Отличие налоговой системы России от налоговых систем западных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:35, реферат

Описание

Сегодня особенно актуальна и трудноразрешима проблема организации эффективного налогового контроля в России, являющегося важным средством защиты имущественных интересов, как частных собственников, так и государства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..3



1. Налоговая система России…………………………………………..4

а) Налоговая система………………………………………………….5

б) Структура налогов………………………………………………….5

в) Виды налогов……………………………………………………….5

г) Система налогообложения…………………………………………6



2. Налоговая система Испании………………………………………...7

3. Налоговая система Великобритании……………………………….9

а) Подоходный налог………………………………………………...9

б) Налоги с корпораций……………………………………………...9

в) Налог на доход с производства топлива………………………..10

г) Налог на доход от реализации основных средств………...……10

д) Налог на наследство………………………………………………10

е) Налог на добавленную стоимость (НДС)………………………..11

ж) Акцизы…………………………………………………………….12



4. Налоговая система Германии ……………………………………….14

5. Налоговая система Италии ………………………………………….15

а) Подоходный налог с физических лиц……………………………15

б) Налог на добавленную стоимость………………………………..18

в) Налоги с деловых операций………………………………………18

г) Гербовый налог………………………………..….………………..18

д) Регистрационный налог…………………………..….……………18



6. Налоговая система Канады………………………………..…………19

а) Подоходный налог………………………………………...………19

б) Налог на прирост рыночной стоимости активов…………..……20

в) Налог на прибыль……………………………………………...…..21

г) Налог с продаж……………………………………………………..22

д) Налог на товары и услуги……………………………………...….22

е) Координация налогов……………………………………….…..…23



7. Налоговая система США……………………………………….…..…25

а) Структура и эволюция…………………………………….…..……25

б) Налоговый законодательный процесс………………………..…....25

в) Личный подоходный налог…………………………………….…..26

г) Налог c доходов корпораций……………………………………….27

д) Налоги на потребление (consumption taxes)…………………….....27

е) Налоги на заработную плату (payroll taxes)……………………….28

ж) Уклонение от налогов…………………………………………...….29



Заключение………………………………………………………….…..32

Задача…………………………………………………………………....33

Используемая литература……………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Отличие НС России от НС западных стран.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

 

Основным недостатком налогообложения корпораций признается существенная вариация эффективной налоговой ставки по индустриям, что искажает распределение ресурсов и снижает таким образом продуктивность капитала, затрудняя оптимальное инвестирование.

 

д) Налоги на потребление (consumption taxes)

 

Потребительские налоги в основном используются штатами и местными органами управления, для которых это незаменимый источник постоянного дохода. На федеральном уровне, однако, они непопулярны, поскольку считается, что они сдерживают экономическую активность. Поэтому их основная функция - коррекция схем производства, распространения и потребления товаров.

 

Потребительские налоги подразделяются на НДС, налоги с продаж, налоги с оборота, акцизы, налоги на предметы роскоши. Даже в случае плоской налоговой шкалы распределение налогового бремени зависит от эластичности спроса/предложения конкретного товара; те экономические агенты, чье поведение менее чувствительно к цене, несут большее налоговое бремя. Действие акцизов основывается именно на этом принципе. Если спрос и/или предложение неэластично, то даже высокая ставка налога не ведет к сильному сокращению облагаемого обращения (дорожный налог, сырая нефть, телефонная связь, авиаперевозки). И напротив, в случае, когда эластичность спроса и предложения достаточно высока, акциз используется для сокращения нежелательных внешних эффектов (экстерналий) подакцизного товара (алкоголь, табак).

 

Акцизы не очень популярны, потому что, как правило, их бремя падает на потребителя. К тому же они несправедливы из-за их различия в налогообложении налогоплательщиков с различными шаблонами потребления. Закон о Сокращении Акцизов (the Excise Tax Reduction Act) от 1965-го года отменил большинство федеральных акцизов, за исключением некоторых регулирующих и дорожного акциза, из которых оплачивается амортизация инфраструктур, критических для бизнеса и частных лиц.

 

Вообще говоря, на федеральные потребительские налоги приходится лишь 1.1% ВВП (всего доходы федерального бюджета составляют 20.5% ВВП). Противники потребительских налогов находят следующие доводы в пользу персонального налога (по сравнению с НДС):

 

1). Налоговая система, основанная на НДС, гораздо более ригидна.

2). Федеральный налог с продаж или НДС привели бы к вторжению федерального правительства в сферу, которая является источником средств на местном уровне.

3). Нагрузка американских налогов на плательщиков с низким финансовым статусом и так достаточно велика.

 

е) Налоги на заработную плату  (payroll taxes)

 

Впервые введены Актом о системе социального обеспечения (Social Security Act) в 1935-м году. За 30 лет их доля в налоговых поступлениях федерального бюджета выросла вдвое (с примерно 17% в 1955-м году до 33% в 1980-х). На них держится система социального обеспечения США.

