Инструменты бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:53, реферат

Описание

Бюджетирование – это процесс построения и исполнения бюджета компании на основе бюджетов отдельных подразделений. Бюджетирование представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Его также можно определить как процесс принятия решений, через который предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.

Содержание

1. Понятие бюджетирования, его цели и роль…………………….………........3
2. Основные функции бюджетирования………………………………..….……4
3. Основные инструменты бюджетирования, ориентированного на результат………………………………………………………………………......6
Инструменты целеполагания и планирования:
3.1 Долгосрочная целевая программа…………………………………..……….7
3.2 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности главного распорядителя бюджетных средств…………………………………………......9
3.3 Ведомственная целевая программа……………………………………..….10
3.4 Муниципальные услуги и работы как единицы деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений…………………..11
Инструменты реализации установленных целей и задач:
3.5 Реестр муниципальных услуг………………………………………………12
3.6 Стандарты качества муниципальных услуг………………………….……13
3.7 Оценка потребности в муниципальных услугах…………………….……14
3.8 Оценка стоимости муниципальных услуг…………………………………16
3.9 Муниципальное задание……………………………………………………17
4. Взаимосвязь инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………………………………………………………………………18
Список использованной литературы……..……………………..………..……19

Работа состоит из  1 файл

Gamukin.docx

— 40.78 Кб (Скачать документ)
    1.   Ведомственная целевая программа

 

   Применение ведомственных целевых программ в бюджетном процессе на муниципальном уровне обусловлено необходимостью повышения ответственности субъектов бюджетного планирования за достижение конкретных, количественно определенных результатов. Ведомственные целевые программы позволяют решить традиционную проблему применения долгосрочных целевых программ, связанную с коллективным характером ответственности, который часто не позволяет оценить вклад отдельного подразделения муниципальной администрации в достижение установленных целей и задач развития муниципального образования в целом.

   Ведомственная целевая программа – комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, реализуемых главным распорядителем бюджетных средств и обеспечивающих решение отраслевых задач в поле его ответственности в сфере социально-экономического развития муниципального образования.

 

       Целесообразность внедрения и порядок применения:

   Регулирование применения ведомственных целевых программ положениями статьи 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации носит достаточно общий характер. Главный распорядитель средств местного бюджета в соответствии с порядком, утверждаемым администрацией муниципалитета:

  • разрабатывает проекты ведомственных целевых программ;
  • обеспечивает реализацию ведомственных целевых программ ведомства и их финансирование;
  • формирует и представляет отчетность о реализации ведомственных целевых программ.

Как и в отношении долгосрочных целевых программ, целесообразно  установить порядок проведения оценки эффективности реализации ведомственных  целевых программ, однако в данном случае оценка должна служить повышению  качества управления, а не перераспределению  бюджетных ресурсов.

    1.  Муниципальные услуги и работы как единицы деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений

 

   Для повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечения реализации целей и задач, установленных в документах муниципального общеэкономического и отраслевого планирования – докладах о результатах и основных направлениях деятельности, долгосрочных и ведомственных целевых программах, – применяется комплекс инструментов БОР, которые в целом можно охарактеризовать как инструменты бюджетирования по услугам.

   Понятие «государственная (муниципальная) услуга» появилось в Бюджетном кодексе неслучайно. Развитие и внедрение в бюджетный процесс инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, потребовало четкого выделения единицы деятельности субъектов бюджетного планирования как основы для оценки результативности и эффективности этой деятельности. В качестве такой единицы была выбрана государственная (муниципальная) услуга.

   Муниципальная услуга – деятельность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и иных организаций, осуществляемая в рамках их компетенции, финансируемая за счет бюджетных средств и направленная на удовлетворение потребностей отдельных граждан, групп граждан, населения в целом, а также юридических лиц в реализации их конституционных, законных, уставных и иных прав, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

   Муниципальная услуга – деятельность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и иных организаций, осуществляемая в рамках их компетенции, финансируемая за счет бюджетных средств и направленная на удовлетворение потребностей отдельных граждан, групп граждан, населения в целом, а также юридических лиц в реализации их конституционных, законных, уставных и иных прав, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

   Таким образом, различие между муниципальной услугой и работой состоит в том, что услуга представляет собой действие, приносящее потребителю некую пользу или выгоду, которая потребляется в процессе производства услуги и при этом не создается материальный продукт. Результатом выполнения работы, напротив, является производство конкретного материального продукта для обеспечения потребностей физического или юридического лица. Выполнение работ может являться необходимым условием оказания муниципальной услуги.

 

Инструменты реализации установленных  целей и задач:

    1.  Реестр муниципальных услуг

 

   Задача установления муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ) требует предварительного выделения полного перечня видов деятельности (услуг и работ) муниципальных учреждений. На основании такого перечня составляется единый список муниципальных услуг (работ) – реестр.

   Реестр муниципальных услуг (работ) – нормативный документ, который содержит регулярно обновляемые сведения о полном перечне муниципальных услуг (работ), выполняемых или фактически оказываемых жителям муниципального образования и/или хозяйственным обществам, действующим на его территории, полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета.

        Целесообразность внедрения и порядок применения:

   Бюджетное законодательство Российской Федерации не содержит требования об обязательности формирования реестра государственных (муниципальных) услуг (работ), однако такой реестр является эффективным и удобным инструментом для субъектов бюджетного планирования при формировании муниципальных заданий подведомственным учреждениям. Поскольку каждое ведомство разрабатывает задания на оказание услуг (выполнение работ) своим подведомственным учреждениям самостоятельно, важно обеспечить унифицированный подход к выделению услуг и создать единый перечень услуг – во избежание несогласованности и «разнокалиберности» услуг при установлении заданий.

