пенсионной системы  в 2009 году составил 264,9 млрд., в 2010 году – 370,6 млрд., в 2011 году составит 459,3 млрд. рублей.

 

Дефицит ПФР по страховой  части в 2009 году составил 119,2 млрд., в 2010 году - 150,4 млрд., в 2011 году – 196,7 млрд. рублей.

 

Итого: дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2009году составил 384,1 млрд. рублей, в 2010 году – 521,0 млрд. рублей, в 2011 году – 656,0 млрд. рублей.

 

Сравним с официальными данными  по дефициту, представленными в проекте  бюджета ПФР, составленным с учетом федеральных вливаний. Бюджет фонда  по распределительной составляющей сформирован в 2009 году с профицитом в сумме 27,6 млрд. рублей, в 2010году с  текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. рублей, в 2011 году с профицитом в сумме 16,5 млрд. рублей.

 

Таким образом, спрогнозированный  на 2009-2011 г.г. бюджет фонда не совпадает с реальной ситуацией, сложившейся в сфере пенсионного обеспечения [13].

 

Дополнительно Пенсионному  фонду РФ доверено осуществлять некоторые  выплаты по социальному обеспечению. Это ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Родиной, ежемесячные денежные выплаты, связанные с монетизацией льгот, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, возмещение уплаты страховых взносов в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву.

 

Все это осуществляет ПФР, а расходы на организацию процесса проходят по статье "Финансовое и  материально-техническое обеспечение  текущей деятельности ПФР", то есть осуществляются за счет пенсионных взносов  граждан РФ.

 

По этой статье запланированы  огромные затраты – более $1,8 млрд. ежегодно. В народе бытует мнение, что  основная часть этих расходов материализуется  в содержании органов пенсионного  обеспечения. В 2009-2011 годах ПФР потратит на содержание органов фонда по всей стране в среднем 47,1 млрд. рублей, а  на капитальные вложения и проектные  работы по строительству объектов –  в среднем 1,1 млрд. рублей.

 

Еще одна не относящаяся к  фонду статья расходов ПФР, отмеченная в таблице 2 – выплата "материнского капитала". Сумма выплаты на одного ребенка в начале действия национального  проекта составляла 250 тыс. рублей. В  последующие годы она пересчитывалась. В бюджете на 2011 год предполагается выплатить (перевести на ипотеку, образование, дополнительное пенсионное обеспечение) 55 млрд. рублей. В пересчете на головы, в 2010 году ПФР "осчастливит" 220 тыс. семей. По статистике треть родов  приходится на второго или третьего ребенка. За 2010 год родилось порядка 500 тыс. детей, чьи матери имеют право  на получение "материнского капитала", общая же сумма необходимых средств  составит 125 млрд. рублей. В бюджете  ПФР предусмотрено в 2,3 раза меньше.

 

Таким образом, проанализировав  динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2009-2011 г.г., можно выявить увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Это свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, материнский (семейный) капитал).

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы