Бюджетный дефицит как инструмент финансового регулирования зкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Бюджетный дефицит и его социально – экономические последствия….5
Виды бюджетного дефицита………………………………………………14
Государственный бюджет как инструмент финансового
регулирования экономики………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный дефицит как инструмент финансового регулирования зкономики.docx

— 58.28 Кб (Скачать документ)

Действительное бремя  государственного долга для той или иной страны предопределяется, прежде всего, способностью (или неспособностью) государства его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем от размеров ВВП.

В условиях, когда показатель монетизации экономики, равный соотношению между объемом денежной массы М2 и ВВП, достаточно близок к единице, отношения объемов государственного долга к ВВП и к М2 если и не совпадают, то достаточно близки по значению. Картина существенно изменяется тогда, когда из-за низкого доверия к национальной валюте (вследствие, например, ранее пережитой высокой инфляции) уровень монетизации экономики низок.

В этом случае показатель долг/М2 оказывается в  несколько раз выше, чем показатель долг/ВВП в экономике, величина которого обычно характеризуется соотношением "долг/ВВП". Наличие первичного бюджетного дефицита является фактором увеличения и основной суммы долга, и коэффициентов его обслуживания, что приводит к самовозрастанию задолженности. Увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП позволяет избежать такого самовоспроизводства долга и его неуправляемого роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный бюджет как инструмент финансового  регулирования экономики

 

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет. Государственный бюджет – это законодательно утвержденный баланс доходов и расходов государства предусматриваемый на 1 год исходя из прогноза потребностей страны и результатов хозяйственной деятельности субъектов рынка. Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная. Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций (Осуществляют ее государственное казначейство). Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Это пенсионные фонды, фонды социального и мед. страхования, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Финансовые отношения которые возникают между предприятиями, населением, учреждениями с государством – это бюджетные отношения. Эти отношения складываются на основе расходов и доходов государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета это особые экономические формы на основе которых происходит перераспределение созданных в обществе финансовых ресурсов. Доходы – экономические отношения возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Форма проявления этих отношений различные виды платежей, которые имеют материально-вещественное воплощение в виде денежных средств, мобилизуемых в бюджетный фонд. Система доходных поступлений строится на базе налогов и сборов. Расходование государственного бюджета это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование на нужды хозяйства и выполнение функций государства с учетом общественного назначения расходов. Бюджетные средства могут выделяться на: нужды народного хозяйства; социально-культурные мероприятия; оборону; управление. Доходная часть бюджета регулирует экономические процессы посредством налоговых ставок и налоговых льгот. Процесс налогового регулирования связан чаще всего с манипулированием ставок налогов, процентов определяющих долю изымаемого дохода. Состояние государственного бюджета зависит от состояния его балансовых сторон. Нормальное состояние если расходная часть бюджета равна доходной. Дефицитное – если расходы больше доходов. Величина на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы называется профицитом. Дефицит государственного бюджета не является опасным для экономики на уровне 2-3% ВНП при превышении этого уровня нарушается функционирование денежной и кредитной системы и всей экономики в целом. Основными причинами дефицита государственного бюджета являются:

1. падение доходов в условии кризисного состояния и стагнации(застоя) экономики;

2. уменьшение суммы налогов получение суммы налогов поступающих в государственный бюджет;

3. увеличение бюджетных расходов;

4. непоследовательная финансово–экономическая политика;

5. милитаризация.

Снижение бюджетного дефицита обеспечивается такими мерами как:

1. конверсия; 

2. переход от финансирования к кредитованию;

3. постепенная ликвидация дотаций убыточного предприятия;

4.снижение расходов на  управление государством;

5.изменение системы налогообложения; 

6.повышение роли местных  бюджетов.

Дефицитный бюджет ведет  к государственному долгу. Внешний  долг – задолженность государства иностранным гражданам, организациям, фирмам. Внутренний долг – задолженность государства гражданам, организациям, фирмам данной страны. Государственный долг – общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг.

 

 

 

Заключение

 

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально - экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран.

Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его  доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2009
    2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М.: Дело,2009
    3. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист» №1, 2010
    4. Бюджетная система РФ/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 2011, 298 с.
    5. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный  процесс в РФ. – М.: Перспектива, 2009. – 213 с.
    6. Бюджетные отношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому регулированию/ Под ред. В.И. Ленина, А.Н. Швецова. – М.: Формула права, 2009. – 254 с.
    7. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. –  М.: ЭКМОС, 2007, - 268 с.
    8. Государственные и муниципальные финансы/ Под ред. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Финансы, ЮНИТИ,2008. – 328 с.
    9. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 248 с.
    10. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 224 с.
    11. Финансы/ Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 308 с.
    12. Финансы/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2008. – 354 с.
    13. Финансы/ Под ред. П.И. Вахрина, А.С. Нешитого. – М.: Москва, 2008. – 239 с.
    14. Шиллер М.Н., Брэдли С.Л. Макроэкономика сегодня. – М.: Дело ЛТД, 2006. – 702 с.
    15. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 305 с.
    16. Амиров В.Б., Богачева О.В. Проблемы укрепления бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления/Финансы/ 1999, №9, с.9-11.
    17. Белова В.Л. Ведениев макроэкономику: бюджетный дефицит/социально-политический журнал/ 2010, №6, с.15.
    18. Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе /Финансы/ 2010, №8, с. 9-12.
    19. Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике/Вопросы экономики/ 2009, №12, с. 15.
    20. Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов/Финансы/ 2010, №12, с. 12-14.
    21. Павлова А.А. Источники финансирования бюджетного дефицита/Экономист/ 2010, №1, с. 76-80.
    22. Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции/Экономист/ 2008, №1, с. 70.
    23. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления/Финансы/ 2006, №3, с.5-9.
    24. Телепнев С.А. Финансы местного самоуправления/Финансы/ 2009, №2, с. 8-9.
    25. Шафигуллин А. Анализ муниципального бюджета/Городское управление/1999, №3, с.11-13.
    26. Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета Российского государства /Финансы/ 1998, №4, с.51-54.

 


Информация о работе Бюджетный дефицит как инструмент финансового регулирования зкономики