Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:42, контрольная работа

Описание

Целью нашей работы является рассмотрение понятия дефицита бюджета и причин его возникновения. Выявить способы его покрытия для достижения сбалансированности бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………4
2. Виды дефицита……………………………………………………………..6
3. Способы финансирования дефицита бюджета………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………….…..28

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем надо иметь в виду, что совокупный объем государственной задолженности не может быть слишком высоким. В противном случае государственный долг становится трудноуправляемым. Увеличение государственных расходов осложняет проблему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие процентные выплаты по государственному долгу существенно ограничивают возможность применения правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. При этом внешняя задолженность может стать серьезным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

В последние годы в сфере государственного долга Российской Федерации произошли значительные изменения. Прежде всего, значительно изменилась структура государственного долга, в которой практически до 50% возросла доля внутреннего долга. В первую очередь это связано с тем, что замещение государственных внешних заимствований внутренними заимствованиями является одним из приоритетов долговой политики Российской Федерации, как для федерального уровня, так и для регионов страны.

Такой рост государственных внутренних заимствований ведет к тому, что государственный внутренний долг страны начинает играть активную роль в макроэкономическом регулировании, то есть выполнять функции, приписываемые ему "новой ортодоксальной теорией", которая основывается на выкладках, сделанных еще в прошлом веке Джоном Мейнардом Кейнсом в "Общей теории процента, занятости и денег".

В противовес классическим представлениям о нежелательности финансирования дефицита бюджета, связанного с военными расходами или экономическим спадом за счет кредитно-денежной эмиссии и выпуска государственных ценных бумаг и отдании приоритета налогообложению, а также сбалансированности бюджета, дефицит бюджета, финансируемый за счет выпуска государственных ценных бумаг - центральный инструмент кейнсианской макроэкономической политики.

В российской практике необходимо учитывать зарубежный теоретический опыт, поскольку в условиях сохраняющейся высокой инфляции, которая по своей сути является скрытым налогом, который платят все экономические субъекты и, прежде всего, наиболее социально незащищенные слои населения, рост именно государственных внутренних заимствований является одним из действенных инструментов сдерживания инфляции и поддержания, таким образом, макроэкономической стабильности. С другой стороны, оттягивая с финансового рынка избыточную ликвидность, государство должно осуществлять этот процесс достаточно аккуратно, чтобы он не привел к сокращению частных инвестиций.

Долгие годы Россия сталкивалась с проблемой бюджетного дефицита. Однако после кризиса 1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему эта проблема постепенно исчезает.

Рассмотрим основные причины этих явлений.

Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России - это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджеты; механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства.

Ростом своих экономических показателей Россия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на мировом рынке нефти, а такие показатели, как "бегство капитала" (перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими[3].

Кризис способствовал переходу правительства к более ответственной финансово-бюджетной политике. Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые был принят с первичным профицитом 2% ВВП, фактически первичный профицит в первом полугодии составил 1.9/% ВВП, а дефицит сократился до 2.5% ВВП. Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2.5. млрд. долл. в месяц.

Реструктуризация государственного долга способствовала сокращению расходов по его обслуживанию, что позитивно повлияло на исполнение федерального бюджета. В текущем году отмечался более высокий уровень доходов бюджета по сравнению с прошлым годом, систематически сокращалась задолженность по выплатам населению за счет бюджетных средств, применялись методы целевого финансирования расходов бюджета.

Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики

Превышение фактической величины доходов федерального бюджета над плановой, обусловлено поступлением дополнительных сумм налогов, не предусмотренных в бюджетных проектировках, и прежде всего налога на добавленную стоимость. Неналоговые доходы получены в основном за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности. Их увеличение в текущем году объясняется в основном повышением экспортных пошлин на нефть, вызванным ростом цен.

Федеральный бюджет в I полугодии 2009 года на основе данных о финансировании исполнен с профицитом в сумме 62,8 млрд. рублей, или 1,6% к объему ВВП за I полугодие 2009 года. Эти средства были направлены в основном на погашение государственного долга[4].

 

Таблица 1 - Основные характеристики федерального бюджета[5]

 

2009

2010

Январь

-июнь

1 квартал

2 квартал

Январь

-июнь

1 квартал

2 квартал

млрд. руб.

Доходы

50767

22168

28569

71268

318

39468

Расходы

40565

19166

21369

58768

28668

319

О6служивание государственного долга

9367

4061

5366

12664

8864

38

внутреннего

3265

1566

1669

2261

1364

867

внешнего

6162

2465

3467

10463

75

2963

Дефицит (-) / профицит (+)

102б2

30б2

72

125

49б2

75б8

 

Федеральный бюджет РФ в 2010 году исполнен с дефицитом в размере 1 триллиона 795,198 миллиардов рублей, или 3,9% ВВП, отметил Минфин РФ со ссылкой на предварительные данные об исполнении бюджета[6]

Доходы бюджета в прошлом году составили 8 трлн 298,859 млрд рублей (105,4% от общего объема доходов, утвержденных законом о бюджете на год), кассовые расходы - 10 трлн 94,057 млрд рублей (98,4% к утвержденным законом бюджетным ассигнованиям, 81,2% от уточненной росписи).

По предварительной оценке, первичный дефицит федерального бюджета достиг 1 трлн 600,382 млрд рублей.

