Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:50, реферат

Описание

Основные элементы финансовой системы Австралии начали складываться еще в XIX в., однако лишь с переходом капитализма в свою последнюю стадию - империализм, когда стал развиваться государственно-монополистический капитализм, финансы австралийского государства приобрели новое качество: в современных условиях само существование капитализма как системы немыслимо без государственных финансов, без вмешательства государства во многие, если не во все области жизни капиталистического общества

Работа состоит из  1 файл

Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.docx

— 69.44 Кб (Скачать документ)

Военные мероприятия  являются исключительной прерогативой федерального правительства. В 1980/81 г. из общей суммы прямых военных  расходов в 3 277 млн. долл. примерно 10 % приходилось  на капитальные вложения и 90 % - на текущие  затраты (основным элементом последних  является денежное довольствие). Доля прямых военных расходов в ВВП  в Австралии в середине 70-х  годов составила 2,7 %, а США - 6,4, Англии - 5,8, ФРГ - 4,1, Франции - 3,8, Италии - 3,0 %.

Вторую важную группу расходов федерального бюджета составляют расходы на социальное обеспечение и страхование. В 70-х годах эти расходы выросли в 6,5 раза. Основными статьями в данной группе являются пенсии по старости или инвалидности, пособия по безработице и болезням, пособия на детей и т.п.

В годы правления  лейбористского правительства значительно  возросли затраты федерального бюджета  н образование и здравоохранение. Лишь за первое пятилетие 70-х годов доля статьи «образование» в общей сумм расходов увеличилась с 3,8 % до 9,4 %.

Что касается расходов на здравоохранение, то их внезапный  рост (более чем в 2 раза) за один 1975/76 г. объясняется введением лейбористами системы государственного медицинского страхования «Медибэнк». С самого начала она в значительной степени осуществлялась за счет страховых взносов самих трудящихся.

Важной статьей  расходов федерального бюджета остается экономика, хотя доля этой статьи неуклонно снижается. Большая часть ассигнований направляется в две отрасли - сельское хозяйство и производственную инфраструктуру. Государство играет активную роль в стимулировании экспорта, в первую очередь продукции отраслей обрабатывающей промышленности. В 1979/80 г. размер экспортных субсидий составил более 200 млн. долл.

Австралия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Страна занимает первое место по экспорту шерсти, третье - пшеницы. Издержки на производство сельскохозяйственной продукции Австралии одни из самых низких в мире. Тем не менее сельское хозяйство как важный сектор австралийской экономики требует постоянной финансовой поддержки государства.

Система оказания помощи сельскому хозяйству в  Австралии включает полтора десятка  различных программ прямого и косвенного субсидирования, стабилизации цен, государственных закупок продукции фермеров по фиксированным ценам, предоставления займов. Государство берет на себя проведение научных исследований в области сельского хозяйства. В 70-х годах прямые правительственные субсидии, поступающие в отрасль, составляли 250 - 320 млн. долл. в год.

Велика роль федеральных финансов в развитии производственной инфраструктуры. В условиях Австралийского континента создание сети дорог национального значения, строительство ирригационных сооружений, объектов электроэнергетики (в частности, гидроэнергетический комплекс в Снежных горах) требуют колоссальных капитальных вложений, которые зачастую не доступны частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий частные инвестиции.

В век научно-технической  революции исключительно важное значение для развития всех отраслей экономию приобретает наука. В Австралии  доля ВВП, расходуемого на исследования и научные разработки, во второй половине 70-х годов равнялась 1,3 % (в США - 2,2 % в Великобритании - 2,1, в ФРГ - 2, в Японии и в Франции - 1,8 %) [ 2, с.36]. Такой относительно низкий показатель для Австралии объясняется  в первую очередь тем, что иностранные  компании, доминирующие во всех наукоемких отраслях, предпочитают импортировать  изобретения материнских компаний, а не проводит собственные исследования.

Из общей  суммы расходов на исследования и  научные разработки на частные предприятия (главным o6pазом, филиалы иностранных  компаний) приходится 36 % на федеральное  правительство - 31 %, университеты - 22 % и  правительства штатов - 11 %. Если учесть, что университеты осуществляют научную  работу за счет правительственных субсидий, то окажется, что доля государства в расходах на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР) в Австралии превышает аналогичный показатель для других капиталистических стран (США - 55 %, Франция - 60 %, ФРГ - 47 %, Италия - 46 %, Япония - 29 %) [ 2, с.37].

В годы правления  лейбористов увеличились ассигнования на жилищное и коммунальное строительство. В частности, бюджет 1973/74 г., названный австралийской прессой «бюджетом реформ», увеличивал их по сравнению с предыдущим годом в 5,5 раза. Резко возросли расходы, связанные с развитием отдаленных районов и охраной окружающей среды.

Отличительной чертой финансовой системы Австралии  является высокая доля в расходах федерального правительства субсидий и дотаций штатам и местным  органам власти (в отдельные годы - от 20 до 25 %).

Доходы федерального правительства.

Как уже отмечалось, через федеральные финансы перераспределяется 4/доходов, мобилизуемых органами государственной власти всех уровней. Доходы федерального бюджета на 92 - 96 % формируются из налоговых поступлений, среди которых основными являются подоходный налог с населения, налог на прибыли компаний, акцизы, налог с продаж (табл. 6).

Таблица 6. Доходы федерального бюджета Австралии*

  1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г. 1979/80 г.  
  млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. %
Налоговые поступления

В том числе:

7 183 96,1 14 084 92,3 19 641 91,9 27 119 91,9
Подоходный  налог                
с населения 3 175 42,5 7 714 50,5 11 054 51,7 15 128 51,3
с компаний 1 427 19,1 2 447 16,0 2 921 13,7 3 400 11,5
Налог на недвижимость, наследство и дарения 80 0,5 88 0,4
Акцизы 1 054 14,1 1 729 11,3 2 486 11,6 4 771 16,2
Налог с  продаж 633 8,5 1 154 7,6 1 650 7,7 1 900 6,4
Таможенные  пошлины 466 6,2 841 5,5 1 274 6,0 1 664 5,6
Прочие налоги 428 5,7 119 0,8 169 0,8 256 0,9
Проценты, рента, дивиденды 293 3,9 1 174 7,7 1 626 7,6    
Чистые поступления  от государственных предприятий 12 0,07 85 0,4 2 380 8,1
Доход от продажи  земли и строений 18 0,1 30 0,1    
                 
ИТОГО: 7 475 100,0 15 265 100,0 21 382 100,0 29 499 100,0
* [  2  , с. 38].
                   

Подоходный  налог в Австралии, как и в  других капиталистических странах, играет решающую роль в бюджетных поступлениях. Впервые подоходное обложение было введено еще в колониях в последней четверти XIX в. Федеральное правительство ввело федеральный подоходный налог в 1915 г., воспользовавшись военным временем.

Сумма поступлений  подоходного налога с населения  постоянно растет, а удельный вес  в бюджете неуклонно повышается. Если в 1965/66 г. доля подоходного налога с населения в общей сумме  доходов федеральных органов составляла 39,2%, то в 1975/76 г. она увеличилась до 53%.

Подоходный  налог с населения в Австралии  взимается двумя способами: «у источника» (в этом случае налог вычитается из заработной платы рабочих и служащих бухгалтерией частного или государственного предприятия и перечисляется финансовым органам), по налоговой декларации (этим способом пользуются при обложении налогом доходов лиц свободных профессий - художников, писателей, деятелей театра и кино, врачей).

