Эффективность бюджетных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование эффективность бюджетных расходов и проблемы ее обеспечения.
Основными задачами работы являются:
1) изучение экономического содержания и функционального назначения бюджетных расходов;
2) рассмотрение разграничения расходных обязательств между уровнями управления в Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов. Разграничение расходных обязательств между уровнями управления в Российской Федерации 6
2. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы России, оценка их эффективности 16
3. Перспективы повышения эффективности расходов бюджетов в России 25
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

эффектив расходов.doc

— 372.50 Кб (Скачать документ)

     Во  многом формальным и не увязанным  с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.

     Продолжает  расти бюджетная сеть.  Перевод  бюджетных учреждений в автономные учреждения произошел только в нескольких субъектах Российской Федерации  и практически не состоялся на федеральном уровне.  Остается ограниченным опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий.

     Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Российской Федерации в  условиях адаптации бюджетной системы  к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов,  повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления,  увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по модернизации управления общественными финансами Российской Федерации [39].

     Для повышения эффективности расходов в каждой из отраслей предлагается разработать и принять долгосрочные и ведомственные целевые программы (согласно приложению, разрабатывается).

     Практическое  применение предлагаемых Программой принципов и инструментов будет осуществляться в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ

     В настоящее время сформированы основы современной системы управления государственными и муниципальными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Федерального казначейства, обеспечивающей полный,  достоверный и оперативный охват информации о денежных потоках сектора государственного управления.  Однако современное состояние общественных финансов предъявляет новые требования к уровню предоставления информации в целях обеспечения единого информационного пространства для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и обеспечения публичности результатов их деятельности.

     Для этого на базе ресурсов Федерального казначейства предлагается создать Единую интегрированную информационную систему управления государственными финансами, которая:

     – обеспечит интеграцию информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования и создаст единое информационное пространство,  позволяющее на основе обработки и анализа значительных массивов данных повысить качество управления закупками,  персоналом,  активами и обязательствами публично-правовых образований;

     – создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования,  определения плановых результатов бюджетных расходов и мониторинга их достижения;

     – обеспечит возможность установления для ДЦП измеримых конечных результатов,  характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей,  и непосредственных -  характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг,  прогнозируемых при заданных внешних условиях;

     – обеспечит единство процессов составления,  исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований («электронный бюджет»),  в том числе, позволит обеспечить оптимизацию межведомственного взаимодействия;

     – позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов государственной и муниципальной собственности,  объектов капитальных вложений;

     – обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов

     государственной власти и органов местного самоуправления;

     – обеспечит механизмы общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных государственных и муниципальных услуг,  в том числе,  информацию в разрезе программ,  услуг,  объектов финансирования в натуральном  и стоимостном выражении [37].

     В рамках создания Единой интегрированной  информационной системы управления государственными финансами в частности потребуется создание следующих информационных ресурсов и общероссийских реестров:

     – реестр организаций государственного сектора;

     – информационная база по Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации,  долгосрочным и ведомственным целевым программам;

     – информационная база государственных  (муниципальных)  заданий, оказываемых    услуг и деятельности государственных  (муниципальных) учреждений;

     – информационная база по обязательствам и имуществу публично-правовых образований;

     – реестры государственных или муниципальных контрактов,  заключенных по итогам размещения заказов;

     – реестр государственных (муниципальных) служащих.

     Для решения поставленных задач необходимо реализовать следующие мероприятия:

     – разработать Концепцию создания и внедрения Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами и план мероприятий по ее реализации;

     – обеспечить проектирование Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами как комплекса взаимоувязанных компонентов,  обеспечивающих функционирование системы: нормативное и методическое обеспечение,  программного обеспечение, организационное обеспечение, информационно-технологическое обеспечение;

     – разработать нормативно-правовые акты и методические материалы для обеспечения создания и централизованного ведения общероссийских реестров и информационных ресурсов,  организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия;

     – совместно с отраслевыми органами государственного  (муниципального) управления создать и обеспечить ведение общероссийских реестров и информационных ресурсов;

     – стандартизировать методики управленческого и кадрового учета для исключения дублирования функций органов государственного (муниципального) управления, централизации учета и обеспечения возможности предоставления соответствующих услуг организациям сектора государственного управления с использованием средств удаленного взаимодействия;

     – обеспечить развитие функциональности Автоматизированной системы Федерального казначейства,  в том числе для:  ведения плановых показателей и учета в разрезе бюджетных услуг и объектов бюджетного планирования на всех этапах бюджетного процесса,  обеспечения макроэкономического прогнозирования и программно-целевого бюджетного планирования, проведения оперативного мониторинга отраслей и секторов экономики, мониторинга результативности и эффективности бюджетных расходов, управления государственными и муниципальными закупками, учета заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов,  управления основными средствами,  капитальными вложениями и обязательствами сектора государственного управления,  ведения бюджетного,  управленческого и кадрового учета организаций сектора государственного управления с использованием средств удаленного взаимодействия;

     – обеспечить создание портала  «Государственные и муниципальные финансы Российской Федерации»  для обеспечения публичного доступа к информации,  формируемой на основании данных Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами;

     – обеспечить модернизацию информационно-технологической базы для функционирования Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами с учетом требований по обеспечению безопасности информации [40].

