Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:08, контрольная работа

Описание

В Республике Беларусь Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Вариант 3ппп.docx

— 33.20 Кб (Скачать документ)

 

Вариант 3

 

1. Государственный бюджет. Назовите общие черты и различия в организации бюджетного процесса в Республике Беларусь и Российской Федерации.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении [2].

Изучим процедуру бюджетного процесса в Республике Беларусь и Российской Федерации, с целью выделения общих черт и различий бюджетного процесса в этих странах.

  • Основные принципы организации бюджетного процесса в Республике Беларусь совпадают с принципами бюджетного процесса в России. К ним относятся: принцип единства и полноты охвата всех доходов и расходов бюджета, принцип реальности запланированных доходов и расходов, принцип гласности, принцип специализации показателей бюджета, принцип сбалансированности бюджетов, принцип самостоятельности бюджетов, принцип эффективности использования бюджетных средств, принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, принцип достоверности бюджетов, адресность и целевой характер бюджетных средств.  При этом для Беларуси характерен также принцип ответственности участников бюджетного процесса, а в Российской Федерации еще существует такой принцип, как разграничение компетенции между органами представительной и исполнительной властей.
  • Участники бюджетного процесса в Российской Федерации такие же, как и в Беларуси: Президент РФ; Президент РБ; органы законодательной и представительной власти; органы исполнительной власти; финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители бюджетных средств; другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые полномочия [6, с. 65].
  • Одинаковы этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь и Российской Федерации: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, после чего составляется отчет об исполнении бюджета. Однако существуют различия в ходе осуществления данных этапов бюджетного процесса в названных странах.
  • СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ. Составление проектов   бюджетов   в России и Беларуси находится   в  исключительной компетенции  Правительств  обеих стран  и  соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов и начинается не позднее, чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.

Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляется Министерством  финансов и местными финансовыми  органами (соответствующими исполнительными  и распорядительными органами).

В Республике Беларусь Министерством экономики,  Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа   года, предшествующего   планируемому финансовому (бюджетному)   году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой   и денежно-кредитной политики,  которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете  и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной  финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому  году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.

В Российской Федерации Министерство финансов, разработав основные характеристики федерального бюджета, направляет их Правительству РФ. В двухнедельный срок после принятия Правительством Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и согласовывают показатели проекта федерального бюджета на очередной финансовый год до 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, другие документы, представленные Минфином РФ, Минэкономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу для рассмотрения [4, с. 256].

  • РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТОВ.

В Республике Беларусь: Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год вносится Президентом в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.

В случае отклонения Парламентом  представленного проекта бюджета, он возвращается Правительству на доработку. При несогласии с решением Парламента глава государства вправе в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.

Как на республиканском, так  и на местном уровнях бюджеты  должны быть приняты до 1 января очередного финансового года.

В Российской Федерации: Проект федерального бюджета, полученный Государственной Думой не позднее 15 августа текущего года, направляется в течение суток в Комитет по бюджету для подготовки заключения. На основании заключения комитета решается вопрос о принятии Проекта федерального бюджета к рассмотрению в Государственной Думе либо возвращению в Правительство на доработку.

Проект закона о федеральном бюджете утверждается Государственной Думой в четырех чтениях: в первом чтении утверждаются контрольные цифры — доходы, расходы и дефицит, со второго по четвертое чтения конкретизируются расходные статьи по бюджетополучателям.

Принятый Думой закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается  одобренным, если за него проголосовало  более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был  рассмотрен. Принятый Федеральный закон в течение 5 дней отправляется на подпись Президента РФ. На подписание закона ему отводится 14 дней и 7 дней на обнародование.

Как видно, процедура рассмотрения и утверждения бюджетов в Беларуси и России имеет отличия, в частности  в РФ бюджет утверждается в 4-х чтениях (в РБ такого нет), также  в России процедура рассмотрения и утверждения  бюджетов занимает больше времени, чем  в Беларуси и др.

  • ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.

В Республике Беларусь исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство РБ. Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов, местным финансовым органам, Главной государственной налоговой  инспекции и региональным государственным  налоговым инспекциям. 

В России эта работа возложена на Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и их подразделения на месте.

