Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:56, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизмов финансовой политики государства, анализ проводимой в России бюджетной политики, выявление проблем современной российской финансовой политики и определение возможных путей их решения.

Содержание

Введение 2
1.Содержание понятия «Финансовая политика», её цели и задачи 4
2.Типы и виды финансовой политики государства 16
3.Современная финансовая политика России 22
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа состоит из  1 файл

тема 3 финансовая политика государства в условиях рыночных отношений.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

 

 

Введение

 

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики  и финансов.

Значительную  роль в структуре рыночных отношений  и в механизме их регулирования  со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной  политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает глубокий экономический и финансовый кризис.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизмов финансовой политики государства, анализ проводимой в России бюджетной политики, выявление проблем современной российской финансовой политики и определение возможных путей их решения.

В будущем не должны повториться старые ошибки. В связи с этим, необходимо разработать  четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ, необходимых для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Цель курсовой работы рассмотреть выявление основных экономических и юридических характеристик действующей в настоящее время финансовой политики Российской Федерации, а также - определение текущего состояния финансов населения России как одной из составляющих финансовой системы.

Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:

- Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;

- Определение понятия «государственные финансы» и характеристика основных звеньев финансовой системы Российской Федерации;

-Выявление основных направлений финансовой деятельности государства;

- Анализ основных экономических показателей развития финансовой системы РФ на современном этапе. 

  1. Содержание понятия «Финансовая политика», её цели и задачи

 

Под финансами понимается система образования, распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного производства.

Финансовые  отношения пронизывают всю хозяйственную  деятельность.

Финансовые  ресурсы - денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в  руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные  на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления, являются материальными носителями финансовых отношений.

Финансовое  обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемые субъектами хозяйствования и государством. Формируются финансовые ресурсы во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения.

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют  огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа. Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям.

Объем и структура  финансовых ресурсов непосредственно  связаны с уровнем развития производства, его эффективностью.

Постоянный  рост и совершенствование производства служат основой увеличения финансовых ресурсов. Однако в последние годы динамика финансовых ресурсов характеризовалась негативной тенденцией - замедлением, а затем и падением темпов роста. Причина этого заключалась в кризисных явлениях в экономике нашей страны, отрицательно сказавшихся на динамике валового национального продукта и произведенного национального дохода, объеме промышленной продукции, других важнейших показателях социально-экономического развития.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все  элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации. Финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства. Для формирования финансовых ресурсов можно использовать заемные и привлеченные средства.

Разнообразие  финансовых отношений, возникающих  в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов  финансовых ресурсов. Основными среди них являются:

прибыль

различные виды налогов

страховые платежи

амортизационные отчисления.

Финансовые  ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам  хозяйствования.

У них формируются  децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера. Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами, воспроизводственный процесс на микроуровне.

Потребности общественного  производства обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов, формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми денежными средствами. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной частью финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально-экономических.

Большой вклад  в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.

Профессор В.В.Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.

Эти вопросы  были базовыми для определения очередных  задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов.

Финансовая  политика рассматривалась тогда  как одна из основных в области  государственного регулирования экономики  и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.

Другой экономист И.В.Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С.Павловым.

Он исходит  из неразрывности финансов и кредита  в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М.К.Шереметьев в своей работе «Финансы СССР».

Автор дает два  определения ее содержания: как основные направления деятельности государства  в области использования финансов и как концентрированное выражение  финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны.

Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление  и структурная перестройка экономики:  повышение в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение  более высокого уровня жизни  населения на основе развития  отраслей промышленности и сельского  хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики - обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Итак, исходя из вышесказанного, представляется возможным  определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

Потребность в  разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием  капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929-1933 гг., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах жона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30-40-е годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-м годам акцент сместился, и основной ее задачей ставится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-х годов, включая также современную финансовую политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Информация о работе Финансовая политика государства