Размер подоходного  налога в Австралии определяется следующим образом. Из валовой суммы  доходов, по лученных физическим лицом  в течение года, делаются вычеты сумм, не подлежащих обложению (некоторые  виды пенсий и пособий), а также  специальные льготные вычеты (проценты по некоторым видам потребительских  ссуд, скидки на содержание иждивенцев, сомнительные долги и т.п.). К облагаемому  доходу, определенном этим путем, применяются  следующие ставки (1978/79 г.) [ 2, с.40]:

Облагаемый  доход,

долл.

Ставки налога
   
3 893 -16 608 33,5 цента с каждого  доллара свыше 3 893
   
16 608 - 33 216 4 260 долл. + 47,5 цента  с каждого доллара свыше 16 608
   
33 216 и выше 12 142 долл. + 61,5 цента  с каждого доллара свыше 33 216

Необлагаемый  минимум в 1978/79 г. составлял 3 893 долл. На практике сумма налога вычитается бухгалтерией предприятия при выплате  заработной плат: т.е. несколько раз  в месяц, и устанавливается в  процентах от общей суммы заработка. В конце финансового года производится окончательный перерасчет. Если сумма  текущих отчислений подоходного  налога превышает сумму, определенную с помощью перечисленных выше ставок, разница возвращается налогоплательщику. Предприниматель выдает квитанцию, удостоверяющую уплату налога за год.

На протяжении 50 - 60-х годов система взимания подоходного налога с населения  в Австралии не претерпела каких-либо существенных модификаций, которые бы свидетельствовали о ее коренном изменении. Все основные положения, касающиеся налогообложения, - объект обложения, субъект обложения, формы и виды скидок, нормы, регламентирующие взимание налогов отдельными административными единицами, даже налоговая ставка - оставались прежними.

Вторым по значению источником поступлений федеральных органов является налог на прибыли компаний (подоходный налог с компаний). Ставка этого налога зависит от юридического статуса компании (частная или акционерная, резидент или нерезидент, коммерческая или некоммерческая). Но, как правило, особо больших, различий между размерами ставок нет.

С начала 60-х  и до середины 70-х годов налоговая  ставка для акционерных компаний в среднем составляла от 35 до 47,5 % (в конце 70-х годов - 46 %) облагаемого  дохода свыше 10 тыс. долл. (Облагаемый доход  определяется как валовая прибыль компании за вычетом издержек производства.) На первые 10 тыс. долл. облагаемого дохода ставка обычно на 5 - 10 пунктов ниже.

Хотя абсолютные суммы этого налога неуклонно  растут, что отражает рост прибылей предприятий, их доля в доходах бюджета  понижается, а темпы роста уступают темпам роста подоходного налога с населения.

Третьим и  четвертым по значению источником поступлений  федеральных органов являются косвенные  налоги - акцизы и налог с продаж. Акцизы - одни из старейших налогов  Австралии. Впервые они были введены еще в 1825 г. Это налог, взимаемый с покупателей товаров широкого пользования в виде надбавки к цене. Более 90 % поступлений от акцизного обложения приходится на три группы изделий: автомобильное топливо, табачные изделия, пиво и алкогольные напитки. Налог с продаж взимается таким же способом почти со всех товаров. Наиболее распространенная ставка - 15 % к цене товара, она дает более половины поступлений налога с продаж. Ставка аналогичного налога в странах ЕЭС, кроме Франции, например, составляла 7,5 %, а во Франции - 20 % [ 2, с.45].

Во второй половине 70-х годов увеличение доходов  федерального бюджета Австралии  происходило главным образом  за счет роста поступлений от акцизов. В 1978/79 г. при общем росте налоговых  поступлений в 2 400 млн. долл., 1 100 млн. долл. дало акцизное обложение.

Исторически первым источником доходов правительственных органов Австралии являлись таможенные пошлины. Установленные в 1800 г. на импортные алкогольные напитки и предметы роскоши, они на протяжении XIX в. оставались одним из основных источников доходов во всех колониях, будь то фритредерский Новый Южный Уэльс или протекционистская Виктория.

Информация о работе Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.