Казначейства Республики Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:00, реферат

Описание

В указанном правительственном документе была поставлена задача создать четкую систему, которая обеспечит:
- аккумулирование всех ресурсов государства на Едином казначейском счете;
- целевое использование бюджетных средств на уровне текущего (предварительного) контроля;
- установление порядка исполнения бюджета, который гарантировал бы своевременность и прозрачность зачисления доходов в бюджет и исполнения обязательств перед бюджетной сферой;

Работа состоит из  1 файл

КАЗНАЧЕЙСТВО.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

              Перечисление субсидий осуществляется в пределах плановых назначений, но не выше фактически сложившейся потребности, подтвержденной документально.

              Субсидии, предоставляемые в виде разовой финансовой помощи, оказываемой в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов, в которых указано конкретное целевое назначение предоставляемых из бюджета средств, а также субсидии на закупки, связанные с развитием сельскохозяйственных отраслей, перечисляются на счета поставщиков.

              Выдача за счет средств местных бюджетов бюджетных займов, бюджетных ссуд, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, производится путем оплаты платежных документов, предоставляемых заемщиком, ссудополучателем по его обязательствам перед поставщиками товаров (работ, услуг), которые соответствуют целевому направлению займа, ссуды, указанному в договоре.

              На расчетный счет заемщика, ссудополучателя могут перечислять бюджетные средства в случае, если цели, на которые заем либо ссуда предоставлены, связаны с проведением расчетов, осуществляемых наличными денежными средствами - выплатой заработной платы и приравненных к ней платежей, командировочных расходов и так далее, а также для покрытия затрат, произведенных за счет собственных средств заемщика, ссудополучателя.

              Для перечисления бюджетного займа, бюджетной ссуды в орган государственного казначейства заемщиком, ссудополучателем предоставляются соответствующий договор на их предоставление, платежное поручение и первичные документы, подтверждающие обоснованность полного либо частичного перечисления займа, ссуды.

              Выдача бюджетных займов, бюджетных ссуд нижестоящим бюджетам на финансирование временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, производится органами казначейства при наличии плановых назначений на основании платежных поручений, полученных по АСГК от финансовых органов, без приложения к ним каких-либо документов.

              Аналогичным образом осуществляется перечисление нижестоящим бюджетам дотаций за счет средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц, а также средств, причитающихся нижестоящим бюджетам по взаимным расчетам и субвенциям.

Должностные лица органа казначейства имеют право принять предъявленные к оплате документы либо отказать при наличии предусмотренных законодательством причин, дающих на то основание.              Причины отказа могут быть следующие:

-    неправильное оформление предъявленных документов;

- отсутствие у получателя средств необходимых бюджетных ассигнований (полностью или частично);

- отсутствие первичных документов, подтверждающих обоснованность платежа либо их несоответствие платежным поручениям;

-  нарушение требований законодательства при заключении договоров с оплатой за счет средств бюджета.

 

Глава I   § 2

 

              Возложенные на органы казначейства обязанности и предоставленные права дают возможность наладить действенный контроль за использованием бюджетных средств на предварительном этапе, т. е. до момента, когда деньги «ушли» со счета по учету бюджетных средств. Речь в данном случае идет о предотвращении возможных нарушений, что делает предварительный контроль особо привлекательным для бюджета.

              Для лучшего понимания актуальности предварительного контроля проанализируем суммы предотвращенных нарушений и их динамику за 2005 – 9 месяцев 2010 г. органами казначейства Витебской области (таблица   )

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010  9мес.

1. К-во обслужив. организаций

1249

2148

2398

2554

2608

2721

- республ.

559

455

608

553

582

505

-местн.

690

1693

1790

2001

2026

2216

2. Отказано в оплате

515,5

8366,2

6467,1

12215,0

6292,2

6665,5

- республ.

514,9

7631,8

3223,8

5441,9

2648,5

2349,2

- местн.

0,6

734,4

3243,3

6773,1

3643,7

4316,3

3. Отказано в расчете на 1 организацию

0,4

3,9

2,7

4,8

2,4

2,4

- республ.

0,9

16,8

5,3

9,8

4,6

4,7

- местн.

-

0,4

1,8

3,4

1,8

1,9

              Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице, в 2005 году на  обслуживании в органах казначейства Витебской области состояло 1249 распорядителей средств, более 90% из которых являлись бюджетными организациями, получающими финансирование бюджета в соответствии  с утвержденной сметой расходов. Средний размер предотвращенных нарушений на одного клиента составил 0,4 млн. рублей. В 2006 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.08.2005 № 362 практически полностью завершился охват казначейскими технологиями всех уровней бюджета, и так же целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Значительно увеличилось количество переданных на обслуживание через органы казначейства распорядителей средств, принципиально изменилась структура расходов. Наряду с бюджетными организациями, получающими финансирование из местных бюджетов, в органы казначейства пришли субъекты хозяйствования, получающие средства инновационных фондов соответствующих министерств и ведомств. По обеим группам клиентов актуальность в  предварительном контроле за предъявляемыми к оплате  платежами многократно увеличилась. В первом случае в силу того, что с этой группой клиентов требовалась дополнительная методологическая проработка нормативной базы. Что касается второй группы клиентов-распорядителей средств инновационных фондов, то производимые ими расходы не всегда укладывались в рамки бюджетного законодательства. И общей для всех участников процесса стал  недостаточный уровень знаний нормативной базы специалистами на местах. За 2006 год органами казначейства Витебской области предотвращено нарушений в сфере бюджетного законодательства на сумму 8366,2 млн. рублей, что более чем в 16 раз больше чем в 2005 году. Значительный удельный вес в этой сумме (87%) занимают отказы по причине необоснованного (излишнего) истребования средств.

