Бюджетное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:13, реферат

Описание

С понятием бюджетного права как раздела финансово-правовой науки самым тесным образом связано понятие бюджетного права как учебной дисциплины. Бюджетное право как самостоятельная учебная дисциплина (учебный предмет) в последнее время все чаще встречается в учебных планах юридических и экономических факультетов, а также факультетов государственного управления высших учебных заведений.
Цель работы – рассмотреть систему бюджетного права.

Работа состоит из  1 файл

бюджетное право.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

--------------------------------

<*> См.: Финансово-кредитный  энциклопедический словарь / Под  ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы  и статистика, 2004. С. 125.

 

Бюджетная политика является частью финансовой политики государства и в этом качестве выступает важнейшим средством осуществления социально-экономических задач, стоящих перед государством, реализации его экономической и социальной политики.

Бюджетная политика является ключевым звеном экономической  политики государства. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Бюджетная политика объединяет как рассчитанную на перспективу бюджетную стратегию, так и бюджетную тактику, ориентированную на проведение мероприятий в конкретном финансовом (бюджетном) периоде.

Бюджетная политика включает в себя политику в области:

- доходов бюджета (фискальную политику);

- расходов бюджета;

- обеспечения  сбалансированности бюджета;

- управления  государственным (муниципальным)  долгом;

- межбюджетных  отношений.

Центральное место  в механизме формирования бюджетной  политики в Российской Федерации  занимает Президент. Именно он в своих ежегодных бюджетных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления, цели и задачи бюджетной политики на текущий год и на перспективу (тактические и стратегические ориентиры бюджетной политики).

Так, в бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2006 году" важнейшей задачей бюджетной политики в Российской Федерации определено обеспечение макроэкономической устойчивости, а также последовательного снижения уровня инфляции в 2006 - 2008 гг. В бюджетном послании Президента особо отмечается недопустимость превышения прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Это, в свою очередь, требует как повышения качества государственных прогнозов социально-экономического развития, так и взвешенных решений по формированию расходной части бюджета.

Бюджетная политика имеет первостепенное значение для  развития не только федеративных отношений, но и местного самоуправления, поскольку  она нацелена на оптимизацию процесса аккумуляции, распределения и использования централизованных денежных фондов, представляющих собой материальное обеспечение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Проводимые  в настоящее время в Российской Федерации крупномасштабные государственные реформы - реформирование федеративного государственного устройства и местного самоуправления, административная реформа - поставили на повестку дня вопрос и о реформировании бюджетного процесса.

Реформа в бюджетной  сфере (бюджетная реформа) представляет собой ряд изменений в механизме бюджетного регулирования и организации бюджетного процесса, позволяющих бюджетной системе адаптироваться к изменениям социально-экономической и финансовой политики (в том числе бюджетной политики), к преобразованиям в государственном механизме. Преобразования в бюджетной сфере, составляющие содержание бюджетной реформы, должны иметь нормативно-правовую базу. План и основные направления бюджетной реформы обычно оформляются соответствующим нормативным правовым актом. Так, в целях повышения результативности бюджетных расходов Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг.

Бюджетная реформа, как правило, влечет за собой изменения в действующем бюджетном законодательстве.

Бюджетное право  и бюджетная дисциплина. С понятием бюджетного права тесно связано  и понятие бюджетной дисциплины - разновидности финансовой дисциплины.

Бюджетная дисциплина представляет собой обязательный для всех участников бюджетных правоотношений порядок осуществления возложенных на них полномочий и обязанностей на всех этапах бюджетного процесса и применительно ко всем уровням бюджетной системы Российской Федерации - на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением последних.

Поскольку от нормального  и бесперебойного функционирования бюджетной системы напрямую зависит  результативность работы всех государственных и муниципальных институтов, бюджетная дисциплина становится необходимым условием финансовой стабильности государства и муниципальных образований.

Четкость и  ясность бюджетного права позволяют  участникам бюджетных правоотношений лучше уяснить свои права и обязанности и тем самым содействуют повышению дисциплины в бюджетной сфере.

Состояние бюджетной дисциплины зависит и от эффективности бюджетного контроля, организационно-правовые основы которого закладываются в действующем  бюджетном законодательстве.

Несоблюдение бюджетной дисциплины означает совершение правонарушения. К нарушителям бюджетной дисциплины применяются санкции, предусмотренные законодательством.

 

Заключение

 

Бюджетное право  входит в систему финансового  права, являясь его подотраслью (разделом). В свою очередь, бюджетное право само представляет собой систему последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета, метода бюджетно-правового регулирования.

Система бюджетного права может быть определена как совокупность бюджетно-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими отношений и значения самих правовых норм.

Таким образом, первичным  элементом системы бюджетного права является норма бюджетного права (бюджетно-правовая норма), под которой понимаются установленные государством и охраняемые им общеобязательные правила должного или допустимого поведения участников бюджетных правоотношений.

 

Список литературы

 

1.Бежаев О.Г.  Межбюджетные отношения. Теория  и практика реформирования. М., 2007.

2.Иванов А.И. Формирование  органов местного самоуправления  и построение межбюджетных отношений  // Финансы. 2006. N 12.

3.Крохина Ю.А. Бюджетное  право и российский федерализм. М., 2006.

4.Крохина Ю.А. Бюджетный  кодекс и российский федерализм: антиподы или союзники? // Финансовое  право. 2006. N 1.

5.Маркелов В.В. К вопросу  о финансовой помощи субъектам  РФ и проблемах выравнивания  бюджетной обеспеченности регионов // Финансовое право. 2006. N 4.

6.Химичева Н.И. Финансовое  право: Учебник / Отв. ред. Н.И.  Химичева. 3-е изд., перераб. и доп.  М., 2006.


Информация о работе Бюджетное право