Федеральный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:05, контрольная работа

Описание

Необходимо отличать экономическое понимание бюджета от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.
Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

Содержание

Сущность федерального бюджета
Доходы и расходы федерального бюджета
Составление проекта федерального бюджета
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет

Работа состоит из  1 файл

бюджет.docx

— 220.96 Кб (Скачать документ)

Второй  этап формирования федерального бюджета — это  распределение объемов  финансирования в  соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической  и ведомственной  классификациями. Он имеет следующие подэтапы:

  • Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;
  • Министерство финансов согласует планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Разработка и согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля.

Одновременно  завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся  законопроекты о минимальном  размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;

  • с 15 июля по 15 августа каждого года правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и проект федерального бюджета. Правительство утверждает проект закона о федеральном бюджете и вносит его в Государственную думу.

Рассмотрение  и утверждение  федерального бюджета

Составленный  правительством РФ проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой.

Проект федерального бюджета должен поступить в Государственную  думу не позднее 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета  предоставляется президенту РФ для  ознакомления.

Проект  бюджета представляется в Государственную  думу вместе со следующими документами и  материалами:

  • предварительными итогами социально-экономического развития РФ в текущем году;
  • прогнозом социально-экономического развития РФ на будущий год;
  • основными направлениями бюджетной и налоговой политики на будущий год;
  • планом развития государственного сектора экономики;
  • прогнозом Сводного финансового баланса по территории страны на очередной год;
  • прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной год;
  • проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
  • проектом программы приватизации государственных предприятий на очередной финансовый год;
  • проектом структуры государственного внешнего долга;
  • проектом структуры государственного внутреннего долга.

Государственная дума рассматривает проект закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в первом чтении в  течение 30 дней со дня его внесения.

Первое  чтение бюджета

При рассмотрении Государственной думой проекта  закона о федеральном бюджете  в первом чтении обсуждается его  концепция, прогноз социально-экономического развития страны, основные направления  бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, проект программы государственных внешних заимствований. При первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета:

  • доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
  • распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  • дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной год и источники покрытия этого дефицита;
  • общий объем расходов федерального бюджета на очередной год (рис. 5).

При утверждении  в первом чтении основных характеристик  проекта федерального бюджета, поступившего из правительства РФ, Государственная  дума не имеет права увеличивать  его доходы и дефицит без согласия правительства РФ.

В случае отклонения проекта закона о федеральном  бюджете на очередной год в  первом чтении Государственная дума обладает полномочиями:

  • передать указанный законопроект в согласительную комиссию из представителей Государственной думы, Совета Федерации и правительства РФ для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть указанный законопроект в правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии правительству РФ.

По итогам рассмотрения проекта закона о федеральном  бюджете принимается постановление  Государственной думы об одобрении  проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в первом чтении.

Второе  чтение

При рассмотрении Государственной думой проекта  закона о федеральном бюджете  во втором чтении утверждаются расходы  федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного  в первом чтении, а также общий  объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Комитет по бюджету  разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной думой проекта  постановления о принятии проекта  закона о федеральном бюджете  во втором чтении

Государственная дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Если Государственная  дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете  на очередной год, она передает указанный  законопроект в согласительную комиссию.

Третье  чтение

При рассмотрении Государственной думой проекта  закона о федеральном бюджете  в третьем чтении утверждаются расходы  по подразделам функциональной классификации  и главным распорядителям средств  по всем четырем уровням функциональной классификации, а также распределяются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам  Федерации, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год и  Программы государственных внешних  заимствований РФ на очередной год.

Государственная дума рассматривает в третьем  чтении проект закона о бюджете на очередной год в течение 25 дней со дня принятия этого законопроекта  во втором чтении.

Общая сумма  ассигнований по каждому разделу  функциональной классификации с  учетом принятых поправок не должна превышать  сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта закона о федеральном  бюджете на очередной год.

Четвертое чтение

Государственная дума рассматривает в четвертом  чтении проект закона о федеральном  бюджете в течение 15 дней со дня  принятия указанного законопроекта  в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной  думой закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня  принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации  рассматривает закон о федеральном  бюджете на очередной год в  течение 14 дней со дня представления  Государственной думой. Совет Федерации  обладает правом либо принять, либо отклонить  закон о федеральном бюджете. Но он не может вносить в него изменения или дополнения.

В случае отклонения закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год Советом  Федерации указанный федеральный  закон передается в согласительную комиссию.

При несогласии Государственной думы с решением Совета Федерации закон о федеральном  бюджете на очередной год считается  принятым, если при повторном голосовании  за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной  думы.

В случае отклонения президентом РФ федерального закона о бюджете на очередной год  этот закон передается в согласительную комиссию. В состав этой комиссии включается представитель Президента РФ.

Если закон  о федеральном бюджете не принят в установленный срок, то правительство  РФ имеет право осуществлять в  следующем году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в  размерах не более 1/12 прежних ассигнований в расчете на месяц.

Если  закон о федеральном  бюджете не принят в течение 3-х месяцев  нового финансового  года, то правительство  РФ продолжает осуществлять текущие расходы, но теряет право:

  • предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
  • предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
  • предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
  • осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
  • формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов.

Рис. 5. Цели чтений проекта  закона о федеральном  бюджете в Государственной  думе

Внесение  изменений и дополнений в федеральный  бюджет

В хозяйственной  жизни могут складываться обстоятельства, которые приводят к нарушениям ранее  сделанных прогнозов социально-экономического развития и соответственно параметров принятого бюджета. Такими обстоятельствами могут стать как негативные события  внутри страны, так и резкие колебания  конъюнктуры мирового рынка. Но возможны иные ситуации, когда фактические  доходы бюджета значительно превышают  запланированные.

В случае снижения ожидаемых поступлений доходов  в федеральный бюджет более чем  на 10% годовых назначений, правительство  РФ обязано внести в Государственную  думу проект закона о внесении изменений  и дополнений в закон о федеральном  бюджете. Одновременно в Государственную  думу вносятся документы:

  • отчет об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года;
  • отчет федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета;
  • отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;
  • анализ причин, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

Государственная дума должна рассмотреть этот законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

Если проект федерального закона о внесении изменений  и дополнений в закон о федеральном  бюджете не принимается в установленный  срок, правительство РФ имеет право  на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до момента  принятия законодательного решения  по данному вопросу.

Сокращение бюджетных  расходов получило название секвестра. Это достаточно редкая процедура  и применяется она в исключительных случаях.

В предшествующие годы использовалось понятие "защищенные статьи бюджета". Расходы по таким  статьям должны были финансироваться  в первоочередном порядке. Они не подлежали секвестированию.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