 

 

 

Ограниченный объем этой статьи не позволяет изложить здесь анализ прочих налогов, главными из которых являются налоги на собственность (в основном, для местных органов управления) и "налоги на смерть" (на дарение и наследование, в основном - федеральные). Можно лишь сказать, что последние налоги, несмотря на благоприятное мнение со стороны аналитиков, встречают серьезную оппозицию со стороны общественности, а поэтому широко не практикуются.

 

В остальном различие между федеральным уровнем и местным вытекает из большой мобильности налогоплательщиков и бизнеса, в результате чего штаты вынуждены конкурировать друг с другом. Поэтому акцент местного налогообложения падает на наиболее стабильно собираемые налоги (потребительские и с собственности); местные налоговые шкалы обычно плоские или регрессивные.

 

Это одна из причин, по которой налоги в США признаются одними из самых низких в индустриальных странах. В 1993-м году США имели четвертое снизу отношение налогов к ВВП среди 24 стран OECD - 27.9%, при среднем по этим странам 37.8%.

 

Вторая причина относительно низкого уровня налогов - высокая (по сравнению с другими странами) терпимость к бюджетному дефициту. Экономика США составляет лишь около 30% от мировой, а нац. валюта отвечает примерно за 60% мировых расчетов, следовательно, бремя инфляционного налога падает примерно одинаково на США и на остальной мир. Пользуясь этим налогом умеренно, не разрушая лидерства доллара, правительство США может финансировать свой бюджетный дефицит эффективнее конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

Перед тем как обсудить собственно проблемы с налоговой дисциплиной, следует сказать несколько слов о влиятельной в настоящее время среди экономистов и налоговых экспертов "теории рациональных ожиданий". Автор этой теории, представитель Чикагской школы макроэкономики Роберт Лукас, заслужил Нобелевскую премию 1995-го года.

 

Крайняя версия этой теории допускает, что рынки эффективно представляют информацию по спросу и предложению товаров и активов и что экономические агенты эту информацию эффективно используют. Также допускается, что люди не делают систематических ошибок в своих ожиданиях экономической политики правительства, включая налоговую. Конечно же, в такой экстремальной форме некоторые побочные выводы этой теории выглядят совсем уж невероятно. В частности, получается, что полностью отсутствует какая-либо безработица (кроме добровольной). И что колебания конъюнктуры объясняется тем, что люди делают-таки небольшие ошибки в своем экономическом поведении, каковые затем быстро исправляются.

 

Но если отвлечься от гипербол и принимать теорию лишь как инструмент трансляции суждений, то отсев "издержек теоретизирования" даст в сухом остатке здраво звучащие формальные выводы. Один из рецептов школы рациональных ожиданий состоит в том, что правительство может помочь стабилизации экономики лишь путем убеждения экономических агентов в предсказуемости и надежности своей экономической политики. Вмешательство в фискальную/монетарную политику с целью изменения поведения людей и фирм имеет эффект - лишь когда оно непредвиденно. Проблема в том, что очень трудно или даже невозможно проводить систематическую политику, которая была бы долгое время непредвиденной.

 

Дух этой теории влияет, в частности, на восприятие властями такой проблемы, как налоговая дисциплина. Считается, что и те, кто платят налоги полностью, и те, кто их избегают, ведут себя рационально. Любая кампания в духе "заплатил налоги и спи спокойно" заведомо чревата политическими издержками, если не подкрепляется конкретными ходами по оптимизации налогообложения. Оценка последних, однако, является достаточно сложным делом для общественности. Причина - не существует какого-то отдельного тома, охватывающего все детали фискальной системы. По этим деталям существуют целые библиотеки. Поэтому основной способ борьбы за налогоплательщика - это разумные ставки налогов. На уровне штатов, где конкуренция за богачей и бизнес высока, эффективные ставки налогов невысоки и регрессивны.

 

ж) Уклонение от налогов

 

Информация по уклонению от налогов в США крайне противоречива, что следует из природы изучаемого явления. На вопрос, существует ли какой-то мейнстрим в отношении этой проблемы, один из моих собеседников-профессоров сказал на неподражаемой смеси русского и английского:

 

- No mainstream. Just agitprop.

- ?..

- Agitprop. Lenin! Kompartia!.. Масса людей подают заявления на налоговый возврат, а то, сколько из них имеет на это право, плохо поддается проверке.