     Таким образом, внедрение интегрированной  системы позволит перейти на качественно  новый уровень управления государственными финансами и обеспечит инструментарием  для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

      Ваша  тема предполагает в  этой главе  рассмотрение возможностей повышения эффективности расходов бюджетов на основе сделанных во 2 главе выводов. Пока у Вас в этом разделе представлен материал «ни о чем»

 

      Заключение

 

     Подводя итоги проделанной работы, стоит отметить, что государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

     У государственного бюджета можно выделить следующие функции:

     – Распределительную (перераспределительную).

     – Контрольную.

     – Стимулирующую.

     – Стабилизирующую.

     – Регулирующую.

     Помимо  федерального, региональных и местных  бюджетов, в бюджетной практике также  используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция – информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.

     Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства  по исполнению его экономических  функций – распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

     Основными отличительными особенностями федерального бюджета на 2008 – 2010 годы являются: планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета резервного фонда и фонда будущих поколений.

     При формировании проекта бюджета учитывалось  налоговое законодательство, действующее  на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающие в действие с 2008 года.

     Формирование  доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе бюджетного послания Президента РФ и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ, учитывало преобразование стабилизационного фонда РФ в резервный фонд и фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.

     Внедрение интегрированной системы позволит перейти на качественно новый  уровень управления государственными финансами и обеспечит инструментарием для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. 

     Заключение  следует переписать после внесения изменений  в работу 

 

