Бюджетно-налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства для чего в результате работы решены следующие задачи:

Изучение целей и инструментов бюджетно-налоговой политики;
Изучение видов бюджетно-налоговой политики;
Изучение эффектов мультипликаторов: налогов, государственных закупок;
Исследование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты 6
1.2. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика 9
2. ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 14
2.1. Государственные закупки. Мультипликатор государственных закупок 14
2.2. Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск 18
2.3. Налогообложение. Налоговый мультипликатор. 20
3. НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: «ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ» 25
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа состоит из  1 файл

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Курсовая работа.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

     В отличие от этого, недискреционная  фискальная политика базируется на автоматическом изменении названных величин  в результате существования, так  называемых, встроенных стабилизаторов. Таковыми являются:

    • систему прогрессивного налогообложения;
    • систему государственных трансфертов;
    • систему участия в прибылях.
 

 

  1. ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
    1. Государственные закупки. Мультипликатор государственных  закупок
 

     Важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные закупки. Через систему государственных закупок происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все закупки можно подразделить на следующие группы:

    • военные;
    • экономические;
    • на социальные цели;
    • на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;
    • на содержание аппарата управления.

     Прежде  чем перейти к рассмотрению этого  вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.

    • Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.
    • Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные закупки не оказывают воздействия на потребление и инвестиции.
    • В-третьих, налоги рассмотрим, как налоги на доход населения.
    • Исходя из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги равны нулю.(рис.4)

     

     Рисунок 4. Влияние государственных закупок на совокупный спрос.

     По  оси Х отложим величину ВНП, по оси Y  - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ – будет предъявлен спрос населения и предприятий. Введение государственных закупок, которые оказывают воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные закупки увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным закупкам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государственных закупок на товары и услуги. Таким образом, государственные закупки оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства [1, стр. 117].

     Исходя  из данных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С – потребительский расход населения, I – инвестиции предприятия, G – государственные расходы на закупку товаров и услуг.

     Государственные закупки оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных закупок показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:

     

     Покажем суть этого мультипликационного  эффекта (Рисунок 5). Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р.

   

     Рисунок 5. Мультипликатор государственных  закупок

     Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов  на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути дела, МРG по своей  модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве [2, стр. 117].

     Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.

    1. Социальные  выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск
 

     Рост  трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

     Трансферты  представляет собой платежи, которые  делает государство не в обмен  на товары и услуги. Государство  выплачивает трансферты:

     а) домохозяйствам и 

     б) фирмам

     Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты: пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п.  Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии. Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления. Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

     Чтобы вывести формулу мультипликатора  трансфертов, вспомним, что изменение  трансфертов означает изменение  располагаемого дохода: DТr = DРД Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход: .(5) Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна mрс /(1– mрс) или mрс / mрs. Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое. Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом: C = C + mpc (Y – T + Tr) (6) Y = C + I + G. Заметим, что мультипликатор трансфертов: 1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак; 2) меньше мультипликатора автономных расходов. Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой  совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

    1. Налогообложение. Налоговый мультипликатор.
 

     Налоги  – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

     Назначение налогов проявляется в их функциях – фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.

     Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция).

     Одной из любопытных подробностей происхождения самих понятий «финансы» и «налоги» является тот факт, что в раннем средневековье данные термины уравнивались в своем функциональном значении. Так, в XI – XIII вв. слова finatio и financia начали впервые употребляться в итальянских городах. Они подразумевали факт обязательной уплаты денег и срок уплаты. Этот термин относился и к налоговым обязательствам. В Германии целых 400 лет с момента появления термина «финансы», в XIV – XVII вв., в слово «финансы» вкладывалось негативное значение – вымогательства и лихоимства. А в прогрессивной Франции уже в XVI в. финансы употреблялись в том же значении, как и в настоящее время, подразумевая совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп.

     Вторая половина прогрессивного XIX в. в Западной Европе была ознаменована бурным ростом промышленности и быстрым увеличением населения. Многие европейские страны увеличили ассигнования в пользу здравоохранения, просвещения и правосудия. Так, например, к середине XIX века общий расход европейских государств на военные нужды был на 12% меньше, чем на народное просвещение. Изменилась и система государственного налогообложения. Господствующим стал принцип равенства всех граждан перед налоговыми законами, в результате чего потребовалось уравнять налоговое бремя между всеми сословиями. Для уменьшения налогового бремени бедноты были отменены ввозные пошлины на хлеб, налог на убой скота. Пожалуй, самыми значительными следствиями принципа «всеобщего равноправия» стали прогрессивная шкала налогообложения и освобождение от налога доходов в сумме прожиточного минимума.

     Прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход Сейчас все страны мира используют преимущественно прогрессивную шкалу налогообложения.

     Эффект  мультипликатора.

     Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.

     Здесь срабатывает эффект мультипликатора.

     Экономический смысл этого эффекта следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2). Пусть значение МРС колеблется в пределах 0,8, а ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1 = 28% и t2=20% составит соответственно:

     АD1 = a + 0,8Y(1-0,28)+ I = a + 0,576Y + I и АD2 = a + 0,8Y (1-0,20)+ I = a + 0,640Y + I.

     Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога, повышается угол наклона линии совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства