Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала дать оценку современному состоянию межбюджетных отношений в Российской Федерации (далее - РФ).
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
• дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
• провести анализ межбюджетных трансфертов;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования межбюджетных отношений
в Российской Федерации 5
1.1. Характеристика механизма функционирования межбюджетных
отношений в Российской Федерации 5
1.2. Основные принципы межбюджетных отношений 8
1.3. Межбюджетные трансферты 10
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в современных условиях
в Российской Федерации 12
2.1. Современное состояние межбюджетных отношений в
Российской Федерации 12
2.2. Перспектива развития межбюджетных отношений в Российской
Федерации на 2013 - 2014 года 19
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 27
Приложения 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение                                                                                                                       3

Глава 1. Теоретические основы формирования межбюджетных отношений

               в Российской Федерации                                                                           5                                                                            

        1.1. Характеристика механизма функционирования  межбюджетных

   отношений в Российской Федерации                                                         5

        1.2. Основные принципы межбюджетных отношений 8

       1.3. Межбюджетные трансферты       10

Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в современных условиях  

               в Российской Федерации                                                                          12                                                         

        2.1. Современное состояние межбюджетных отношений в

               Российской Федерации                                                                              12                                                                                                                                                                                    

       2.2. Перспектива развития межбюджетных отношений в Российской

               Федерации на 2013 - 2014 года                                                                  19                     

Заключение                                                                                                                 24

Список использованных источников и литературы                                               27

Приложения                                                                                                                28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реформирование  межбюджетных отношений требует  продолжения и имеет объективную  необходимость совершенствования  их, так как именно они являются одной из составляющих бюджетного федерализма. Одной из главных проблем можно выделить централизацию основных налоговых отчислений и фискальную направленность государства, которая не дает дальнейшему развитию и стимулированию региональных и местных властей в наращивании собственного экономического потенциала.

Изучение, обобщение и анализ преобразований произошедших в переходном периоде к новым условия федеративного устройства и поэтапного реформирования в сфере регулирования межбюджетных отношений, необходим как для более полного понимания сути и оценки проведенных реформ, так и для выработки новых предложений по качественному улучшению сложившейся модели межбюджетных отношений.

Исходя из данных соображений, выбранная проблематика представляется актуальной, имеющей  практическое и теоретическое значение, определяет интерес к указанной теме.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала дать оценку современному состоянию межбюджетных отношений в Российской Федерации (далее - РФ).

Достижение  указанных целей предполагает решение следующих задач:

  • дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его         сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
  • провести анализ межбюджетных трансфертов;
  • оценить современное состояние межбюджетных отношений в РФ;
  • изучить перспективу дальнейшего развития межбюджетных отношений.

При написании  курсовой работы были использованы такие методы как: анализ нормативно-правовой документации, сравнение  и анализ показателей, изучение литературы по данной теме.

Объект исследования - межбюджетные отношения в РФ.

Предмет исследования – современное состояние межбюджетных отношений в РФ.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования межбюджетных отношений в РФ, во второй главе проводится оценка современного состояния бюджета РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации

1.1.Характеристика механизма функционирования  межбюджетных отношений в Российской Федерации

 

Распределительная и контрольная функция обуславливает  сущность бюджета как экономической  категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических  отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.

Государственный бюджет страны - основной финансовый план образования и использования  общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической политики.

Взаимосвязь между  отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным устройством. Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства. По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Поэтому в стране должен выполняться принцип бюджетного федерализма. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных и региональных уровней власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.

Построение  бюджетной системы Российской Федерации  основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет РФ. ( см. приложение 1).

Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

Межбюджетные  отношения — это взаимоотношения  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

Целями организации  системы межбюджетных отношений могут быть:

  • выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • стимулирование роста налогового потенциала;
  • финансовое управление территориальным развитием;
  • снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне;

          Конечная цель межбюджетных отношений состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.

Для централизованной бюджетной системы характерна высокая  степень концентрации налоговых и иных поступлений в федеральном бюджете, средства которого в ходе так называемого межбюджетного выравнивания перераспределяются между нижестоящими бюджетами путем предоставления им разнообразных субсидий. Такая система позволяет мобилизовывать и целенаправленно использовать значительные бюджетные средства, прежде всего в общегосударственных интересах. Но при этом остается слишком мало возможностей для учета фактических потребностей отдельных территорий (субъектов федерации и муниципальных образований) и обеспечения их заинтересованности в расширении собственных доходов потенциалов.

Децентрализация бюджетной системы, уменьшающая  концентрацию бюджетных доходов  в «центре», соответственно сокращает  объем перераспределяемых средств, но почти никогда не избавляет полностью от необходимости применения механизмов межбюджетного выравнивания. Это обусловлено минимум двумя главными мотивами. Во-первых, пока нигде не удавалось на практике обеспечить полного соответствия величины налоговых и иных бюджетных доходов объему расходных обязательств соответствующих органов власти; недостаток средств, обычно вынужденно компенсируют бюджетными субсидиями. Во-вторых, существует задача воздействия центральной власти на формирование бюджетной и иной политики территориальных органов исходя из общегосударственных приоритетов.

 Несбалансированность бюджетов «по вертикали» определяется тем, что объем функций, возлагаемых на субфедеральные органы власти, как правило, превышает их возможности по финансированию необходимых расходов за счет закрепленных доходных источников.

Несбалансированность  бюджетов «по горизонтали» связана  с неравномерностью экономического развития территорий, соответственно дифференциацией их доходных (налоговых) потенциалов (различия доходных возможностей крупных и малых городов, урбанизированных и сельских районов). Указанные различия возникают в силу не зависящих от самих территорий причин: отсутствия природных ресурсов, неблагоприятной демографической структуры населения.

Основной инструментарий межбюджетного выравнивания - межбюджетные трансферты. Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).

Современную систему бюджетных взаимоотношений в РФ предопределила принятая в 1993 году Конституция РФ. Все крупные национально- и административно-территориальные образования получили статус субъектов Российской Федерации. Введение в юридический оборот термина "субъект Федерации" имело отнюдь не формальное значение, а означало приобретение всеми территориями, входящими в состав Российской Федерации, статуса государственно-правовых образований, т. е. перевод отношений с ними в договорную плоскость и признание их суверенитета в областях, не переданных в ведение Федерации. В результате разграничения в Конституции полномочий Российской Федерации и ее субъектов были определены и зафиксированы три уровня компетенции: вопросы ведения и полномочия Федерации, субъектов Федерации и вопросы их совместного ведения. Местное самоуправление отделено от государства, и определена сфера его компетенции [1].

 

1.2.Основные принципы межбюджетных отношений

 

Межбюджетные  отношения в России основаны на следующих  принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации [6].

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ предполагает два момента. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы - федеральный, региональный или местный бюджет - имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

Информация о работе Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации