Денежно-кредитная политика России, ее реализация в банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание

Денежно-кредитная политика - одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы.

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………………………...………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики центрального банка…………………4
1.2 Методы денежно-кредитной политики……………………………………………..…5
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.
2.1 Направления денежно-кредитной политики Банка России………………………...11
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………………….12
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.
3.1 Итоги денежно-кредитной политики 2008-2010……………………………………21
3.1.1 Процентная политика…………………………………………………………………21
3.1.2 Денежное предложение………………………………………………………………22
3.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в России в 2011-2013….…25
3.2.1. Политика валютного курса…………………………………………………….…….27
3.2.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование…………………28
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 147.23 Кб (Скачать документ)

2.Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма  хранения средств на специальных  счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов  посредством снижения денежного  мультипликатора.

3. Операции на открытом  рынке.

Одним из самых важных средств  регулирования денежного обращения  являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже  или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных  ценных бумаг, банковских акцептов и  других кредитных обязательств по рыночному  или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный  банк переводит соответствующие  суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных  счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный  банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять  ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию  банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа  Центральным банком РФ государственных  ценных бумаг, которые обладают высокой  степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами  на рынке ценных бумаг, что расширяет  регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в  мировой экономической практике именно операции на открытом рынке  являются основным средством регулирования  денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой  гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру  на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания  денежной массы.

4. Рефинансирование банков.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также  переучитывать ценные бумаги, находящиеся  в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка России предоставляются  в соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации» банкам – резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания  и регулирования ликвидности  банковской системы.

Кредиты Банка России предоставляются  банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами  единой государственной денежно-кредитной  политики.

В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.

Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков.

Последнее является главной  целью данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка.

5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование  осуществляется Банком России путем  приобретения или продажи иностранной  валюты на валютном рынке для воздействия  на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег.

6. Ориентиры роста денежной  массы.

Банку России предоставлено  право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

7. Селективное регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также  иногда использует второстепенное селективное  регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и  увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен  при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как  на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную  скупку акций и понижают при желании  оживить фондовый рынок.

Если государство хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем  словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме  могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита  в будущем. Иногда увещевания оказывают  определенное воздействие, в конце  концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к общественному мнению, как и  другие.

В среднесрочной перспективе  одной из важнейших задач Банка  России является создание необходимых  условий для реализации эффективной  процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход  к более гибкому курсообразованию.

Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны  бюджетных потоков (с учетом предполагаемого  дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при  относительно благоприятной внешней  конъюнктуре допускает вероятность  сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности. В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Банк России продолжит  совершенствование порядка и  условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения  механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности – депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия – депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций. С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.

При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных  тенденций Банк России будет концентрироваться  на регулировании краткосрочной  банковской ликвидности. При этом банковскому  сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

В целях повышения эффективности  инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота. Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований. Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

Принимая решения о  выборе инструментов денежно-кредитной  политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и  задач, поставленных на среднесрочную  перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного  снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок  для перераспределения активов  кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.

В 2011-2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно  относящихся к реализации денежно-кредитной  политики, так и в области дальнейшего  развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование  реализованного Минфином России совместно  с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств  на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие  неравномерности бюджетных потоков  на состояние банковской ликвидности.

 

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

    1. Итоги денежно-кредитной политики 2008-2010

3.1.1 Процентная политика

В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первой половине 2010 года продолжил  начатое в апреле 2009 года снижение процентных ставок по своим операциям, направленное на уменьшение стоимости  заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста, а также ограничение притока  краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение  о снижении ставки рефинансирования и ставок по отдельным операциям.

В условиях сложившегося в  банковском секторе структурного избытка  ликвидности ключевое значение для  формирования динамики процентных ставок на денежном рынке приобрели процентные ставки по депозитным операциям Банка  России. Для повышения эффективности процентной политики Банк России с 29 марта 2010 года возобновил проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке на условии «овернайт», а в сентябре продлил время приема заявок кредитных организаций о заключении сделок по ним с использованием системы «Рейтерс-Дилинг.

В целом с начала цикла  смягчения денежно-кредитной политики до 1 июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России была снижена на 5,25 процентного пункта (до 7,75%), минимальная  процентная ставка по рыночным операциям  предоставления ликвидности на срок до 7 дней – на 5 процентных пунктов (до 5%), ставка по однодневным депозитам  и депозитам до востребования  – на 5,25 процентного пункта (до 2,5%).

Продолжительный период снижения процентных ставок Банком России и  предпринятые ранее действия Правительства  Российской Федерации и Банка  России по поддержке кредитных организаций  способствовали снижению ставок денежного  рынка, улучшению состояния банковского  сектора и уменьшению системных  рисков.

 При этом учитывалась необходимость сохранения стимулирующей денежно-кредитной политики для поддержки внутренних факторов роста.

В июне-октябре 2010 года ситуация на денежном рынке оставалась спокойной, процентные ставки в основном находились вблизи нижней границы коридора процентных ставок по операциям Банка России. В августе-сентябре было отмечено ускорение роста потребительских цен, вызванное увеличением инфляционных ожиданий в условиях неопределенности оценок последствий воздействия аномальных погодных условий на производство сельскохозяйственной продукции и ростом цен на зерно на мировом рынке. Однако, по мнению Банка России, это не является достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод о негативном влиянии последствий указанных ценовых шоков на инфляционные процессы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Информация о работе Денежно-кредитная политика России, ее реализация в банковской деятельности