Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности государственного бюджета, изучение доходной и расходной части бюджета, изучение путей совершенствования государственного бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Экономическая сущность государственного бюджета и его функции..6
2. Доходы и расходы государственного бюджета………………………...12
3. Пути совершенствования государственного бюджета…………………28
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемых источников……………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

 

В области планирования расходов на отрасли хозяйства:

  1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета. Приоритетность в расходах должна быть обеспечена не путем резервирования средств в целевых фондах, а посредством преимущественного финансирования при условии эффективного использования государственных финансовых ресурсов.
  2. В целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам упразднить целевые бюджетные фонды в составе бюджета. Это предотвратит распыление средств, усилить их концентрацию на важнейших направлениях, обеспечит прозрачность бюджетных расходов, усиление контроля за их использованием.
  3. Провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей. Усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.
  4. Для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и др.
  5. Направлять высвободившиеся бюджетные ресурсы в виде адресных субсидий потребителям услуг соответствующих отраслей – населению и предприятиям.
  6. Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование. Это, в первую очередь, имеет отношение к отраслям сельского хозяйства и предполагает расширение действия рыночных механизмов в этой сфере, постепенную отмену дотаций на возмещение разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию на основе либерализации цен.
  7. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.
  8. Повысить уровень планирования расходов бюджета на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития

 

В области планирования расходов на социально-культурные мероприятия:

  1. Закрепление в законодательном порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально – культурную сферу, в общем объеме расходов государственного бюджета.
  2. Реструктуризация источников финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы; постепенное сокращение традиционного набора бюджетных расходов на основе привлечения внебюджетных источников в виде средств населения, предприятий и организаций.
  3. Прогнозирование пропорций, обеспечивающих оптимальное сочетание источников финансирования непроизводственной сферы.
  4. Расширение перечня платных услуг с целью создания условий для формирования собственных (внебюджетных) доходов учреждений, разработка методологической базы для планирования внебюджетных поступлений.
  5. Научное обособление норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы.
  6. Разработка механизма корректировки норматива бюджетной обеспеченности с учетом региональных особенностей и на этой основе повышение обоснованности расходов, качественного уровня их планирования.

 

В области межбюджетных отношений:

По мнению Т.В. Сорокиной «…при решении вопросов распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней следует исходить из следующих положений:

  • степень обеспеченности собственными доходами местных бюджетов должна быть необходимой и достаточной;
  • максимальная децентрализация доходов не согласуется с экономическими интересами других участников межбюджетных отношений. Предоставление исчерпывающих налоговых полномочий местным властям может привести к неравенству налоговых режимов, миграции экономических агентов, дифференциации условий инвестирования и т. п.;
  • закрепление расходных функций за бюджетными различных уровней должно обеспечить высокое качество и эффективность государственных услуг. Учитывая этот факт, местным бюджетам следует передавать расходы, связанные с удовлетворением социально-культурных нужд населения, обеспечивающих функционирование непроизводственной инфраструктуры (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, дороги, общественный транспорт, охрана окружающей среды, благоустройство и т.п.). Однако максимальная децентрализация указанных расходов в ряде случаев имеет ограничения;
  • существует целый ряд услуг, которые экономически целесообразно закрепить за вышестоящим уровнем управления, чтобы избежать дублирования услуг местными администрациями (например, при проведении природоохранных мероприятий) либо для обеспечения экономии государственных средств (при инвестировании средств в социальную сферу, рыночную инфраструктуру и т.п). Кроме того, за бюджетными вышестоящего уровня целесообразно оставить некоторые расходы, влияющие на распределение доходов между социальными группами населения. При передаче их на местный уровень управления государство утрачивает возможности по макроэкономическому регулированию социальных процессов;
  • степень децентрализации расходов ограничена наличием доходных источников местных бюджетов, достаточных для обеспечения расходных функций. Имеется в виду обеспечение равенства доходов и расходных функций региональных бюджетов.

