Расходы бюджета субъекта федерации 
формируются таким образом, чтобы 
обеспечить субъектам Федерации 
выполнение закрепленных за ними 
полномочий (с учетом установленных 
нормативов минимальной бюджетной обеспеченности 
и нормативов затрат на оказание государственных 
услуг регионального уровня).
       
В зависимости от экономического 
содержания расходы бюджета субъекта 
федерации делятся на текущие 
и капитальные; первые обеспечивают 
текущее функционирование региональных 
органов государственной власти и бюджетных 
учреждений регионального уровня, государственную 
поддержку отдельных отраслей экономики 
в соответствии с региональными целевыми 
программами, финансовую помощь муниципальным 
образованиям, осуществление международных 
и внешнеэкономических связей субъектов 
Федерации, расходы на обслуживание государственного 
долга субъектов Федерации, а также другие 
расходы, не включаемые в состав капитальных; 
вторые - инновационная и инвестиционная 
деятельность в соответствии с утверждаемыми 
целевыми адресными инвестиционными программами 
Часть расходов бюджета субъекта федерации 
финансируется исключительно из региональных 
бюджетов, другая - относится к расходам 
совместного ведения и покрывается средствами 
бюджетов разного уровня (например, расходы 
на обеспечение правоохранительной деятельности, 
социальную защиту населения, охрану окружающей 
природной среды и воспроизводство природных 
ресурсов, предупреждение и ликвидацию 
последствий чрезвычайных ситуаций и 
стихийных бедствий, обеспечение деятельности 
СМИ и др.). 
      Наибольший 
удельный вес в составе расходов 
бюджета субъекта федерации (около 
40%) занимают ассигнования на поддержку 
и развитие отраслей промышленности, 
строительства, сельского хозяйства и 
рыболовства, транспорта, связи, жилищно-коммунального 
хозяйства и др.; на втором месте (более 
25%) - расходы на образование, культуру 
и искусство, здравоохранение и другие 
цели. 
      При 
формировании бюджета субъекта федерации 
обязательно должен соблюдаться принцип 
сбалансированности. Поэтому если расходы 
регионального бюджета, обеспечивающие 
выполнение субъектами Федерации их задач 
и функций, оказываются выше доходов и 
образуется дефицит бюджета, то для его 
финансирования привлекаются заемные 
средства; при этом субъекты Федерации 
в соответствии с действительным бюджетным 
законодательством могут осуществлять 
только внутренние заимствования) и только 
на расходы, связанные с осуществлением 
инвестиционных программ и обслуживанием 
регионального долга.
      Роль 
региональных бюджетов субъектов Российской 
Федерации в экономическом и 
социальном развитии заключается в 
следующем.
  - Сосредоточение 
  финансовых ресурсов в бюджетах регионов 
  Российской Федерации позволяет органам 
  представительной и исполнительной власти 
  регионов иметь финансовую базу для реализации 
  своих полномочий в соответствии с Конституцией 
  Российской Федерации. Создание финансовой 
  базы функционирования региональных органов 
  власти – главная задача региональных 
  бюджетов. Посредством бюджетов образуются 
  денежные фонды административно-территориального 
  образования, которые обеспечивают выполнение 
  задач общего для них назначения, создают 
  финансовую базу для осуществления функций 
  органов власти субъектов Федерации.
 
  - Формирование 
  региональных бюджетов, сосредоточение 
  в них денежных ресурсов дает возможность 
  регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную 
  самостоятельность в расходовании средств 
  на социально-экономическое развитие 
  региона. Региональные бюджеты позволяют 
  органам власти в регионах обеспечить 
  планомерное развитие образовательных 
  учреждений, медицинских учреждений, учреждений 
  культуры и искусства, жилищного фонда 
  и дорожного хозяйства.
 
  - С помощью 
  региональных бюджетов осуществляется 
  выравнивание уровней экономического 
  и социального развития территорий. С 
  этой целью формируются и реализуются 
  региональные программы экономического 
  и социального развития регионов по благоустройству 
  сел и городов, развитию сети дорог, содержанию 
  исторических учреждений культуры и др.
 
  - Имея в 
  распоряжении финансовые бюджетные средства, 
  органы власти регионов могут увеличивать 
  или уменьшать нормативы финансовых затрат 
  на оказание государственных и муниципальных 
  услуг в учреждениях непроизводственной 
  сферы.
 