      Список использованной литературы 

     
  1. Конституция РТ / Закон РТ от 30 ноября 1992 г. №1665-XII // Республика Татарстан. – 1992. – 7 декабря 1992 г.
  2. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // по состоянию на 27.12.2009. - М: Юрайт-Издат, 2009. - 303 с.
  3. Бюджетный кодекс РТ / Закон РТ от 29 мая 2004 г. №34-ЗРТ // по состоянию на 10 ноября 2009 года [электронный ресурс] http://tatzakon.ru/zakon/byudzhetnyj-kodeks-respubliki-tatarstan Дата обращения 30.03.2010
  4. Закон РТ от 06.08.2008 №70-ЗРТ «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2007 год» (в редак. прогр. Гарант)
  5. Закон РТ от 30.07.2009 №40-ЗРТ «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2008 год» (в редак. прогр. Гарант)
  6. ЗАКОН РТ от 30.11.2006 г. №71-ЗРТ «О БЮДЖЕТЕ РТ НА 2009 ГОД» (ред. от 11.07.2009) (в редак. прогр. Гарант)
  7. Закон РТ от 26.12.2007 №65-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2008 год» (с изменениями Закон РТ №11-ЗРТ от 22.03.2008) (в редак. прогр. Гарант)
  8. Закон РТ от 20 декабря 2008 года №124-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в редак. прогр. Гарант)
  9. Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2007 году [электронный ресурс] http://www.sprt.ru/ Дата обращения 30.03.2010
  10. Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2008 году // Газета «Республика Татарстан» №13 (26390) от 23 января 2009 года
  11. Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2009 году (в редак. прогр. Гарант)
  12. Доклад Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на сессии Государственного Совета Республики Татарстан О бюджетной и финансовой политике Республики Татарстан на 2010–2012 годы от 8.07.09 [электронный ресурс] http://shaimiev.tatar.ru/pub/view/6062
  13. Гайзатуллин, Р.Р. Методология анализа эффективности бюджетного стимулирования экономического развития региональных систем. – Казань: Издательство, 2008. – 208 с
  14. Гайзатуллин, Р.Р. Региональная модель финансирования экономического воспроизводства на примере Республики Татарстан. – Казань: Издательство, 2008. – 210 с.
  15. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год / Экономическая политика России – ХХ1 век. – 2009. – №3. – С. 20 – 31.
  16. Артюхин Р.Е. Казначейство России: стратегическое управление и информационные технологии. // Финансы. – 2010. – №3. – С. 3 – 9.
  17. Бахарева О.В., Гареев И.Ф., Сарваров Р.И., Набиуллина К.Р. Развитие регионального механизма государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий // Региональная экономика: теория и практика, 2009.– №37 (130). С. 48–55
  18. Гайзатуллин, Р.Р. Бюджет 2008 года носит социально направленный и новаторский характер // Татарстан. – 2008. – №1.–С. 19–21.
  19. Гайзатуллин Р.Р., Вафин И.Н. Бюджетный процесс в Республике Татарстан в условиях кризиса. // Финансы. – 2009. – №3. – С. 14 – 19.
  20. Гайзатуллин, Р.Р. Бюджетный процесс в Республике Татарстан на современном этапе // Финансы. – 2008. – №5.–С. 13–17.
  21. Гайзатуллин, Р.Р. Инновации в бюджетном процессе – бюджетирование, ориентированное на результат /Р.Р. Гайзатуллин // Сборник научных трудов по материалам Третьей Международной научно-практической конференции «Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности» 3–2008 (МНПК ЛЭРЭП 2008)/ Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та., 2008.–С. 19–22.
  22. Гайзатуллин, Р.Р. Приоритеты развития межбюджетных отношений. Региональный аспект. /Р.Р. Гайзатуллин // Экономические науки. – 2008. – №4.–С. 11–15.
  23. Гайзатуллин, Р.Р. Региональные приоритеты инвестирования проектов территориального развития на основе повышения эффективности межбюджетных финансовых потоков /Р.Р. Гайзатуллин, И.И. Зарипов // Российское предпринимательство. – 2008. – №7.–С. 29–33
  24. Гайзатуллин, Р.Р. Совершенствование механизма формирования доходов бюджетов Российской Федерации и Республики Татарстан Гайзатуллин // Российское предпринимательство. – 2008. – №6 вып. 2.–С. 78–82.
  25. Галеева Р.Б. Комплексное исследование рынка образовательных услуг Республики Татарстан в сегменте высших учебных заведений // Региональная экономика: теория и практика, 2007.– №16 (55). С. 25–27
  26. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций в экономику региона (согласно теории П. Теша) // Региональная экономика: теория и практика, 2008.– №9 (66). С. 82–93
  27. Голубцова В.Г. Бюджетная политика в условиях финансового кризиса. // Финансы. – 2009. – №9. – С. 6 – 12.
  28. Игудин А.Г. О бюджетировании, ориентированном на результат, во взаимоотношениях с региональными и местными бюджетами. // Финансы. – 2011. №11, – С. 22–28.
  29. Исаева Н.С., Валеева Ю.С. Формирование регионального механизма эффективного управления повышением конкурентоспособного потенциала предприятий (на примере Республики Татарстан) // Региональная экономика: теория и практика, 2007.– №16 (55). С. 131–142
  30. Кудрин А.Л. Бюджет 2010: выполнение социальных обязательств. // Финансы. – 2009. – №12. – С. 14 – 20.
  31. Таишева Г.Р., Состояние и особенности регионального сельскохозяйственного производства (на примере республики Татарстан) // Региональная экономика: теория и практика, 2009.– №4 (97). С. 86–92
  32. Файзуллин А.Г. Муниципальный финансовый контроль: проблемы организации и тенденции совершенствования. // Финансы. – 2009. – №4. – С. 26 – 28. // Финансы. – 2009. – №. – С. 17 – 20.
  33. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 540 с.
  34. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Изд. 5-е, доп. и перераб. – М.: ЮРАЙТ, 2006. – 621 с.
  35. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – 3-е изд. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006. – 366 с.
  36. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Изд. 5-е, доп. и перераб. – М.: ЮРАЙТ, 2006. – 520 с.
  37. Доклад Министра финансов РТ на расширенной коллегии 8 февраля 2008 г. об итогах исполнения бюджета за 2007 г. и задачах на 2008 год [электронный ресурс] http://minfin.tatar.ru/rus/reports.htm? page=2&pub_id=12761 Дата обращения 25 мая 2010
  38. Доклад Министра финансов РТ на расширенной коллегии об итогах исполнения бюджета за 2008 год и задачах на 2009 год [электронный ресурс] http://minfin.tatar.ru/rus/reports.htm? page=1&pub_id=25800 Дата обращения 25 мая 2010
  39. Доклад Министра финансов Республики Татарстан на коллегии 26 января 2010 г. об исполнении бюджета за 2009 г. и задачах на 2010 год [электронный ресурс] http://minfin.tatar.ru/rus/reports.htm? page=1&pub_id=43399 Дата обращения 25 мая 2010
  40. Выступление министра финансов на заседании Кабинета Министров 5 октября 2009 г. по вопросу проекта консолидированного бюджета на 2010 год [электронный ресурс] http://minfin.tatar.ru/rus/reports.htm? pub_id=38673

Информация о работе Эффективность бюджетных расходов