В связи с  этим необходимо:

  • обеспечить:
  • оптимальное распределение бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы в соответствии с общей бюджетной политикой переходного периода;
  • соответствие доходов расходным функциям региональных бюджетов и на этой основе – общее бюджетное равновесие;
  • эффективное сочетание метода закрепления налогов и долевого их распределения при формировании доходов местных бюджетов. Применение тех или иных форм перераспределения бюджетных средств должно быть регламентировано бюджетным законодательством;
  • укрепить доходную базу местных бюджетов в целях повышения финансовой самостоятельности регионов путем расширения перечня собственных и закрепленных доходов, переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов;
  • провести реструктуризации доходов региональных бюджетов, определить оптимальное соотношение между источниками их формирования, установив в законодательном порядке уровень собственных и закрепленных доходов в общем объеме доходов, обеспечить увеличение непосредственно собственных доходов местных бюджетов.
  • установить предельный размер местных налогов и сборов в процентах к общему объему собственных доходов для устранения различий в региональной среде налогообложения. Это потребует от местных Советов проведения политики умеренного и разумного налогообложения в отношении местных налогов и сборов, а также активизации работы по привлечению других (кроме местных налогов) доходов для доведения собственных доходов до установленного им минимального уровня;
  • закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупных местных налогов и сборов, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в областные бюджеты;
  • обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений;
  • разработать единые подходы к организации всех видов финансовой помощи, в максимальной степени реализовав потенциал их целенаправленного воздействия на экономику регионов. Оказывать финансовую помощь регионам таким образом, чтобы повышать заинтересованность органов государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов;
  • обеспечить сокращение уровня дотаций в доходах местных бюджетов, сохранив дотационность местных бюджетов статей расходов, законодательно ограничив ее уровень;
  • установить предельный размер участия республиканского бюджетов в покрытии дефицита региональных бюджетов. Оставшаяся часть должна покрываться из средств местных бюджетов. Для создания местным бюджетам возможности долевого участия в финансировании дефицита целесообразно предоставить право местным Советам регулировать ставки и льготы не только собственных источников, но и отдельных закрепленных доходов. Разрешить местным Советам в случае необходимости вводить надбавки к общегосударственным налогам (регулирующим) для покрытия бюджетного дефицита;
  • обеспечить максимальную замену дотаций субсидиями и субвенциями с усилением контроля за целевым их использованием;
  • изучить возможность:
    • развития местных займов в условиях расширения регионов и укрепления их доходной базы собственными источниками;
    • создания муниципальных банков развития, предназначенных для оказания финансовой помощи.
  • Повысить эффективность межбюджетных отношений и бюджетных потоков, обеспечивающих балансирование доходов и расходов региональных бюджетов, а также выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности, достигая как горизонтального, так и вертикального выравнивания;
  • Разделить по целевому назначению финансовые потоки фонда финансовой поддержки в целях усиления контроля за их движением и эффективностью, образовав на уровне бюджета два самостоятельных республиканских фонда: фонд финансовой поддержки и фонд развития регионов [12, с. 274].

 

На стадии исполнения бюджетов:

  1. С целью определения тенденций и проблем развития бюджета, выработки направлений, корректировки текущей бюджетной политики и принятия оперативных решений проводить периодический анализ текущего исполнения бюджета.
  2. Учитывая напряженное исполнение бюджета и бюджетный дефицит, ужесточить подходы к предоставлению субъектам хозяйствования индивидуальных льгот и преференций, шире использовать в практике налоговых расчетов предоставленные налоговых кредитов вместо льгот для отдельных налогоплательщиков.
  3. Для обеспечения своевременности расчетов с бюджетом субъектов хозяйствования разработать комплексную программу повышения платежеспособности предприятий, имеющих задолженности перед бюджетом, предусмотрев возможности их разгосударствления и приватизации. 
  4. В целях сокращения нарушений субъектами хозяйствования порядка расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам провести ревизию нормативно-законодательной базы налогообложения, унифицировать ее и сделать приемлемой к использованию. Эти мероприятия целесообразно проводить в рамках работы по реформированию системы налогообложения.
  5. Пересмотреть практику поддержки субъектов хозяйствования за счет средств бюджета. Сократить объемы льготного кредитования на основе разработки экономического механизма мобилизации собственных средств заемщиков, установив в законодательном порядке, что правительственные гарантии по кредитам, предоставляемым банками субъектам хозяйствования на льготных условиях, не выдаются.
  6. Для повышения эффективности расходования государственных средств осуществлять ревизии реализуемых государственных целевых программ по критериям их актуальности и соответствия поставленным задачам. Бюджетные инвестиции предусматривать только для вновь строящихся объектов при наличии заключений экспортных или конкурентных комиссий.
  7. В целях концентрации финансовых ресурсов государства на едином казначейском счете и оперативного управления бюджетными потоками ускорить формирование территориальных органов системы казначейства;
  8. Исследовать возможность перевода территорий на самообеспечение и самофинансирование на основе принципов регионального хозрасчета. Продолжать работу по укреплению доходной базы местных бюджетов. 
  9. Разработать механизм солидарной экономической ответственности бюджетов областей за невыполнение планов общегосударственных налогов и сборов. Вводить экономические санкции в виде зачета прироста недоимок в счет причитающегося финансирования.
  10. Разработать систему мер по снижению бюджетного дефицита и сбалансированию бюджета.

