Дивидендная политика и её влияние на курс акций компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение дивидендной политики в целом, а так же её влияние на курс акций компании, в связи, с чем были поставлены следующие задачи:
- изучение понятий акция, дивиденд, дивидендная политика и т. п.,
- рассмотрение курсовой стоимости акции, типов дивидендной политики и факторов которые её определяют, а так же этапы формирования дивидендной политики акционерного общества.

Содержание

Введение. 3
1. АКЦИИ И ИХ КУРСОВАЯ СТОИМОСТЬ. 4
1.1 Понятие акции. 4
1.2 Виды акций и их использование. 4
1.3 Эмиссия акций и формирование их стоимости. 10
2. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. 13
2.1 Понятие дивидендной политики. 13
2.2 Типы дивидендной политики. 14
2.3 Этапы формирования дивидендной политики АО. 17
3. ВЛИЯНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ НА КУРС АКЦИЙ КОМПАНИИ. 22
Заключение. 24
Список используемой литературы. 25

Работа состоит из  1 файл

див.пол.docx

— 58.68 Кб (Скачать документ)

Права владельцев привилегированных акций.

Не имеют  права голоса на общем собрании, если иное не установлено настоящим  законом или уставом общества для определённого типа привилегированных  акций.

В уставе общества должны быть определены размер дивиденда или стоимость, выплачиваемая  при ликвидации общества по привилегированным  акциям. Владельцы привилегированных акций, по которым не определён размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций.[7]

1.3 Эмиссия  акций и формирование их стоимости.

Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

- принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

- регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;

- для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;

- размещение эмиссионных ценных бумаг;

- регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Таким образом, процесс эмиссионной  деятельности складывается из нескольких ключевых этапов, и первым из них  можно считать подготовительный этап, который связан с проведением  обширного круга достаточно разнообразных  работ и мероприятий. Успех предстоящей  эмиссии ценных бумаг во многом зависит  от того, как она подготовлена. Осуществление  эмиссии должно основываться на четком понимании целей и детальной проработке финансируемых с помощью эмиссии проектов.

В процессе учреждения АО и  подготовки учредительной эмиссии  должен быть, прежде всего, решен вопрос о целесообразности создания новой  хозяйственной структуры. Необходимо произвести расчеты и анализ, убедительно  доказывающие, что создание нового АО позволит более эффективно организовать производственные и хозяйственные  процессы и что вновь создаваемое  АО будет конкурентоспособно на рынке  выпускаемой им продукции (производимых работ и услуг).[10]

Следующий этап - это реализация ценных бумаг, т.е. продажа первым покупателям. Ее может проводить либо сам эмитент, либо привлеченный профессиональный участник рынка ценных бумаг - андеррайтер. Обычно при осуществлении этой операции несколько  фирм или инвестиционных банков образуют синдикат и делят между собой риск, и всю прибыль от торговли акциями получают продавцы, а не корпорации, выпустившие ценные бумаги.

 Вопрос оценки акций  тесно связан с ее жизненным  циклом, который охватывает выпуск, первичное размещение и обращение  акций.

Поэтому первая оценка акций  по российскому законодательству в  период ее выпуска - номинальная. Номинал акции - это то, что указано на ее лицевой стороне, поэтому иногда ее называют лицевой, или нарицательной, стоимостью. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой и обеспечивать всем держателям акций этого общества равный объем прав.

По Федеральному закону РФ "Об акционерных обществах" уставный капитал общества составляется из номинальной  стоимости акций общества, приобретенных  акционерами, иначе говоря, равен  сумме номиналов акций в обращении.[2]

Затем стоимостная оценка акций происходит при их первичном  размещении, когда необходимо установить эмиссионную цену. Это цена акции, по которой ее приобретает первый держатель. По существующему законодательству эмиссионная цена акции - едина для всех первых покупателей, она превышает номинальную стоимость или равна ей. Оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по их номинальной стоимости.[2] При всех последующих выпусках реализация акций осуществляется по рыночной цене. Это обусловливается тем, что собственный капитал акционерного общества выше уставного, так как в процессе существования акционерного общества происходит увеличение стоимости его активов из-за инфляционных процессов, присоединения нераспределенной прибыли (реинвестирования прибыли) и т. д.

Превышение эмиссионной  цены над номинальной стоимостью называется эмиссионной выручкой, или  эмиссионным доходом. Он не может быть использован на цели потребления и должен быть присоединен к собственному капиталу акционерного общества.

Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии  посредника по цене, которая не может  быть ниже их рыночной стоимости более  чем на размер вознаграждения посредника, установленный в  процентном отношении к цене размещения таких акций. Таким образом, эмиссионная цена равна рыночной цене минус вознаграждение посредника.

