Дефицит (профицит) бюджета: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита).
Задачи исследования:
 раскрыть понятия государственного бюджета, профицита и дефицита бюджета;
 показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
 показать возможные последствия крупных дефицитов

Содержание

Введение ………………………………………………………………2
1. Государственный бюджет ……………………………………….. 4
1.1. Понятие и функции государственного бюджета …………... 4
1.2. Основные характеристики бюджета…………………………..8
2. Дефицит и профицит бюджета…………………………………….8
2.1. Причины возникновения дефицита и профицита бюджета …..12
2.2. Возможные последствия крупных дефицитов…………………19
2.3. Сокращение профицита бюджета и источники
финансирования его дефицита…………………………………..21
Заключение…………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Вологдина.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого,  являются  ли они  возмездными  или  безвозмездными  и  для  каких  целей   осуществляются (текущие  или  капитальные).   Трансфертные   платежи   другим   учреждениям государственного  управления  включаются  в  расходы  и  не   выделяются   в самостоятельную категорию.

Расходы  государственного  бюджета  -  это  экономические   отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных  средств  государства  и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый  из   которых   может   быть   охарактеризован   с   качественной   и количественной  сторон.  Качественная  характеристика  позволяет  установить экономическую природу  и  общественное  назначение  каждого  вида  бюджетных расходов, количественная - их величину.

                             Классификация и состав расходов.

Расходы в новой бюджетной классификации распределяются в соответствии с международными   рекомендациями   по   функциональному,   экономическому   и  ведомственному принципам  группировки  бюджетных  расходов.  Традиционные  и приоритетные для конкретного исторического  этапа  направления  деятельности государства вытекают из его основных функций.

1. Функциональная классификация расходов бюджета:

  1) Государственное управление и местное самоуправление

  2) Судебная власть

  3) Международная деятельность

  4) Национальная оборона

  5) Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

  6)  Фундаментальные   исследования   и   содействие   научно-техническому прогрессу

  7) Промышленность, энергетика и строительная индустрия

  8) Сельское хозяйство и рыболовство

  9) Охрана  окружающей  среды  и  природных  ресурсов,  гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология

  10) Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

  11) Развитие рыночной инфраструктуры

  12) Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство

  13) Предупреждение  и  ликвидация  последствий  чрезвычайных  ситуаций  и стихийных бедствий

  14) Образование

  15) Культура и искусство

  16) Средства массовой информации

  17) Здравоохранение и физическая культура

  18) Социальная политика

  19) Обслуживание и погашение государственного долга

  20) Пополнение государственных запасов и резервов

  21) Региональное развитие

  22) Утилизация и ликвидация вооружении, включая выполнение  международных договоров

  23) Прочие расходы;

2. Функциональная  классификация  дополняется  экономической  классификацией расходов бюджета.   В ней выделены три группы расходов:

1) Текущие расходы (закупки  товаров  и  оплата  услуг,  выплаты  процентов, субсидии и текущие трансферты);

2) Капитальные расходы (капитальные  вложения  в  основные  фонды,  создание государственных запасов и резервов, приобретение земли  и  нематериальных активов, капитальные трансферты);

3)  Предоставление  кредитов  за  вычетом  погашения   (платежи   учреждений государственного  управления,  в  результате  которых  у  них  появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам, либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).

В общем случае, расходы бюджета подразделяются на две группы:

1. Бюджет текущих расходов

2. Бюджет развития,   куда  включаются  расходы,   связанные  с  расширенным воспроизводством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Дефицит и профицит бюджета

 

2.1.           Причины возникновения дефицита и профицита бюджета

Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь место, как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.

Профицит государственного бюджета – превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

Такой концептуальный подход к понятию профицита и дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Исходя из этого принципа, профицит равен доходам и официальным трансфертам минус расходы на товары, услуги, трансферты и минус чистое кредитование; а дефицит – расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным [10, c.25]. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположной знак .

Эквивалентом понятия «дефицит/профицит» является общее сальдо (общее бюджетное сальдо).

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов.

В ряде случаев возникает необходимость в альтернативных методах определения дефицита. В зависимости от поставленных целей могут использоваться различные подходы.

1. Определение дефицита с учетом сумм начисленных, но неоплаченных обязательств. Поступления и платежи органов государственного и муниципального управления определяются по кассовому методу, т. е. по фактическому движению денежных средств. Соответственно при составлении бюджетов всех уровней не учитывается их задолженность по начисленным, но неоплаченным обязательствам. Такими обязательствами могут быть неоплаченные государственные заказы, закупки, задолженность государственным служащим по зарплате, задолженность в пенсионный фонд. Также не включаются в дефицит бюджета не выплаченные вовремя дотации и субсидии, например угольной промышленности и др. Неоплаченные обязательства не принимают официально форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Часто они по существу равносильны прямому кредитованию государственных органов со стороны других секторов экономики и могут рассматриваться как финансирование дефицита бюджета. В этих случаях необходимо производить альтернативный расчет дефицита бюджетов государственных и муниципальных финансов с добавлением к дефициту, определенному в соответствии с концептуальной основой, сумм неоплаченных обязательств.

Аналогичные расчеты могут производиться также в случаях переноса значительной части платежных обязательств на следующий год. Такой перенос означает рост предстоящего спроса на денежные средства и ведет к росту текущей задолженности. Возникает необходимость диализа данных о тех этапах получения доходов и осуществления расходов, для которых не оформлены платежные поручения по расходованию и формированию ресурсов для выплат в следующем году.

2. Определение дефицита в целях оценки воздействия операций сектора государственного управления на состояние финансовых активов и обязательств других секторов экономики. Этот подход соответствует концепции Системы национальных счетов, в которой предусмотрено определение показателя чистого заимствования, включающего как финансирование дефицита, так и чистое кредитование, в основе которого лежит правило симметричного отражения финансовых операций. В этих целях к финансированию дефицита бюджета добавляется чистое кредитование, включая продажу акций. Операции кредитования могут рассматриваться по аналогии с операциями финансирования и, следовательно, не объединяться с расходами. Это позволяет проанализировать финансовые операции органов государственного управления с позиций обеспечения ликвидности и Получения прибыли и определения общего влияния сектора государственного управления на состояние финансовых активов и пассивов остальных секторов экономики. В случае объединения категории «кредитование минус погашение» с категорией финансирования появляется возможность определения чистой финансовой позиции сектора государственного управления или, иначе говоря, соотношения его активов и обязательств (разность финансовых активов и обязательств) [15, c.55].

3. Определение дефицита в целях оценки воздействия органов государственного управления на внутренний спрос и платежный баланс. Внутренние и внешние операции органов государственного управления по-разному влияют на экономическое положение страны. При этом в случае значительной несбалансированности поступлений от нерезидентов и сумм внешних платежей объемы внешних поступлений могут не покрывать потребности в импорте. Для оценки воздействия государства на внутренний спрос и объем денежной массы внутри страны может быть рассчитан внутренний бюджет и величина дефицита (профицита) внутреннего бюджета. В этих целях в общую величину финансирования включается лишь внутреннее финансирование и исключается внешнее финансирование как источник ресурсов для удовлетворения внутреннего спроса независимо от обязательств по выплатам в будущем. Для оценки прямого влияния деятельности органов государственного управления на состояние платежного баланса и анализа воздействия на государственный сектор и макроэкономические показатели внешнеэкономических факторов может быть рассчитан внешний бюджет. Во внешнем бюджете отражаются все операции с нерезидентами, связанные с доходами, официальными трансфертами, расходами, заимствованием, представлением займов и изменением наличных денежных средств, имеющихся в распоряжении государственных органов власти за рубежом. В этих расчетах следует учитывать также операции внебюджетных фондов.

Внешний дефицит (профицит) может быть определен путем вычитания из общего объема поступлений общего объема платежей применительно к разграничению доходов, расходов, кредитования, заимствования, остатков денежных средств, трансфертов на связанные с операциями с резидентами и нерезидентами следующим образом. Доходы определяются как сумма поступлений из-за границы и полученных официальных трансфертов. К поступлениям из-за границы относятся полученные от нерезидентов налоги, лицензионные платежи, дивиденды, проценты, взносы, штрафы, поступления от некоммерческих и побочных продаж товаров и услуг, от продажи капитальных активов, трансферты из негосударственных источников. Общий объем платежей включает выплаты процентов другим странам, текущие трансферты, переданные за границу, капитальные трансферты, переданные за границу, внешнее кредитование за вычетом погашения, прочие внешние расходы. Разность между внешними доходами и расходами образует внешний дефицит, нуждающийся во внешнем финансировании, или профицит [15, c.56].

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит [15, c.56].

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Информация о работе Дефицит (профицит) бюджета: причины и последствия