Контрольная работа по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 06:00, контрольная работа

Описание

Главная цель разработки бюджетов – дать предприятию полную картину, из каких источников и когда будут поступать деньги, на какие цели будут использованы и каким будет финансовое состояние к концу периода. В условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятие само разрабатывает свои бюджеты. В ходе бюджетирования выявляются внутренние резервы предприятия по эффективному использованию производственных мощностей, рациональному использованию материальных, трудовых и денежных ресурсов, лучшей организации производства и т.п.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность бюджетирования 5
2. Методы составления и виды бюджетов 14
3. Формирование бюджета капиталовложений 20
Заключение 25
Список использованной литературы27

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ formirovanie_byudgheta_kapitalovlogheniy.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

3

1. Экономическая сущность  бюджетирования

5

2. Методы составления  и виды бюджетов

14

3. Формирование бюджета  капиталовложений

20

Заключение

25

Список использованной литературы

27


 

 

 

Введение

В настоящее время  проблема совершенствования бюджетного управления является одной из самых актуальных для большинства российских предприятий. Наличие системы бюджетного управления позволяет повысить финансово-экономическую эффективность предприятия, обеспечить его финансовую устойчивость и, как следствие, позволяет предприятию сохранить и усилить свою позицию на рынке и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Главная цель разработки бюджетов – дать предприятию полную картину, из каких источников и когда  будут поступать деньги, на какие цели будут использованы и каким будет финансовое состояние к концу периода. В условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятие само разрабатывает свои бюджеты. В ходе бюджетирования выявляются внутренние резервы предприятия по эффективному использованию производственных мощностей, рациональному использованию материальных, трудовых и денежных ресурсов, лучшей организации производства и т.п.

В современных условиях развития рыночной экономики значение разработки системы бюджетирования для функционирования предприятия трудно переоценить, поскольку только с его помощью руководство может определить степень влияния различных факторов хозяйственной деятельности на финансовый результат и осуществлять прогноз динамики финансовых показателей с учетом изменения определенных параметров деятельности предприятия. Эффективная система бюджетирования на предприятии позволяет выстроить прозрачную для руководства и легко управляемую финансовую структуру, решает многие типичные проблемы экономической неэффективности на крупных предприятиях, снижает вероятность дорогостоящих ошибок. Внедрение бюджетирования на предприятии позволяет ему сэкономить до 20% своих доходов за счет увеличения годового денежного потока, снижения просроченной дебиторской задолженности, увеличения загрузки оборудования и снижения кредитной массы.

 

 

 

1. Экономическая сущность бюджетирования

Планирование является средством достижения целей. В современных  условиях планирование становится центральным  звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют  словом «бюджет». Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций [12, с. 134].

Система бюджетов позволяет  руководителю заранее оценить эффективность  управленческих решений, оптимальным  образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием «разработка бюджетов» на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование».

Составление бюджетов преследует следующие цели:

  • разработка концепции ведения бизнеса:
  • планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
  • оптимизация затрат и прибыли предприятия;
  • координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
  • коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
  • мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
  • контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
  • выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Составление бюджета  является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.

Бюджетирование - создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования:

  • бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.
  • бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.
  • бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.
  • бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

Организация работ по внутрифирменному планированию может  быть различна. Обычно различают две схемы составления бюджетов:

  • по методу «сверху вниз» руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.
  • метод «снизу вверх» подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.

Для того, чтобы составление  бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.

План должен быть основан  на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими  словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.

Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. гибкость плана (бюджеты, механизм корректировок).
  2. полнота планирования (сценарии)
  3. поддержка со стороны высшего руководства
  4. комплексность планирования (подшивки бюджетов)
  5. ответственность за разработку и выполнение планов
  6. приоритет текущих решений перед планом (анализ План-Факт)
  7. точность, ясность, лаконичность формулировки плана
  8. участие исполнителей в разработке плана (несколько пользователей, разграничение прав) [8, с. 197].

Как и любое явление  бюджетирование имеет свои положительные  и отрицательные особенности.

Достоинства бюджетирования:

  • оказывает положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива;
  • позволяет координировать работу предприятия в целом;
  • анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
  • позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
  • позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
  • способствует процессам коммуникаций;
  • помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
  • позволяет сотрудникам-новичкам понять «направление движения» предприятия, таким образом, помогая им адаптироваться в новом коллективе;
  • служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

  • различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
  • сложность и дороговизна системы бюджетирования;
  • если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
  • бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает эффективность работы;
  • противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут  подстерегать «подводные камни»:

  • политические интриги, которые могут повлиять на распределений ресурсов;
  • конфликты между менеджерами подразделений и отделом контроллинга;
  • завышение потребностей в ресурсах;
  • распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам.

Недостатки сложившейся  системы планирования и необходимость  составления планов (бюджетов):

  • планирование сегодня - процесс очень трудоемкий.
  • планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа.
  • процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений.
  • плановые данные значительно отличаются от фактических данных.
  • процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.
  • при планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности.
  • калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции.
  • отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли.
  • не проводится анализ.
  • не рассчитывается безубыточности продаж.
  • при планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие.
  • невозможно определить запас финансовой прочности.
  • экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия.
  • при существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности.

Кроме этого, уже в  самом процессе бюджетирования возможно возникновение некоторых ошибок, вызванных заурядной причиной –  «человеческим фактором». Для упрощения можно разделить их на несколько категорий:

  • концептуальные;

Мы говорим о бюджетировании как об инструментарии, который используется в системе управления. Предполагается, что в компании развиты все  функции, присущие данной системе: планирование, организация, мотивация, контроль и анализ.

Довольно часто бюджеты  не связаны со стратегией развития бизнеса в силу отсутствия такой  стратегии у компании. Это в  корне неверно. На момент внедрения  системы бюджетного управления фирма  должна иметь хорошо проработанную миссию и стратегию развития. Причем стратегию важно выбрать в правильном направлении.

Бюджетное управление необходимо сделать  децентрализованным. Начальники подразделений  не должны отвечать за ресурсы, которыми они не распоряжаются и за результаты, на которые они не влияют. Другими словами, важно правильно определить центры финансовой ответственности за результаты деятельности. Для этого руководители всех уровней должны участвовать в разработке бюджетов.

  • методологические;

Управленческие решения руководство принимает на основании информации об отклонениях от бюджета. Отклонения рассчитывают как бюджетные данные минус фактические данные. Фактические можно получить только из управленческого учета.

Следует заметить, что бюджеты сами по себе управленческой ценности не представляют. Важно знать каково отклонение от бюджета, а только потом на основании анализа этой информации принимать управленческие решения.

Из вышесказанного можно сделать  вывод, что наличие системы управленческого  учета - это необходимое условие функционирования системы бюджетного управления.

Типичной ошибкой является использование  фактических данных бухгалтерского учета. Информацию, представленную в  бухгалтерской отчетности, невозможно использовать для бюджетного управления по двум основным причинам. Во-первых, она неоперативная, а во-вторых, в ней отсутствует нужное аналитическое представление, например, по центрам финансовой ответственности.

Таким образом, планирование и контроль должны осуществляться только на основе данных управленческого учета.

  • управленческие.

Чтобы механизм бюджетного управления эффективно функциониро-вал, им необходимо управлять. Для этого  компания разрабатывает регламенты, которые содержат правила, последовательность и логику управления. Также регламенты задают динамику процесса бюджетирования, накапливают в себе опыт компании.

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджету"