Доходы и расходы Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Целью данной работы является анализ состояния бюджета на трёхлетний период.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Доходы федерального бюджета РФ………….…………………….….5
Расходы федерального бюджета РФ….…………………………….…9
Федеральный бюджет РФ в системе межбюджетных отношений....23
Инвестиции из федерального бюджета РФ…………………….……26
Заключение…………………………………………………….………29
Список используемой литературы…………………….……………..31

Работа состоит из  1 файл

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Также в экономической  литературе можно встретить классификацию  государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

     Структура  государственных расходов, т.е. соотношение  между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.

Перечисленные группы расходов определены по предметному  признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)

Анализ расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации показывает, что наиболее значительны расходы на оборону, народное хозяйство. Социально-культурная же сфера в последние годы испытывает ощутимый недостаток ассигнований, исходя из разумных и желаемых потребностей современного общества.

Ощутимую долю в расходах федерального бюджета  занимают расходы на обслуживание государственного долга.

     1. Расходы федерального бюджета  на народное хозяйство и поддержку экономики (финансирование народного хозяйства).

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета  на народное хозяйство и поддержку экономики, а в последние годы из-за неоправданно возросших масштабов бюджетного финансирования затрат, обеспечивающих простое воспроизводство, когда на дотации уходило примерно пятая часть ВНП, резко снизилась роль бюджетных расходов в решении структурных проблем народного хозяйства. Как известно, к этому типу расходов относили расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, причем львиная доля средств направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям различных дотаций на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи низкорентабельным или даже убыточным предприятиям и т.д.

Однако тенденция  к сокращению расходов федерального бюджета на народное хозяйство не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. И в условиях рынка останутся такие расходы, которые требуют обязательного привлечения государственных средств. Это во многом объясняется тем, что продолжает функционировать (хотя и в меньших размерах) государственный сектор экономики, требующий разработки и реализации государственных инвестиционных программ, в соответствии с которыми и осуществляется бюджетное финансирование капитальных затрат. Но кроме этого  для стабилизации экономики и развития предпринимательства необходима финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.8

2. Расходы бюджета  на социально-культурные нужды.

Исходя из требований «социализации» рыночной экономики  в России, объявленной в нашей стране как одно из главных направлений проводимых в стране реформ, значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально-культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.

К группе наиболее значимых расходов на финансирование социально-культурных мероприятий обычно относят:9

    • расходы на просвещение (школьное и дошкольное образование);
    • расходы на здравоохранение;
    • расходы на науку;
    • расходы на социальное страхование;
    • расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников.

3. Военные расходы  государственного бюджета.

На протяжении многих столетий люди во всем мире тратили  немыслимое количество средств на подготовку к войнам, на ведение войн и на ликвидацию их последствий. И даже в наши дни во многих государствах, включая Россию, военные расходы дорого обходятся налогоплательщику, ведь еще сравнительно недавно, в период холодной войны, наше государство тратило на военные нужды от 25 до 30% ВНП.

О военных расходах в экономической литературе сказано много, но дискуссии о необходимости такого объема расходов на национальную оборону еще не скоро прекратятся. Дело в том, что анализ бюджета любой страны (за исключением, пожалуй, нейтральных стран) за последние 50 лет покажет, что военные расходы неуклонно растут как в абсолютных, так и в относительных суммах10.

Итак, любое  современное государство часть  бюджетных средств направляет на оборону, основное место в которых занимает :11

    • закупка вооружений и военной техники;
    • затраты по текущему содержанию армии, флота и резервов, финансированию научно-исследовательских работ, конструированию экспериментальных образцов вооружения и т.п.;
    • строительство различных военных объектов, финансирование инфраструктуры, прежде всего стратегического назначения;
    • денежное довольствие армии (в основной массе - это пенсии);
    • по большому счету к данной группе расходов государственного бюджета можно отнести и траты на подготовку хозяйства страны к возможной войне.

     Важной  характерной чертой военных расходов  является их тесная связь с политикой, причем очень трудно найти первопричину. Внешне военным расходам предшествуют идеологические либо политические разногласия между странами, но на самом деле в основе военных расходов мирного времени гораздо больше экономических причин – стабильный рынок сбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет собой идеально привлекательную сферу деятельности для государства. Именно поэтому сторонники сохранения этого важнейшего комплекса экономики прилагают все усилия и влияют через определенные каналы на формирование и объем данного вида расходов бюджета государства. К тому же, до определенного времени Российская Федерация занимала одну из ведущих позиций на мировом рынке вооружений, что приносило ей немалые доходы.

Потребности военного рынка и потенциальные огромного числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта может разрушить экономику любой страны. Россия не стала исключением. Во многом из-за этой причины в обозримом будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей военной промышленности.

Но в современном  мире уже наметилась если не тенденция, то стремление к  сокращению военных расходов федерального бюджета прежде всего за счет сокращения вооружений, а также реформирования армии. Но это также требует затрат, и немалых. Россия выполняет ряд международных договоров по утилизации и ликвидации вооружений, а также по сокращению армий.    

4. Расходы бюджета  на управление.

Наличие специфической  управленческой деятельности государства и выполнение им хозяйственно-организаторской функции вызывают к жизни расходы федерального бюджета на управление. Эти расходы являются материально-финансовой базой деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки их результативности, с другой.

Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание:

    • законодательных органов;
    • правительства страны;
    • законодательных органов и правительств субъектов федерации;
    • местных органов власти и управления;
    • органов правопорядка;
    • органов судопроизводства и прокуратуры.

Бюджетные расходы  на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ или услуг предприятий и организаций. Однако фактически расходы на управление значительно превышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств также создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры и т.п.

Любому государству  необходимо совершенствовать свою организационную  форму управления экономической и социальной сферой, даже испытывающему острую нехватку средств в бюджете, и российское правительство, осознавая важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться.

Понятно, что  такого рода деятельность имеет еще  и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социальной сферы.12

В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета  состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице №2.

 

Таблица №2 –  Расходы федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Расходы федерального бюджета

2011

2012

Отклонение

2013

Сумма, млрд. руб.

Удел.вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удел. вес, %

По  сумме, млрд. руб.

По  удел. весу в %

Сумма, млрд. руб.

Удел. вес, %

Общегосударств  вопросы

836,8

8,9

794,5

8,2

-42,3

-0,7

771,7

6,3

Национальная  оборона

1571,1

14,7

1655,7

15,7

84,6

1,0

2098,6

18,2

Нац. безопасность и правоохран. деятельность

1215,5

12,4

1193,4

11,9

-22,1

-0,5

1182,8

11,7

Национальная  экономика

1760,2

17,5

1747,7

16,6

-12,5

-0,9

1637,8

14,5

ЖКХ

216,5

2,1

94,3

0,9

-122,2

-1,2

78,7

0,6

Охрана окружающей среды

16,8

0,1

17,4

0,1

0,6

0

16,7

0,1

Образование

516,6

4,9

516,0

4,7

-0,6

-0,2

519,4

4,3

Культура, кинематограф и СМИ

143,3

1,4

141,1

1,4

-2,2

0

132,0

1,1

Здравоохран. и  спорт

508,6

4,8

510,5

4,5

1,9

-0,3

458,9

3,8

Социальная  политика

2940,5

27,8

3185,8

28,4

245,3

0,6

3437,5

29,2

Межбюджетные  трансферты

569,8

5,4

443,8

3,9

-1,5

-1,5

442,4

3,6

Условно утвержденные расходы

-

-

419,3

3,7

419,3

3,7

798,4

6,6

Всего

10658,6

100

11237,9

100

579,3

0

12 175,6

100


 

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают социальная политика. В 2011 году доля расходования этих средств составляет 27,8 %. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2012) он возрастает на 0,6 %. А в денежном эквиваленте увеличивается на 245,3 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение расходов на социальную политику к 2013 году до 3437,5 млрд. рублей, что составляет на 497 млрд. руб. больше по отношению к 2011 году.

Вторым разделом, доля которого составляет 17,5% от общей суммы расходов, являются национальная экономика. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2013 году сумма расходов составит 1637,8 млрд. руб., что значительно снизился по отношению к запланированному в 2011 году на  122,4 млрд. руб. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место  в их структуре занимают бюджетные  ассигнования на транспорт, воспроизводство  минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство  и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Национальная оборона занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2011 году сумма составит 1571,1 млрд. руб., в 2013 он возрастет до 2098,6 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 3,5%.

Следующим разделом, удельный вес которого снижается  в общем объеме расходов, является национальная безопасность и правоохранительная деятельность, в 2011 году составит 12,4 %.  В динамике этот показатель падает,  к 2012 году  он снизится на 0,5 %. В денежном выражении это показатель так же снижается.

Раздел образование имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель наращивает свой потенциал,  спрогнозировано, что в 2011 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 516,6 млрд. руб., к 2013 году эта сумма увеличится на 1,8 млрд. руб.

Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е.  с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2011 году объем расходов по данному разделу составит 466,1 млрд. руб., в 2012 году произойдет сокращение на 0,3 %, а в 2013 году на 1% .

Информация о работе Доходы и расходы Федерального бюджета