Обслуживание государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является, изучение динамики и структуры государственного долга.

Содержание

Введение
Глава 1 Обслуживание и управление государственным долгом РФ 3
1.1 История возникновения государственного долга РФ 5
1.2 Структура и динамика государственного долга РФ 7
1.3 Обслуживание государственного долга РФ 13
1.4 Управление государственным долгом РФ 15
Глава 2 Анализ управления государственным долгом за период
2006-2010г.г. 21
2.1 Анализ структуры и динамики государственного долга. 21
2.2 Проблемы эффективного управления государственным долгом. 28
2.3 Направления совершенствования системы управления государственным долгом. 31
Заключение. 36
Список литературы. 38
Приложение 1. 41
Приложение 2. 42
Приложение 3. 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая БСРФ.doc

— 380.00 Кб (Скачать документ)

Отсрочка погашения  займа заключается в том, что, как и при консолидации, отодвигаются сроки погашения займа и, кроме  того прекращается выплата долгов.

Все перечисленные  способы регулирования государственного долга объединяются одним понятием – реструктуризация. Кроме разных видов реструктуризации государство – заёмщик может аннулировать государственный долг, т.е. полностью отказаться от обязательств по своим долгам, как это сделало Советское правительство в 1918г., отказавшись платить по всем царским долгам.

Проблема государственного долга, особенно внешней задолженности, несколько ослабившая за последние  три года в связи с сохранением  высоких мировых цен на нефть  и другие энергоносители, не потеряла своей актуальности и значимости для экономики РФ.

Ежегодные объёмы погашения внешнего долга и расходы  на его обслуживание превышают 500 млрд. рублей.  Они ложатся тяжёлым  бременем на развитие российской экономики. Эффективность государственных  заимствований крайне низка.

Управление  государственным долгом осуществляется крайне неэффективно.

В результате в  настоящее время уровень государственного долга сохраняется на безопасном уровне менее 9% ВВП, что обеспечивает устойчивость бюджетной системы и способствует укреплению международного авторитета России как государства, со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране. [28]

Государственная долговая политика Российской Федерации на 2008–2010 годы не предусматривала привлечения финансовых несвязанных кредитов на внешнем рынке. Принципы государственной долговой политики Российской Федерации:

-замещение  государственного внешнего долга  внутренними заимствованиями;

-развитие рынка государственных ценных бумаг;

-использование  государственных гарантий, для ускорения  экономического роста;

-использование  инструментов долговой политики  с целью осуществления дополнительной  стерилизации излишней денежной  массы и борьбы с инфляцией.

В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 

2008–2010 годах  исходило из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами станут, повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Заимствования на рынке государственного внутреннего  долга в основном будут носить средне– и долгосрочный характер. [29]

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ ЗА ПЕРИОД 2006-2010Г.Г.

2.1 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ  И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА.

 

Рынок внутреннего  долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике –  почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или  менее оформленном виде и имеются  хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Структура современного внутреннего долга РФ состоит  из:

  • Облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
  • Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% годовых – во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее – 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.
  • Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет, впервые выпущен в мае 2002г.
  • Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);
  • Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;
  • Облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;

Облигаций внутреннего  валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности  Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары США. Номинал  облигации – 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска – 7885 млн. долл. Пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка – 3% годовых выплачивается один раз в год [21].

В структуре  государственного внутреннего долга  Российской Федерации преобладают  среднесрочные облигации ОФЗ-ПД, ОФЗ-АД. (прил.1)

По сотоянию на 01.05.2010 года объём внутреннего  государственного долга составлял 2180,79 млрд.руб. динамика его развития с 1993года изображена на рис. 1.

 

Рис.1 Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации млрд. руб.

 

Основное увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос  рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. Только за последние 7 лет внутренний долг увеличился на 1 414,82 млрд. руб. (рис. 1)

В 2009 году государственный  долг увеличился на 594,91 млрд. руб. целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 86,063 млрд. руб. В соответствии с Федеральным законом ", утверждена Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (Приложение 2) [2].

Система управления государственным внешним долгом РФ базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности  возникновения кризисов ликвидности  или платежеспособности, а также  на постепенном снижении зависимости  федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства  бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

· задолженности  странам - участницам Парижского клуба;

· задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;

· задолженности  по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

· задолженности  перед международными финансовыми  Организациями;

· задолженности  бывшим странам СЭВ;

· еврооблигационных  займов;

· ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

· кредитов Центрального Банка России (приложение 3) .

По состоянию  на 01.05.2010 года объем государственного внешнего долга РФ составил 41,9067млрд. долларов США., или 31,7138млрд.евро. По основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга.

Относительно  невелика и долговая нагрузка на бюджет. Этому способствовала последовательная политика Правительства РФ, направленная на отказ от новых внешних заимствований  в сочетании с операциями по активному управлению государственным внешним долгом.

 Благоприятная  внешнеэкономическая конъюнктура  и устойчивый экономический рост (до октября 2008 г.) позволили добиться  наиболее выгодных условий потенциальных  заимствований на рынках капитала, и существенно снизить государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) (рис. 2).

 

Рис. 2 Государственный внешний долг Российской Федерации млрд.

 

За последние 5 лет внешний долг снизился на 72,19 млрд.дол. США. Это способствовало повышению уровня суверенного кредитного рейтинга России и улучшение условий привлечения государственных заимствований, основной проблемой в области государственного долга в настоящее время является отсутствие возможности устойчивого рефинансирования государственного долга за счет внутренних и внешних заимствований в необходимых объемах и на благоприятных условиях. При этом способность осуществлять внешние займы ограничивается риском сокращения доступа на рынки заимствований по причинам, не зависящим от РФ (политическая ситуация в мире, долговые кризисы в крупнейших развивающихся странах и т.д.), а также сохраняющейся относительной структурной слабостью экономики РФ, ее высокой зависимостью от колебаний мировых цен на сырьевые товары, прежде всего на энергоносители. Однако в нынешнем году начался рост внешних заимствований в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, и на 1 января 2013 года в сумме 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро. [2]

Размер госдолга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страныдебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема госдолга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. В 2002г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП Динамика этого показателя представлена на рис. 3.

 

Рис. 3 Соотношение внешнего долга в объёме ВВП %

 

В период с 2005 по2010 этот показатель в следствии роста  ВВП и снижения внешнего долга  снизился 6,45 раз. Вместе с тем в  структуре госдолга России при некотором  снижении внешней задолженности  наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Госдолг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Показатель "государственный  долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для  оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности [3].

К существенным рискам, связанным со структурой государственного внешнего долга РФ, относятся:

- исторически  сложившаяся достаточно высокая  стоимость обслуживания государственного  внешнего долга;

- несовершенство законодательства в области формирования и обслуживания государственного, в том числе, внешнего долга, препятствующее проведению операций по оптимизации структуры государственного долга;

- неравномерный  характер погашения внешнего  долга, наличие пиков платежей;

- неконтролируемые  риски корпоративных и региональных  заимствований.

2.2 Проблемы эффективного управления  государственным долгом.

 

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Хотя и существует график выплат госдолга, но управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста. В настоящее время основными принципами государственной политики РФ в области внутренних заимствований являются следующие:

Информация о работе Обслуживание государственного долга РФ