Лекции по "Бюджетной системе РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:27, курс лекций

Описание

Тема 1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство
Тема 2. Бюджетная система СССР
Тема 3. Функции государственного бюджета
...
Тема 40. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Тема 41. Исполнение бюджета

Работа состоит из  1 файл

lektsii_po_bs.doc

— 661.50 Кб (Скачать документ)

Показатели консолидированных  бюджетов используют:

• для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;

• при разработке прогнозов  экономического и социального развития государства, регионов, субъектов Федерации;

• при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов;

• при разработке нормативов отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов Федерации;

• для определения  степени централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном  бюджете государства.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 14. Классификация  налогов Российской Федерации

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством Российской Федерации.

В Налоговом кодексе  РФ (ст. 8) дано понятие налога, а также  сбора.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором  понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

   Таким образом,  сущность налога составляет изъятие  государством в свою пользу  определенной части валового  внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Налоги выполняют в  государстве следующие основные функции: 1)фискальную, 2) регулирующую, 3) социальную.

Фискальная  функция налогов характерна для всех государств. При помощи фискальной функции налогов формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для деятельности государства.

Основная задача реализации фискальной функции — обеспечение  доходной базы бюджетов, привлечение  средств в государственную казну.

Регулирующая  функция налогов — проявляется в регулировании финансовой деятельности предприятий отраслей народного хозяйства, доходов бюджетов разных уровней.

Социальная  функция налогов используется для регулирования изъятия части доходов у населения, предоставления налоговых льгот отдельным категориям населения.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ в России принята классификация  налогов по характерным признакам.

В зависимости от способа  взимания налоги делят на

1) прямые, которые берут непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.), и

2) косвенные, которые не связаны с доходом и имуществом конкретного налогоплательщика, а устанавливаются в виде надбавок к ценам на товары и тарифам на услуги (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги разделены на три вида:

• федеральные налоги (на уровне России);

• региональные налоги (на уровне субъекта Федерации);

• местные (на уровне органа местного самоуправления).

 

 

Тема 15. Налог  на добавленную стоимость

Налог на добавленную  стоимость был предложен французским  экономистом М. Лоре и введен во Франции  в 1958 г.

В 2000 г. НДС взимают  в 43 странах, включая Россию. Он введен главным образом в странах  Европы и является одним из условий для вступления государства в Европейский экономический союз. В США законодатели признали нецелесообразным введение этого налога. В России НДС введен с началом рыночных реформ с 1 января 1992 г. по предложению Международного валютного фонда. До введения НДС в Российской Федерации был налог с оборота.

В соответствии с Законом  РФ "О внесении изменений и  дополнений в налоговую систему  Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (гл. 21 НК РФ):

- организации;

- индивидуальные предприниматели; 

  -лица, признаваемые  налогоплательщиками НДС в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу.

Все налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика.

Объектом налогообложения признаются следующие обороты (операции):

1) реализация товаров  (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг);

2) передача на территории  Российской Федерации товаров  (выполнение работ, оказание услуг)  для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога  на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления.

3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

4) вывоз товаров на  таможенную территорию Российской  Федерации.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Федерации:

1) следующих медицинских  товаров отечественного и зарубежного  производства по перечню, утвержденному  Правительством РФ, в том числе:  жизненно необходимых лекарственных средств, в том числе внутриаптечного изготовления, бытовых дезинфицирующих и дезодорирующих средств, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки;

2) медицинских услуг,  оказываемых медицинскими организациями,  за исключением косметических,  ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;

3) услуг по уходу  за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными  и муниципальными учреждениями  социальной защиты лицам, необходимость  ухода за которыми подтверждена  соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4) услуг по содержанию  детей в дошкольных учреждениях,  проведению занятий с несовершеннолетними  детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

5) продуктов питания,  непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений, а также продуктов питания, произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым;

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке  пассажиров городским пассажирским  транспортом общего пользования  (за исключением такси);

8) ритуальных услуг,  работ (услуг), а также реализация похоронных принадлежностей;

9) почтовых марок (за  исключением коллекционерных марок), маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению Правительства РФ;

10) услуг по предоставлению  в пользование жилых помещений  в жилищном фонде всех форм собственности;

11) монет из драгоценных  металлов (за исключением коллекционных  монет), являющихся валютой Российской  Федерации или валютой иностранных  государств;

12) долей в уставном (складочном) капитале организаций,  паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах;

13) услуг, оказываемых  без взимания дополнительной  платы, по ремонту и техническому  обслуживанию товаров и бытовых  приборов в период гарантийного  срока их эксплуатации;

14) услуг в сфере  образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;

15) ремонтно-реставрационных,  консервационных и восстановительных  работ, выполняемых при реставрации  памятников истории и культуры, охраняемых государством;

16) работ, выполняемых  в период реализации целевых  социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов);

17) услуг, указываемых  уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная  пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами и органами местного самоуправления;

18) товаров, помещенных  под таможенный режим магазина  беспошлинной торговли;

19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров  и подакцизного минерального сырья, реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

Реализация товаров (работ, услуг), указанных в этом пункте, не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) при представлении в налоговые органы контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (оказание услуг), а также копии удостоверения, выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

• услуги по предоставлению напрокат аудио-, видео-носителей из фондов учреждений культуры, музыкальных  инструментов, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, экспонатов и книг, услуг по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, ксерокопированию, музейных экспонатов и документов из фондов учреждений, услуги по звукозаписи мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений;

• реализация входных  билетов и абонементов на посещение  театрально-зрелищных, культурно-просветительных  и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов;

• реализация программ на спектакли и концерты;

21) работ (услуг) по  производству кинематографической продукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии;

22) работ (услуг) по  обслуживанию морских судов и  судов внутреннего плавания (лоцманская  проводка, услуги судов портового  флота, ремонтные и другие работы  и услуги).

Не подлежат также  налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

• реализация предметов  религиозного назначения (с перечнем, утверждаемым Правительством РФ);

• реализация товаров  общественных организаций инвалидов  по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

• банковские операции, выполняемые банками (привлечение  денежных средств, открытие и ведение  банковских счетов, кассовое обслуживание организаций и физических лиц, выдача банковских гарантий и т.п.);

• реализация изделий  народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

• оказание услуг по страхованию  и перестрахованию страховыми организациями;

• страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией;

• проведение лотерей;

• реализация необработанных алмазов добывающими предприятиями обрабатывающим предприятиям;

• внутрисистемная реализация (передача для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

• передача товаров (выполненных  работ, услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в  соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";

Информация о работе Лекции по "Бюджетной системе РФ"