Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:02, статья
Бюджетный федерализм в терминах и понятиях. Бюджетный федерализм в России - явление сложное и постоянно развивающееся. Сфера бюджетного федерализма, его принципы и модели в полной мере распространяется на: межбюджетные отношения: бюджетное устройство; бюджетную систему.
Научно-практический журнал
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ №5(85)/2008
 Особенности бюджетного 
федерализма в Российской 
 Бюджетный федерализм 
в терминах и понятиях. Бюджетный 
федерализм в России - явление 
сложное и постоянно 
Федерализм и бюджетный федерализм соотносятся как целое (федерализм) и его часть (бюджетный федерализм). Бюджетный федерализм - производное от федерализма и без федерализма невозможен.
Недооценка значимости принципов бюджетного федерализма в реальных бюджетных правоотношениях влечет за собой негативные экономические последствия. Политико-правовая основа бюджетного федерализма закладывалась в Декларации о государственном суверенитете РСФСР и в
Федеративном договоре, основные положения которого вошли в Конституцию РФ.
В России действует 
Бюджетный кодекс РФ, который служит 
целям финансового 
Государственный бюджет является нормативно-правовым актом, ежегодно принимается федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год (ст. 2 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, государственный 
бюджет - это основной финансовый план 
образования, распределения и использования 
централизованного денежного 
Экономическая роль 
государства проявляется в ряде 
функций: 
- регулирующая - государство реализует экономическую политику и заимодействует с различными структурами предпринимательского сектора экономики;
- распределительная - государство перераспределяет созданный национальный доход между его производителями и потребителями;
- социальная - государство 
поддерживает социальную 
- контрольная - государство определяет основные ориентиры социально-экономического развития общества и контролирует их соблюдение;
- исполнительно-распорядительная 
- различные органы государственной власти 
обеспечивают на всех уровнях реализацию 
бюджетной политики государства. В федеративном 
государстве эта функция приобретает 
особое значение с учетом того, что исполнительно-распорядительные 
полномочия предоставляются не только 
государственным, но и местным органам 
власти. 
Бюджетные отношения являются частью финансовых отношений, а финансы предназначены для выполнения задач и функций государства и представляют собой систему экономических отношений, в процессе которых формируются, распределяются и используются государственные фонды денежных средств (финансовые ресурсы). Бюджету присущи денежная форма и основные функции финансов. Таким образом, бюджет - это совокупность всех элементов бюджетной системы страны и по существу основа финансовой базы государственного регулирования и управления в условиях рыночной экономики.
Существует и политический 
аспект государственного бюджета. Государственный 
бюджет всегда представляет собой компромисс 
между основными социально-
Все вышеназванные 
три аспекта в комплексе 
Термин «бюджетный 
федерализм» употребляется не только 
в отношении государств, имеющих 
федеративное устройство, но и в 
отношении унитарных 
Обращает на себя внимание выделение экономической составляющей данного понятия. При этом бюджетный федерализм рассматривается в качестве ключевого определения в бюджетной сфере как с экономических, так и с правовых и политических позиций. И в этом заключается еще одна особенность бюджетного федерализма - его всеобъемлемость.
В энциклопедии «бюджетный 
федерализм» определяется как «форма 
автономного функционирования бюджетов 
различных уровней 
Бюджетный федерализм- 
это система бюджетных 
Понятие «модель 
бюджетного федерализма» состоит из 
ряда обязательных для исполнения требований, 
закрепленных в федеральном нормативно-
Специалисты также выделяют понятие «бюджетно-налоговый федерализм», которое отражает один из уровней экономического федерализма- федерализм собственности на финансовые ресурсы или бюджетно-налоговый федерализм. В федеративной реальности России бюджетный федерализм охватывает самые разные аспекты общественной жизни - политические, правовые, экономические, финансовые. Поэтому для его характеристики нужен системный подход. Под бюджетным федерализмом следует понимать многогранную, многоуровневую совокупность отношений в бюджетной сфере между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами самоуправления, которая формируется в политически согласованных и четко закрепленных рамках, позволяющих каждому уровню власти и управления в полной мере реализовать на самостоятельной основе в общегосударственных, общенациональных интересах возложенные на него Конституцией страны и Федеративным договором полномочия. Функции финансов и бюджета одинаковы - аккумулирующая, распределительная и контрольная Однако содержание этих функций у финансов и бюджета различно. Сравним их в нижеприведенной таблице.
Реализуя свои властные 
полномочия, государственные органы 
практически осуществляют функции 
государства, но этот процесс становится 
возможным только при наличии 
у них финансовых ресурсов, источником 
которых служит государственный 
фонд денежных средств. Таким образом, 
бюджет является основой любой деятельности 
органов государственной 
Основные функции 
финансов и бюджетаФункции Финансы 
Аккумулирующая Созданный национальный доход аккумулируется в системе централизованных фондов, при распределении финансовых ресурсов которых обеспечиваются общегосударственные потребности. На всех уровнях государственной власти формируются и используются централизованные фонды денежных средств, с помощью которых властные органы практически осуществляют свои задачи и функции.
Распределительная Финансовые ресурсы перераспределяются через систему централизованных фондов. Бюджетные доходы, составляющие финансовые ресурсы централизованных фондов, перераспределяются, образуя при этом расходы бюджета.
Контрольная  Наблюдение 
за распределением национально! о дохода 
по соответствующим фондам и расходованием 
финансовых ресурсов этих фондов по целевому 
назначению.  Государственный контроль 
за формированием, исполнением и расходованием 
бюджетов всех уровней.  
 
При правовом подходе 
сущность бюджетного федерализма состоит 
в нормативном законодательном 
определении налоговых и 
Понятие «бюджетный 
федерализм» нередко 
Бюджетный федерализм 
в оценке российских экономистов. Существуют 
разные варианты понятий, предлагаемых 
современными российскими экономистами: 
- «цивилизованный 
экономический федерализм», 
- «финансовый федерализм» 
- рассматривает ряд вопросов, которые 
не отражаются должным образом 
в работах по бюджетному 
- «бюджетно-налоговый 
федерализм» обосновывает 
- «переговорный федерализм» 
отражает сложившуюся в России 
систему переговорного 
 Концепция бюджетного 
федерализма неотделима от 
Бюджетный федерализм можно понимать и как многоаспектный и сложносоставной механизм установления и регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей. Бюджетный федерализм выходит за рамки собственно финансовых отношений и не может строиться и реализовываться только в структуре этих отношений.
Межбюджетные отношения, 
сложившиеся России, методология, принципы 
и практика их осуществления представляют 
собой явление сложное и 
Бюджетный федерализм представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных уровней и структур (органов) государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством налогов, платежей, сборов, бюджетных ассигнований и расходов.
Межбюджетные отношения призваны регулировать различные уровни государственного бюджета. Бюджет в зависимости от экономического субъекта является государственным, региональным, местным (муниципальным). В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (сг. 6) совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему России, Таким образом, бюджетная система РФ представлена тремя уровнями; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты, которые включают бюджеты всех видов муниципальных образований (города, села, района и т.д.).
Информация о работе Особенности бюджетного федерализма в Российской Федерации