Эмиссионная цена может быть ниже рыночной. Это возможно, во-первых, в том случае, если акционер использует имеющееся у него преимущественное право приобретения акций со скидкой  в 10% от рыночной цены. Таким образом, эмиссионная цена составляет 90% от рыночной цены. Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии  посредника по цене, которая не может  быть ниже их рыночной стоимости более  чем на размер вознаграждения посредника, установленный в процентном отношении  к цене размещения таких акций. Таким  образом, эмиссионная цена равна  рыночной цене минус вознаграждение посредника.

Следовательно, уже на стадии эмиссии акций, определяя перспективы  продажи новых обыкновенных акций  и время их выпуска, возникает  потребность в рыночной оценке.

Цена, существующая на акцию, определена спросом и предложением. При этом номинальная стоимость  акций очень незначительно связана  с их рыночной стоимостью - по номинальной  цене продаются, как правило, акции  создающихся фирм, а биржевые курсы  акций преуспевающих фирм иногда в десятки раз превышают их номинальную стоимость.[9]

 

 

2. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЁ  СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ.

2.1 Понятие дивидендной политики.

Дивиденды – это денежные доходы акционеров, получаемые ими за счет распределяемой прибыли акционерных обществ.

Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке.

Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой  собственнику, в соответствии с долей  его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной  политики заключается в том, что  эта политика:

- оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;

-   воздействует на движение денежных средств организации;

-   влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.;

-  способствует сокращению или увеличению акционерного капитала.

Основной целью разработки дивидендной  политики является установление необходимой  пропорциональности между текущим  потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим  рыночную стоимость предприятия  и обеспечивающим стратегическое его  развитие.[6]

Исходя из этой цели понятие дивидендной  политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная  политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

2.2 Типы дивидендной политики.

Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной  политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует  определенный тип дивидендной политики (табл. 1).

Таблица 1

Основные типы дивидендной политики акционерного общества.

Определяющий подход к формированию дивидендной политики

Варианты используемых типов дивидендной  политики

I. Консервативный подход

1. Остаточная политика дивидендных  выплат

2. Политика стабильного  размера дивидендных выплат 

II. Умеренный (компромиссный) подход

3. Политика минимального стабильного  размера дивидендов с надбавкой  в отдельные периоды

III. Агрессивный подход

4. Политика стабильного уровня  дивидендов

5. Политика постоянного  возрастания размера дивидендов


 

1. Остаточная политика дивидендных  выплат предполагает, что  
фонд выплаты дивидендов образуется только после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в реализации имеющихся инвестиционных проектов. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

2. Политика стабильного размера  дивидендных выплат предполагает  выплату неизменной их суммы  на протяжении продолжительного  периода (при высоких темпах  инфляции сумма дивидендных выплат  корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики  является ее надежность, которая  создает чувство уверенности  у акционеров в неизменности  размера текущего дохода вне  зависимости от различных обстоятельств,  определяет стабильность котировки  акций на фондовом рынке. Недостатком  же этой политики является  ее слабая связь с финансовыми  результатами деятельности предприятия,  в связи с чем в периоды  неблагоприятной конъюнктуры и  низкого размера формируемой  прибыли инвестиционная деятельность  может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих  негативных последствий стабильный  размер дивидендных выплат устанавливается  обычно на относительно низком  уровне, что и относит данный  тип дивидендной политики к  категории, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

3. Политика минимального стабильного  размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда»)  
по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4. Политика стабильного уровня  дивидендов предусматривает установление  долгосрочного нормативного коэффициента  дивидендных выплат по отношению  к сумме прибыли (или норматива  распределения прибыли на потребляемую  и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики  является простота ее формирования, и тесная связь с размером  формируемой прибыли. В то же  время основным ее недостатком  является нестабильность размеров  дивидендных выплат на акцию,  определяемая нестабильностью суммы  формируемой прибыли. Эта нестабильность  вызывает резкие перепады в  рыночной стоимости акций по  отдельным периодам, что препятствует  максимизации рыночной стоимости  предприятия в процессе осуществления  такой политики (она сигнализирует  о высоком уровне риска хозяйственной  деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных  выплат такая политика не привлекает  обычно инвесторов (акционеров), избегающих  риска. Только зрелые компании  со стабильной прибылью могут  позволить себе осуществление  дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно  варьирует в динамике, эта политика  генерирует высокую угрозу банкротства. 

5. Политика постоянного возрастания  размера дивидендов предусматривает  стабильное возрастание уровня  дивидендных выплат в расчете  на одну акцию. Возрастание  дивидендов при осуществлении  такой политики происходит, как  правило, в твердо установленном  проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятии сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании – если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.[13]

2.3 Этапы формирования дивидендной  политики АО.

Дивидендная политика акционерного общества формируется  по следующим основным этапам (рис. 1.1)[12]

Информация о работе Дивидендная политика и её влияние на курс акций компании