   В связи с тем что основная часть деятельности органов местного самоуправления, ориентированная на конечных потребителей – физических или юридических лиц, связана с предоставлением услуг, а не с выполнением работ, целесообразно использовать реестр, включающий в себя одновременно муниципальные услуги и работы.

    1.  Стандарты качества муниципальных услуг

 

   Для установления четких требований к содержанию и основным параметрам муниципальных услуг, включенных в реестр муниципальных услуг (работ), а также для обеспечения равного доступа потребителей к услугам разрабатываются стандарты качества муниципальных услуг.

   Стандарт качества муниципальных услуг – документ, содержащий описание состава, качества, условий и порядка предоставления услуг, позволяющий потребителю услуги получить четкое представление о своих правах на нее и условиях ее получения в рамках действующего законодательства.

   Под стандартом понимается типовой образец, которому должны соответствовать основные параметры услуги, оказываемой в любом муниципальном учреждении.    Стандарты могут содержать как минимальные, обязательные для выполнения всеми учреждениями, так и повышенные требования (на условиях полной или частичной оплаты потребителями). В зависимости от выбранного уровня детализации муниципальных услуг стандарты качества муниципальных услуг могут формироваться как по отдельным услугам, так и по видам услуг.

 

       Целесообразность внедрения и порядок применения:

   Стандарты качества услуг распространяются на весь процесс предоставления услуги – от правового основания предоставления и способов информирования потребителей об услуге до порядка ее оказания. При этом уровень детализации и требований к услугам в стандартах качества услуг зависит от финансовых возможностей муниципального образования.

    1.  Оценка потребности в муниципальных услугах

 

   Для определения реально существующей у населения муниципального образования потребности в муниципальных услугах проводится оценка потребности в услугах.

   Оценка потребности в муниципальных услугах – процесс измерения спроса населения на предоставляемые или планируемые к предоставлению муниципальные услуги.

   Оценка потребности позволяет органам местного самоуправления получить информацию о необходимых объемах предоставления услуг, которую целесообразно учитывать в двух аспектах:

  • для определения необходимых объемов оказания каждой муниципальной услуги и установления на этой основе заданий муниципальным учреждениям;
  • для выявления тенденций изменения спроса на услуги со стороны населения и использования этой информации для корректировки приоритетов развития муниципального образования и проведения реструктуризации бюджетной сети.

   Согласно сложившейся практике оценка потребности в натуральном (количественном) выражении и оценка потребности в стоимостном выражении проводятся отдельно. Предполагается, что оценка потребности в натуральном выражении позволяет получить информацию о необходимых объемах предоставления услуг, а в стоимостном – об объемах бюджетных средств, требуемых для оказания соответствующего количества услуг.

 

         Целесообразность внедрения и порядок применения:

   Оценка потребности в муниципальных услугах проводится путем анализа данных о фактических объемах предоставленных услуг и количестве потребителей услуг за предшествующие периоды с учетом наличия и степени воздействия факторов, которые непосредственно влияют на потребность в соответствующих услугах.

   В зависимости от специфики предоставляемых муниципальных услуг потребности в них может оцениваться на уровне отдельного учреждения (и в дальнейшем суммироваться) и на уровне отрасли социальной сферы в целом.

   Оценка потребности в муниципальных услугах имеет яркую отраслевую специфику, которая выражается в используемых показателях и учитываемых факторах влияния, а также в самой технологии проведения оценки.

Основные показатели, используемые для оценки потребности в услугах  во всех социальных отраслях, можно  свести в следующие универсальные  группы:

  • показатели, характеризующие фактический объем предоставления услуги.
  • показатели, характеризующие доступность услуги.
  • показатели, характеризующие различные факторы, влияющие на потребность в услуге.
    1.  Оценка стоимости муниципальных услуг

 

   Одной из ключевых задач в практике внедрения БОР является оценка стоимости услуг.

Сформулировав цели и задачи своей деятельности, субъекты бюджетного планирования должны определить мероприятия  и разработать программы, направленные на достижение установленных целей  и решение намеченных задач. Расходы  на осуществление мероприятий и  программ включают в себя не только все непосредственные (прямые) расходы  на их реализацию, но и расходы на администрирование, капитальные расходы, расходы на мониторинг осуществления  мероприятий и реализации программ и их результатов и др.

   Оценка стоимости муниципальной услуги – метод калькуляции стоимости услуги, при котором обособленно учитываются все компоненты стоимости услуги, необходимые для ее предоставления.

 

        Целесообразность внедрения и порядок применения:

    На этапе планирования бюджета информация о стоимости услуг нужна для определения величины бюджетных ассигнований, необходимых для предоставления бюджетных услуг установленного объема и качества. На этапе контроля за исполнением бюджета, ориентированного на результат, она важна для оценки бюджетной и социальной эффективности той или иной бюджетной услуги или программы. Таким образом, оценка стоимости муниципальной услуги с учетом количественных результатов, полученных в ходе оценки потребности в услугах и требований стандартов качества услуг, служит эффективным инструментом формирования обоснованной и эффективной структуры расходов местного бюджета.

3.9 Муниципальное задание

 

   В соответствии с положениями статьи 69.2 Бюджетного кодекса при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) используется государственное (муниципальное) задание. Муниципальная администрация должна утвердить порядок формирования и финансового обеспечения выполнения заданий на оказание услуг (выполнение работ).

   Муниципальное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

 

         Целесообразность внедрения и порядок применения:

   Муниципальное задание используется, с одной стороны, как инструмент планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта местного бюджета, с другой – как инструмент ориентации поставщиков муниципальных услуг (работ) на достижение установленных количественных и качественных результатов предоставления услуг (выполнения работ).

Информация о работе Инструменты бюджетирования