 

Надо сказать, что мой собеседник был слишком большим специалистом в налоговом федерализме, как западном, так и российском, чтобы его высказывание можно было легко списать на чувство юмора или эксцентризм. Тем не менее, автор этих строк предпринял некие усилия, чтобы мейнстрим все-таки нащупать. Результаты таковы:

 

Во-первых, есть некоторая группа эмпирических работ по уклонению от налогов; между выводами имеется большая корреляция в части знаков тех или иных эффектов. В части оцениваемых абсолютных величин корреляция удручающе мала. В общем-то, это характерно не только для США. Например, в обзоре эмпирических работ, который дает Карсон 1, диапазон оцениваемой доли теневой экономики в ВВП следующий: США - 4-33%, Австралия - 4-12%, Германия - 2-11%, Италия - 10-33%, Япония - 4-15%, Великобритания - 1-15%.

 

Во-вторых, координация усилий между академическими оценками, законодательным процессом и действиями властей по укреплению налоговой дисциплины мала либо отсутствует. Координация между экспертами и органами по борьбе с отмыванием денег, напротив, вполне удовлетворительна.

 

В-третьих, ни академическими исследователями, ни налоговыми органами не выявлено инфраструктуры, способствующей уклонению от налогов; нет никакого аналога, например, российским фирмам-однодневкам, занимающимся конвертацией денежных средств в черный нал (подробно эту российскую проблему рассматривает в своих работах проректор Высшей Школы Экономики Андрей Яковлев). Зато существует обратная проблема: индустрия по отмыванию денег.

 

Питер Квирк 2 выделяет следующие потенциальные инструменты отмывания:

 

1. Получение депозитов и других возмещаемых средств от частных лиц.

2. Выдача кредитов.

3. Финансовый лизинг.

4. Услуги по перечислению денег.

5. Выпуск в обращение альтернативных средств платежа (таких, как кредитные карты, дорожные чеки и банковские тратты).

6. Гарантии и поручительства.

7. На своем или клиентском счету, операции с инструментами денежного рынка, иностранной валютой, фьючерсами и опционами, ценными бумагами.

8. Участие в выпуске акций и в услугах, связанных с их выпуском.

9. Финансовое посредничество.

10. Управление портфельными инвестициями и консультации.

11. Хранение и управление ценными бумагами.

12. Поручительские услуги.

13. Трастовое управление.

 

То есть, практически любая финансовая активность является таким потенциальным инструментом.

 

Стоит суммировать некоторые факты, по которым среди исследователей особых споров уже не ведется (обзор частично дает Клотфельтер 3):

 

Уклонение от налогов в США сильно различается по различным категориям налогоплательщиков и различным видам дохода. Так, например, только 51% чистой ренты, 82% дохода с ферм и 96% дохода по дивидендам было декларировано в штате Висконсин; доходы с капитала были декларированы федеральным органам лишь на 37%.

 

Обнаружена и подтверждается многими исследователями положительная взаимосвязь уклонения от налогов со ставками налогов, с инфляцией, с запасами наличной валюты. Эластичность общей суммы недекларированного дохода по налоговой ставке статистически отлична от нуля и оценивается от 0.5 до 3 (см. [3], стр 372), что довольно высоко.

 

Данные IRS серьезно занижают масштаб уклонения от налогов.

 

Способы оценки масштабов уклонения от налогов и методы выявления "групп риска"

 

Макроэкономическое сравнение реального ВВП и налоговой базы - см. Quirk, Peter J., Macroeconomic Implications of Money Laundering. IMF working papers, International Monetary Fund, June 1996.

 

Выявление характеристик, свойственных индивидуумам, уклоняющимся от налогов. Пример: специальное исследование IRS 4 по налогоплательщикам, класссифицирующим себя как независимые подрядчики (independent contractors), с доходом ниже $10 000 в год. Сравнение ошибок занижения и завышения в декларировании дохода - Clotfelter, Charles T., "Tax Evasion and Tax Rates: An Analysis of Individual Returns''. The Review of Economics and Statistics, 65(3): 363-73, August 1983.

 

Отслеживание индикаторов обращения наличной денежной массы 5. Например, в обычном денежном обращении в США практически не встречается стодолларовая банкнота; напротив, нелегальное обращение базируется в основном, на пятидесяти- и стодолларовых купюрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключение, необходимо отметить неко­торые основные положительные моменты, характерные для си­стемы сбора налогов в США и ФРГ, влияющие на поступление налогов в государственную казну, которые могут быть уч­тены при становлении эффективного налогового контроля в нашей стра­не.

1.Хорошо развитая и фи­нансируемая автоматизация системы сбора налогов, а так­же распространение системы безналичных расчетов.

2. Большое значение дело­вой и финансовой репутации бизнесмена на Западе. Инфор­мация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговыми органами может пагубно сказаться на дальней­шем развитии бизнеса, отпуг­нуть деловых партнеров.

3. Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащен­ность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансо­во-хозяйственной деятельности.

4. Горизонталь­ные и вертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в США.

Информация о работе Отличие налоговой системы России от налоговых систем западных стран