              Средства инновационного фонда Белкоопсоюза, направляемые на научно-исследовательские работы по теме «Исследование роли и места потребительской кооперации РБ в развитии придорожного сервиса и  сельского туризма», согласно перечням, утвержденным директором НИИ Белкоопсоюза, должны быть израсходованы на приобретение якобы «экспериментального оборудования»: автомобилей «Газель», «УАЗ», «Нива-Шевроле», «ВАЗ», снегохода, квадрацикла, музыкального центра, спутниковой антенны, умывальника, унитаза и т. д.

              После дополнительного изучения этого вопроса совместно с Министерством финансов отказано в оплате подобных расходов на  сумму 142 млн. рублей.

              Огромное значение придается в нашей стране и поиску путей импортозамещения. Однако не всеми. Витебский меховый комбинат представил контракт на приобретение за счет инновационного фонда концерна «Беллегпром» шкурок ягнят в Австралии на сумму в 105 тыс. долларов. И хотя отказано в оплате этого контракта было по причине грубых нарушений действующего законодательства при его заключении следует задуматься если отгрузка товара из Австралии должна начаться через месяц после получения предоплаты и везти их будут явно не на самолете, то за это время и за эти деньги могут вырасти и свои ягнята.

              В результате проделанной всеми участниками процесса исполнения бюджета работы сумма допущенных нарушений на одного обслуживаемого клиента снизилась до 2,4 млн. рублей.

              Вместе с тем, хотелось бы отметить, что весь приведенный анализ свидетельствует о суммах реальной экономии бюджетных средств, сложившейся в результате отказа в приеме платежей. Контрольные же функции органов казначейства гораздо шире. В 2009 году возвращено получателям бюджетных средств для устранения недостатков и последующего представления к оплате 5733  платежных документа на сумму 90,8 млрд. рублей. За 9 месяцев 2010 года соответственно 5023 и 76 млрд. рублей. И это тоже устраненные на предварительном этапе нарушения.

              Вместе с тем одной из наиболее важных составляющих процесса контроля за использованием  бюджетных средств вообще и предварительного контроля в частности является нормативная база, позволяющая установить жесткий замок незаконному, нецелевому использованию бюджетных средств, повысить эффективность вложения  каждого государственного рубля. Н а протяжении всего периода существования казначейской системы в Республике Беларусь Министерством финансов совместно с                          создаются и совершенствуются нормативные акты. В настоящий момент наряду с Инструкцией о порядке исполнения бюджета через органы казначейства, Инструкции о                                                  , Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета. Все указанные документы утверждены постановлениями Министерства финансов РБ и зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов.

              Принятие в 20________ году  нормативного документа, жестко регламентирующего порядок заключения договоров на поставку товара, работ и услуг с оплатой за счет средств бюджета, позволил упорядочить весь процесс закупок. Все участники договорного процесса теперь четко понимают, какие обязанности на себя берут и какие права имеют. Приведем один пример. В качестве условий расчетов по договору купли-продажи  может быть избрана как оплата по факту поставки, так и предоплата. Но в случае, если условием расчетов избрана предоплата, в договоре в обязательном порядке должен быть избран срок поставки не более 5 дней с момента получения бюджетных денег на счет. Если поставщик добросовестный и продает то, что имеет у себя в качестве товара, то ему не составляет труда  осуществить поставку в установленные договором срок. Если же у поставщика того, за что он получил бюджетные средства в виде предоплаты в наличии нет и своевременно осуществить поставку он не может, то в соответствии с Указом Президента на него будут наложены штрафные санкции. В данной ситуации в сферу контроля органов казначейства попадают три позиции: во-первых,  на стадии приема к оплате бюджетных обязательств в обязательном порядке изучаются договора с точки зрения их соответствия  законодательству (в данном примере срок поставки не более 5 дней), во-вторых, контролируется своевременность поставки товарно-материальных ценностей путем истребования у получателя товарно-транспортных накладных, а в третьих – в случае нарушения поставщиком своих обязательств, по ходатайству покупателя осуществляется взыскание с поставщика и перечисление в доход соответствующего бюджета штрафных санкций.

              Чтобы убедиться в актуальности контроля данного направления проанализируем данные о нарушении договорных обязательств, суммах начисленных и взысканных штрафных санкций, приведенные в таблице.

 

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010 9мес.

1. Количество случаев нарушения договорных обязательств

27

149

129

90

186

163

2. Начислено штрафных санкций

 

 

 

 

2600,0

5019,8

3. Взыскано в бесспорном порядке

53,9

210,8

189,3

767,7

1275,5

499,9

Информация о работе Казначейства Республики Белоруссии