 

В области управления бюджетным дефицитом:

По Т.В. Сорокиной «…сокращение бюджетного дефицита следует осуществлять по специально разработанной программе, где должны быть предусмотрены:

  • Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета;
  • Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
  • Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия к повышению производительности труда, рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности производства – основы увеличения доходов бюджета;
  • Развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти. Необходимо провести тщательные расчеты возможностей развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств;
  • Оптимизация объема и реструктуризация расходов государственного бюджета в целом и, прежде всего, - направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменения в политике бюджетного финансирования отраслей хозяйства в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решения ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;
  • В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально–культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государство, в частности, военных, на управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальном периоде развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;
  • Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
  • Совершенствование планирования и развития системы платных услуг в непроизводственной сфере. Имеется в виду, что в условиях дальнейшего развития рыночных отношений и ограниченных возможностей государства обострится вопрос об источниках финансирования социально-культурных учреждений и социальных программ, поскольку возможности перераспределения финансовых ресурсов в пользу социальных потребностей за счет сокращения других расходов имеют экономический предел. Поэтому весьма своевременным является переход к планированию расходов учреждений непроизводственной сферы по научно обоснованным финансовым нормативам, скорректированным с учетом возможностей бюджета – нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего – доходов от оказания платных услуг;
  • Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
  • Реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников;
  • Составление бюджета многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
  • Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
  • Принятие мер, направленных на привлеченные в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит увеличиваются платежи в бюджет [12, с. 278].

Для достижения реального эффекта перестройки бюджетного процесса перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2006 года № 29 об утверждении  государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006-2010 годы. Разработка    Государственной    программы    по    преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006-2010 годы обусловлена  необходимостью  решения долговременных  комплексных задач защиты населения и  территорий  от последствий   катастрофы   на   Чернобыльской   АЭС   и   социально-экономического  возрождения загрязненных  территорий,  конкретизации связанных  с этим проблем, определения путей их решения в  2006-2010годах.  На  загрязненной радионуклидами территории, площадь которой составляет  41,11  тыс. кв. километров (21 процент  всей  территории республики), проживает более 1,3 млн. человек. Государственная   программа  закрепляет   механизм   реализации государственной политики в области защиты населения и территорий  от последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - катастрофа)  и представляет  собой увязанный по ресурсам, основным  исполнителям  и срокам  выполнения  комплекс мероприятий, направленных  на  снижение негативных последствий катастрофы. В  результате реализации мероприятий Государственной  программы по  преодолению  последствий  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС  на 2001-2005  годы  и на  период до 2010 года, принятой  на  заседании Президиума  Совета Министров Республики Беларусь 9 января  2001  г., улучшены    социально-экономические    условия    на    загрязненных территориях,   осуществлен  комплекс   мер   по   повышению   уровня медицинского  обслуживания, налажен мониторинг  состояния  здоровья, обеспечено снижение внешнего и внутреннего облучения населения. В  отдаленный  после катастрофы период требуется  решение  ряда серьезных  практических вопросов, к которым  относятся  контроль  за состоянием  здоровья  и  оказания  необходимой  медицинской   помощи населению,  включение в хозяйственный оборот угодий,  выведенных  из зон  радиоактивного загрязнения, внедрение в хозяйственную  практику эффективных    технологий    и   научных   достижений;    проведение информационной   работы  и  социально-психологической   реабилитации населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях. Основной  целью  Государственной программы является  социально-экономическая   и   радиоэкологическая   реабилитация   загрязненных территорий,  создание условий для ведения хозяйственной деятельности без  ограничений  по  радиационному фактору и  дальнейшего снижения риска для здоровья.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение