Направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание

Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3
1.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………4
2.СТРУКТУРА БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………....6
2.1. Неурегулированность отношений между Центром и субъектами РФ, представляющими различные государственно- территориальные образования…………………………………...……..8
2.2. Неурегулированность отношений между субъектами РФ, одни из которых находятся на территории других……………..…...................8
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………...………....10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...………………………………………......16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа состоит из  1 файл

готовый вариант 2.docx

— 148.55 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3

    1.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………4

    2.СТРУКТУРА БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………....6

    2.1. Неурегулированность отношений между Центром и субъектами  РФ, представляющими различные государственно- территориальные образования…………………………………...……..8

    2.2. Неурегулированность  отношений между  субъектами РФ, одни  из  которых находятся на территории других……………..…...................8

    3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В  РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………...………....10

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...………………………………………......16

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...…....18

      ЗАДАНИЕ 2……………………………………………………………....19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать, как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако в конечном счете все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной бюджетной политики.

     Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

      Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает, как уже отмечено, концепция бюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы  к разграничению доходных и расходных  полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов  предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной  системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные отношения между  федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним  из главных факторов политико-экономического развития России и, следовательно, успеха реализации бюджетной политики.  

1.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     Исторический  опыт и практика формирования бюджетных  систем в различных странах, в  том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют  о том, что несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны. Одной из важнейших особенностей России является наличие в ее политическом, экономическом и правовом пространстве такого понятия, как федерализм в отношениях между центральным органом власти и органами власти субъектов Федерации по поводу полномочий и функций, разграниченных между ними, исходя из задачи сочетания принципов централизации и децентрализации. Однако приходится констатировать, что бюджетный федерализм в России в условиях перехода к рыночной экономике в полной мере еще не реализован. Особое беспокойство вызывает то обстоятельство, что несмотря на предпринимаемые меры по внесению соответствующих изменений в механизм межбюджетных отношений, острота противоречий между федеральным центром и субъектами Федерации, как и последних с органами местного самоуправления, по бюджетным вопросам не снижается. А при существенном недовыполнении доходной части бюджета, и прежде всего федерального, становится все более ясным, что любые изменения в межбюджетных отношениях не могут привести к решению вопроса достаточности финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы.

     Современное бюджетное устройство было предопределено в 1993 г. принятием Конституции РФ, где все крупные административно-территориальные образования получили статус субъектов РФ. «Субъекты Федерации» получили статус государственно-правовых образований, в результате чего отношения с ними перешли на договорную основу, им был предоставлен суверенитет в областях, не отнесенных к компетенции Федерации. Первичное разграничение полномочий закреплено именно Конституцией РФ. В нем зафиксировано три уровня компетенции: вопросы ведения и полномочия Федерации, субъектов Федерации и вопросы их совместного ведения. Местное самоуправление не является государственной властью и определена сфера его компетенции. Все субъекты провозглашены равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Конституция содержала элементы неопределенности статуса субъектов Федерации: особое положение в некоторых вопросах заняли автономная область и автономные округа, входящие в состав субъектов Федерации; не полностью урегулированы вопросы разделения полномочий между федеральным и региональным уровнем, нечетко определены предметы ведения всех уровней власти; федеральному правительству было предоставлено право заключать с регионами двусторонние соглашения. Все это создало предпосылки для возникновения асимметрии в межбюджетных взаимоотношениях в Российской Федерации.

     Сложившаяся ситуация вызвала множество споров; основным аргументом было то, что не региональные власти платят налоги в  федеральный бюджет, а налогоплательщики. С территории всех субъектов Федерации  поступают налоги в федеральный  бюджет, т.е. все субъекты в чем-то доноры и в чем-то реципиенты, поскольку  получают средства из него в виде финансовой помощи или на прямые расходы федеральных  ведомств на соответствующей территории. Благодаря федеральному казначейству, появилась возможность точно  отслеживать географию федеральных  расходов. Все вышесказанное говорит  о сложности и многоуровневости бюджетной системы РФ. 
 

2.СТРУКТУРА БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

      В составе факторов, определяющих построение бюджетной системы страны, следует  выделить форму государственного устройства (федеративная или унитарная) и политический режим (демократический, тоталитарный, либерально-демократический и т.п.). Структура бюджетной системы  повторяет структуру государственно-территориальных  образований, являясь производной  от формы государственного устройства и административно-территориального деления. Анализ уже пройденного  Россией короткого отрезка пути в области бюджетных преобразований позволяет утверждать, что:

  • Избранное в середине 1990-х гг. направление реформирования бюджетной системы страны на принципах бюджетного федерализма было выбрано правильно.
  • Необходимо искоренить порочную практику осуществления бюджетных преобразований, когда ежегодно из крайности в крайность меняются подходы и направления развития бюджетной системы страны.
  • Нельзя игнорировать накопленный отечественный опыт строительства бюджетной системы страны, когда под видом инноваций предлагаются подходы к построению бюджетной системы, не обусловленные ни историческими традициями, ни особенностями государственного устройства России.

      К основным условиям, призванным реально  реформировать бюджетную систему  России в соответствии с принципами бюджетного федерализма, следует отнести:

  • определение оптимальной структуры бюджетной системы РФ;
  • урегулирование отношений между Центром и субъектами РФ, представляющими различные государственно-территориальные образования, а также между субъектами РФ, одни из которых находятся на территории других;
  • решение вопроса о правовом статусе низового звена бюджетной системы;
  • законодательное закрепление разного статуса за муниципальными образованиями различного типа;
  • четкое определение содержания и правовое закрепление в Бюджетном кодексе РФ принципа самостоятельности каждого бюджета в рамках бюджетной системы РФ:

      Последовательная  и полная реализация принципов бюджетного федерализма в современной России осложнена в настоящее время  общей нехваткой бюджетных средств. Это крайне усложняет решение  чисто практических задач, связанных  с реализацией бюджетного федерализма. Но усложнение задач вовсе не означает невозможности их решения, а потому не должно вести к отказу от их решения  и выдвижению принципиально иных задач. Другое дело, что усложнение задач требует более тонкого  и взвешенного подхода к разработке бюджетной политики, более четкого  правового осмысления соответствующих  бюджетных процессов, более обоснованного  изменения бюджетного механизма  формирования и расходования бюджетных  средств на разных уровнях бюджетной  системы страны.

      На  практике же сегодня происходит централизация  на федеральном уровне такого объема бюджетных средств, который приводит к дефицитности большинства региональных и местных бюджетов. Распределение  доходов по звеньям бюджетной  системы РФ в сегодняшнем его  виде нельзя признать оптимальным, так  как из года в год снижается  доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов РФ в общем  консолидированном бюджете страны. Необходимо отметить, что современное  построение среднего уровня бюджетной  системы РФ не лишено ряда противоречий. 

2.1. Неурегулированность  отношений между  Центром и субъектами  РФ, представляющими  различные государственно-территориальные образования

      Конституционное признание за республиками в составе  РФ, краями, областями и т.д. единого  статуса – субъекта Федерации  и особое закрепление принципа равноправия  субъектов РФ дало правовые основания  отказа от ранжирования видов бюджетов в рамках регионального уровня бюджетной  системы РФ, так как в настоящее  время сохранение статуса «край», «область» является формальным проецированием исторически сложившегося состава  Российской Федерации, ибо ранг субъекта РФ несет принципиально иное значение, нежели это предусмотрено статусом образования административно-территориальной  децентрализации. Асимметричность  положения республик, краев, областей и т.д. может затрагивать только атрибутивные характеристики в организации  их деятельности. В частности, в отличие  от иных субъектов РФ, республики обладают правом на собственную конституцию, республиканское гражданство, государственный  язык, все виды государственной символики  и т.д.

      Между тем, учитывая, что Россия – государство  с конституционно-договорной формой федеративных отношений, структура  бюджетной системы РФ требует  поправок исходя из реального положения  субъектов РФ в своих взаимоотношениях с федеральным центром и между  собой. 

2.2. Неурегулированность  отношений между  субъектами РФ, одни  из которых находятся на территории других

      В 1995 году в России началась реформа  местного самоуправления, которая предполагала создание самостоятельных бюджетов только в территориальных единицах (населенных пунктах или их группах), имеющих статус муниципального образования. При этом согласно Федеральному закону от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления», ни один населенный пункт независимо от его размеров и налоговой базы не может быть лишен права получить данный статус. Пытаясь адаптировать эти нормы к российским реалиям, субъекты РФ пошли двумя путями. Одни из них (например, Костромская область, Республика Марий Эл и др.) предоставили статус муниципальных образований городам областного (республиканского, краевого) подчинения и бывшим административным районам. В состав последних вошли малые и средние города, поселки и сельские поселения (объединенные в сельские администрации – бывшие сельсоветы) со своими сметами доходов и расходов (по существу, бюджетами). Другие субъекты РФ (например, Новосибирская область) напрямую реализовали заложенный в федеральном законодательстве поселенческий принцип организации местного самоуправления, предоставив статус муниципальных образований всем (или большинству) населенным пунктам региона независимо от численности их населения и прежнего административного статуса. Одновременно были созданы промежуточные территориальные уровни государственного управления (фактически те же административные районы) со своими бюджетами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В РФ В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ

      Современное состояние бюджетных отношений  в России определяется рядом моментов, в частности причинами дифференциации бюджетной обеспеченности субъектов  Федерации, критериями и методами ее выравнивания. Даже в группе обеспеченных регионов дифференциация по объему ВРП  на душу населения составляет более 4 раз, а в группе наименее обеспеченных регионов – почти 3 раза. Разница по указанному показателю между наиболее и наименее обеспеченными регионами превышает 20 раз.

Информация о работе Направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях