Бюджетная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:10, реферат

Описание

Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения в денежной форме и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (осуществляются) в централизованном фонде денежных средств государства. В результате реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизируемых и используемых государством денежных средств - бюджетных ресурсах.

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система рк.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

Особенно ярко названные черты  проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых  отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия в целом – она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обосновано определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

 

 

2.2. Организация местных  бюджетов

В данной главе подробно рассмотрено  одно звено местных финансов —  местные бюджеты, поскольку два  других звена — финансы местных  хозяйствующих субъектов, а также внебюджетные фонды рассмотрены в соответствующих главах учебника как-функционально однотипные понятия, обладающие одинаковыми признаками и свойствами, характерными в целом для финансов хозяйствующих субъектов национального хозяйства и внебюджетных фондов государства.

Местные финансы представляют собой  экономические отношения, посредством  которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного  продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.

В настоящее время, в условиях становления  рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.

На местные органы управления возложены  важные задачи по претворению в жизнь  социальных программ государства.

 

 

2.3. Доходы и расходы  местных бюджетов.

 

Поступления в местные бюджеты  Республики Казахстан включают следующие  виды:

1) доходы местных бюджетов;

2) полученные официальные трансферты  от вышестоящих бюджетов, юридических  и физических лиц, иностранных государств;

3) погашения основного долга  по ранее выданным из местных  бюджетов кредитов.

В свою очередь, доходы состоят из:

а) поступлений налогов, сборов и  других обязательных платежей;

б) неналоговых поступлений;

в) доходов от операций с капиталом.

Закрепленные за местными бюджетами  налоги, сборы и обязательные платежи  на 2001 год включали:

корпоративный подоходный налог, собираемый в административно-территориальной  единице, в размере 50%;

акцизы на спиртосодержащие напитки, игорный бизнес в размере 50%;

индивидуальный подоходный налог;

социальный налог;

налог на имущество;

земельный налог;

налог на транспортные средства;

доля Республики Казахстан по разделу  продукции по заключенным контрактам в части, поступающей в местные  бюджеты;

сборы, платы, пошлины (за исключением сбора за регистрацию эмиссии ценных бумаг).

Неналоговые поступления в местные  бюджеты включают:

дивиденды на акции предприятий, являющихся коммунальной собственностью;

доходы от лотерей, проводимых местными органами;

вознаграждения (интересы) за кредиты из местных бюджетов;

поступления от продажи имущества, принадлежащего местным органам;

поступления от реализации услуг со стороны государственных учреждений, подведомственных местным органам;

поступления от аренды имущества коммунальной собственности;

поступления от государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, подведомственными местным органам;

поступления от аренды земельных участков;

платежи за загрязнение окружающей среды в местные государственные  фонды охраны окружающей среды в размере 50%;

прочие административные сборы;

административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями, подведомственными местным исполнительным органам;

иные поступления, предусмотренные  законодательством Республики Казахстан.

Соотношение между отдельными категориями  поступлений в местные бюджеты  в среднем по Казахстану, по данным таблицы 2.1, сложилось в пользу налоговых (82,4%), из которых преобладают социальный налог, корпоративный и индивидуальный подоходный налог, налоги на собственность (на имущество, землю, на транспортные средства).

     Вторым источником поступлений являются трансферты из республиканского бюджета. Хотя, в среднем, они занимают около 14% поступлений, в бюджетах некоторых субвенциальных областей данный источник занимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствующими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.

 

              Что касается доли расходов  местных бюджетов в расходах  государственного бюджета по  отдельным функциональным группам,  то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место, например:

жилищно-коммунальное хозяйство -100%;

здравоохранение - 86,1%;

образование - 84,0%;

культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;

транспорт и связь - 62,8%.

Довольно значительны объемы расходов по другим группам:

финансирование экономики в  целом - 46,4%;

управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;

общественный порядок и безопасность - 23,4%.

Состав и структура поступлений  и расходования средств на местном уровне зависят от факторов, определяющих степень социально-экономического развития административно-территориальной единицы: наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д.

 

2.4. Роль налогов в  формировании государственного  бюджета

 

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

 

Глава 3. Долги и дефицит  бюджета.

 

3.1. Понятие бюджетного  баланса.

 

Для начала рассмотрим понятие бюджетного баланса. Наша задача —подсчитать расходы  правительства и сопоставить  эту сумму с теми доходами, которые  правительство получает в виде налогов и иных поступлений в государственную казну.

Существуют две основных статьи расходов. Большая часть бюджетных  средств распределяется на всевозможные правительственные программы: оборонную, социальную, инвестиционную и пр. Вторая статья правительственных доходов — выплата процентов по имеющимся долгам.

Давайте обозначим сумму расходов на правительственные программы  символом Р (расходы), Д (долги) — сумму  государственной задолженности, а  п (проценты) — среднюю процентную ставку по этой задолженности. Таким образом, п ´ Д составляет общую сумму выплат по процентам. Общие правительственные расходы равны Р + п ´ Д, т.е. сумме расходов на государственные программы и выплат по долговым процентам.

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Состояние государственного бюджета на сегодняшний день.

 

 

4.1. Бюджетная система  РК состояние перспективы.

 

В соответствии с Законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” под бюджетной процедурой понимается регламентированная законодательством  деятельность государственных органов  и должностных лиц по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контролю за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета .

 

4.1.1. Контроль за исполнением  бюджета.

В настоящее время аудит и  контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом, который был образован в 1996 году в соответствии с Конституцией Республики Казахстан как государственный орган по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, что вполне соответствует общепринятой мировой практике.

Основными задачами и функциями  Счетного комитета являются:

1. контроль за исполнением законов  Республики Казахстан и иных  нормативных правовых актов по  исполнению республиканского бюджета;

2. выполнение поручений Главы  государства по вопросам, связанным  с исполнением республиканского  бюджета; 

3. контроль за полнотой поступления  средств в республиканский бюджет  и законностью их использования; 

4. контроль за целевым использованием  средств республиканского бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ, программ Правительства и финансирование государственных потребностей;

5. представление на утверждение  Парламенту Республики Казахстан  отчета об исполнении республиканского  бюджета.

Создание этого государственного органа позволило вести целенаправленную борьбу с попытками коррумпированной части государственных служащих и приближенных к ним коммерческих структур использовать средства республиканского бюджета в качестве одного из источников первоначального и дальнейшего накопления частного капитала.

Другим постоянно действующим  фактором обоснования необходимости  функционирования государственного органа, контролирующего исполнение бюджета, является гарантия обеспечения права  налогоплательщиков на получение достоверной и своевременной информации о фактическом использовании поступивших от них в бюджет средств.

 

 

 


Информация о работе Бюджетная система РК