Главным документом,  на   основании   которого   осуществляется исполнение бюджетов обеих стран,  является  бюджетная  роспись  доходов   и   расходов, составляемая финансовыми органами.  Бюджетная роспись представляет собой документ, конкретизирующий бюджетные поступления и назначения в течение всего года и на более короткий период.

Важнейшим элементом исполнения бюджетного процесса является организация  сбора средств на территории страны, их хранения, распределения по бюджетным  получателям – кассовое исполнение бюджета.

В Республике Беларусь применяется смешанная система кассового исполнения бюджета: по доходам организация возложена на банковскую систему государства, по расходам – на казначейство [7, с. 235].

В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов: регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Бюджеты всех уровней бюджетной  системы обеих стран исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех запланированных расходов с единого счета бюджета.

  • СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА И ЕГО УТВЕРЖДЕНИЕ

Непосредственно составлением  отчетов  об  исполнении  бюджета  занимается   соответственно Министерство финансов и финансовые органы обеих  стран. 

В Республике Беларусь: составляемые финансовыми органами отчеты передаются соответствующим органам исполнительной  власти  для  их  рассмотрения  и  предоставления  в   органы представительной власти. Отчет  рассматривается  в  постоянных комиссиях и затем представляется для утверждения на заседании  органов  представительной власти. По республиканскому бюджету отчет должен быть предоставлен в Парламент не позже пяти месяцев  со  времени  окончания  отчетного  финансового  года.

В Российской Федерации: отчет об исполнении федерального бюджета направляется Правительству РФ, которое не позднее 1 июля текущего года представляет его в форме федерального закона в Государственную Думу и Счетную Палату РФ. Дума рассматривает этот отчет в течение полутора месяцев после представления заключения Счетной Палаты РФ. После этого Дума принимает решение об утверждении отчета или его отклонении.

 

2. Управление оборотными активами предприятия. Опишите методы определения плановой потребности в оборотных средствах (капитале).

Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности  в оборотных средствах. Оптимальная  обеспеченность оборотными средствами ведет к минимизации затрат, улучшению  финансовых результатов, ритмичности  и слаженности работы предприятия. Завышение оборотных средств  ведет к излишнему их отвлечению в запасы, к «замораживанию» ресурсов. Занижение оборотных средств  может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использование  ресурсов, ведущее к потере выгоды.

Важнейшим принципом эффективного управления оборотными средствами является их нормирование. В ходе нормирования рассчитывается необходимая постоянно  минимальная сумма средств, обеспечивающая предприятию устойчивое финансовое положение.

Нормирование представляет собой установление оптимальной величины оборотных средств, необходимых для организации и осуществления нормальной хозяйственной деятельности предприятия. При нормировании оборотных средств предприятие может использовать один из следующих методов определения оптимальной потребности в оборотных средствах:

- статистико-аналитический  метод,

- коэффициентный метод,

- метод прямого счета.

Предприятие может применить  любой из перечисленных методов, ориентируясь на свой опыт работы и  размеры предприятия, объем производственной программы, характер хозяйственных  связей, постановку учета и квалификацию экономистов [5, с. 110].

1. Аналитический метод - это опытно-статистический метод нормирования. Он отражает сложившуюся практику организации производства, снабжения и сбыта.

Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных  средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объема производства. Чтобы исключить недостатки прошлых периодов в организации движения оборотных средств, нужно проанализировать фактические остатки производственных запасов в целях выявления ненужных, излишних, неликвидных и все стадии незавершенного производства для выявления резервов сокращения длительности производственного цикла, изучить причины накопления готовой продукции на складе и определить действительную потребность в оборотных средствах; необходимо учесть конкретные условия работы предприятия в предстоящем году.

Данный метод предполагает учет различных факторов, влияющих на организацию и формирование оборотных  средств, и используется в тех  случаях, когда не предполагаются существенные изменения в условиях работы предприятия  и когда средства, вложенные в  материальные ценности и запасы, занимают большой удельный вес.

При расчете плановой потребности  в оборотных средствах аналитическим  методом учитывается, во-первых, планируемый рост выручки от реализации продукции и, во-вторых, ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Исходя из планируемого ускорения  оборачиваемости оборотных средств (в данном случае сокращения длительности одного оборота в днях) определяется плановая величина коэффициента обеспеченности оборотными средствами (коэффициента загрузки).

Информация о работе Государственный бюджет