  - Концентрируя 
  часть финансовых ресурсов в региональных 
  бюджетах, органы представительной и исполнительной 
  власти регионов могут централизованно 
  направлять финансовые ресурсы на решение 
  стратегических задач, развитие в регионе 
  приоритетных отраслей экономики, промышленности, 
  сельского хозяйства и социальной сферы.
 
  - Региональные 
  бюджеты через финансовые ресурсы оказывают 
  воздействие на оптимальные пропорции 
  финансирования капитальных и текущих 
  затрат и стимулирование эффективного 
  использования материальных и трудовых 
  ресурсов, а также создание новых местных 
  производств и промыслов, что позволяет 
  создавать новые рабочие места и вносить 
  вклад в решение проблемы снижения безработицы 
  в регионе.
 
   Характеризуя 
роль региональных бюджетов, нельзя не 
учитывать, что кризисные явления 
в экономике страны, инфляция и 
растроенность финансовой системы 
не позволяют региональным бюджетам реализовать 
в полной мере свое предназначение. К негативным 
факторам можно отнести бюджетный дефицит. 
 
 
 
 
   2.1 
Понятие и роль консолидированного 
бюджета 
   Понятие 
«консолидированный бюджет» было установлено 
в конце 91 года законом РФСР «Об основах 
бюджетного устройства и бюджетных процессов». 
Законом было установлено, что единство 
бюджетной системы обеспечивается не 
только единой правовой базой, единой 
бюджетной классификацией, но и представлением 
статистической информации. 
Консолидированный 
бюджет – свод бюджетов всех уровней 
бюджетной системы РФ на соответствующей 
территории. 
     Консолидированный 
бюджет РФ и субъектов РФ не рассматриваются 
и не утверждаются законодательными 
властями всех уровней. Эти бюджеты являются 
в первую очередь статистическими, служат 
сводом бюджетных показателей, характеризующие 
обобщенные данные по доходам и расходам, 
по источникам поступления средств, направление 
их использования на территории РФ в целом 
и отдельных субъектов РФ.
     Показатели 
консолидированного бюджета используются 
в бюджетном планировании, например 
при определении величины нормативов 
отчислений от регулирующих налогов 
в бюджеты субъектов РФ и размеров 
дотаций. В расчеты принимаются объекты 
консолидированного бюджета административно-территориальных 
объединений. 
     Важная 
роль консолидированного бюджета проявляется 
при анализе, формировании и использовании 
централизованного финансового 
фонда страны, т.е. сумма всех финансовых 
ресурсов, поступающих в бюджетную систему. 
     Так 
используются показатели консолидированного 
бюджета, определяется степень централизации 
финансовых ресурсов, создаваемых в 
стране и отражаемых в сводном 
балансе государства. Без расчета 
показателей консолидированного  
бюджета невозможно сводное бюджетное 
планирование, т.к. многие показатели сводного 
финансового баланса государства и территориальных 
сводных финансовых балансов берутся 
из консолидированного бюджета. Большую 
роль играют показатели консолидированного 
бюджета в перспективном планировании, 
при разработке прогнозов экономического 
и социального развития государства. На 
основе консолидированного бюджета разрабатываются 
экономико-математические модели. Показатели 
консолидированного бюджета используются 
при расчетах обеспеченности страны, территорий, 
например бюджетные расходы на 1 жителя 
на медицинское обслуживание, образование.
     Эти 
показатели являются критерием для 
сравнительного анализа состояния 
отдельных территорий. Служит для сравнения 
с аналогичными показателями других государств. 
     Консолидированный 
бюджет дополняет функцию объединения 
бюджетных показателей РФ, в нем 
находят отражение результаты бюджетно-финансовой 
политике государства. 
Список 
использованных источников 
      
  - Конституция 
  РФ;
 
  - Бюджетный 
  кодекс РФ. 
 
Литература
  - Афанасьев 
  М.П. Основы бюджетной системы. – М.: ГУ 
  ВШЭ, 2004.
 
  - Вахрин П.И. 
  Бюджетная система Российской Федерации. 
  Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2003.
 
  - Годин А.М., 
  Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная 
  система Российской Федерации. Учебник. 
  – М.: Дашков и Ко, 2003.