Объем ВВП в 2010 году составил 45 трлн 722 млрд рублей.

Нефтегазовые доходы бюджета в 2010 году составили 3 трлн 830,614 млрд рублей (46,16% от общего объема доходов за год), нефтегазовые - 4 трлн 468,245 млрд рублей (53,84%).

Бюджет в декабре был исполнен с дефицитом 903,522 млрд рублей (19,5% ВВП за месяц). Расходы бюджета в декабре составили 1 трлн 770,712 млрд рублей, доходы - 867,190 млрд рублей. При этом нефтегазовые доходы в декабре составили 429,575 млрд рублей, ненефтегазовые - 437,615 млрд рублей.

Федеральная налоговая служба в 2010 году перечислила в федеральный бюджет 3 трлн 204,854 млрд рублей (104,8% к прогнозному показателю доходов на 2010 год), Федеральная таможенная служба (ФТС) - 4 трлн 328,624 млрд рублей (105,6%), Росимущество - 71,96 млрд рублей (121%). Другие федеральные органы перечислили в федеральный бюджет в прошлом году 693,421 млрд рублей (104,8% к прогнозному показателю доходов на год). Без учета доходов от перечисления части прибыли ЦБ РФ и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) этот показатель составляет 380,322 млрд рублей, или 109,1% от прогнозного показателя на 2010 год.

Совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте на 1 января 2010 года составлял 1 трлн 830,507 млрд рублей. Объем фонда за год сократился на 1 трлн 55,294 млрд рублей (в том числе на 60,563 млрд рублей из-за курсовой переоценки, 969,5 млрд рублей направлены на финансирование дефицита бюджета), или в 2,36 раза - до 775,213 млрд рублей на 1 января 2011 года. На покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования из Резервного фонда было направлено 24,5 млрд рублей.

ФНБ, составлявший в начале 2010 года 2 трлн 769,018 млрд рублей, к 1 января 2011 года сократился на 73,5 млрд рублей, или на 2,65%, - до 2 трлн 695,517 млрд рублей. Курсовая разница от переоценки средств ФНБ на счетах в ЦБ в 2010 году составила отрицательную величину - минус 70,95 млрд рублей.

На софинансирование пенсионных накоплений в 2010 году было направлено 2,495 млрд рублей средств ФНБ.

«Актуальные комментарии» сообщали, что ранее министр финансов РФ Алексей Кудрин на президиуме правительства РФ рассказал об экономических итогах 2010 года. По его словам, к концу 2010 года бюджетный дефицит понизился по сравнению с ситуацией в середине года и в итоге составил 3,9 % ВПП. В денежном выражении дефицит составил 1,787 триллиона рублей.

По словам министра, на уменьшение дефицита повлияли несколько показателей. Во-первых, сказал Кудрин, это улучшение макроэкономических показателей, а во-вторых - цена на нефть, которая оказалась не 75 долларов за баррель, 77,5, что дало еще 110 миллиардов рублей доходов в бюджет. Частично уменьшение дефицита связано с экономией расходов в общей сумме 213 миллиардов рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бюджетная политика в период радикальных реформ в России являлась составным элементом политики финансовой стабилизации. Поэтому ее главной, отличительной чертой все эти годы было стремление любой ценой сократить размер бюджетного дефицита и относительные размеры инфляционных источников его финансирования.

Наличие значительного бюджетного дефицита автоматически диктует выбор в качестве важной стратегической цели бюджетной политики сокращение дефицита, а затем, возможно, его ликвидацию. Вопрос заключается в выборе верных инструментов достижения этой цели.

Идеология, которую исповедует Правительство, предельно проста: необходимо любой ценой "арифметически" привести в соответствие доходы и расходы бюджета, а оставшийся "разрыв" профинансировать за счет внешних и внутренних займов. Соответственно, стержневой идеей правительственной программы сокращения бюджетного дефицита является стремление обеспечить увеличение доходов и сокращение расходов бюджета.

Однако бюджетный дефицит в российской экономике связан с глубоким структурным, институциональным кризисом и продолжающимся промышленным спадом. Поэтому решить проблему бюджетного дефицита только лишь за счет увеличения налогового бремени и сокращения объемов бюджетного финансирования нельзя. Бюджетные доходы и расходы не являются независимыми величинами: сокращение расходов неминуемо ведет к сокращению налоговой базы и уменьшению доходов будущих периодов.

Поэтому реальное, долгосрочное, устойчивое оздоровление государственных финансов неразрывно связано с оздоровлением российской экономики в целом.

 

Список использованных источников

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 31.12.99 г., 5.08/27.12 2000 г., 8.08/30.12 2001 г., 29.05/10.07/24.07/24.12 2002 г)
  2. Алферов В., Бондарь Т. Структура инвесторов на рынке государственного долга России далека от совершенства. // РЦБ – 2007 г. – № 8 – с.29-34.
  3. Бюджетная система России. Учебник. / Под ред.Г.Б. Поляка. М.: 2007 г., стр.393.
  4. Гвоздева Е. и др. Международный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопросы экономики. 2006. № 2.
  5. Кузьменко А., Митрофанова Э., Назаренко Б. Переоформление задолженности РФ Лондонскому клубу кредиторов в цифрах // Рынок ценных бумаг. - 2006. - №11.
  6. Петров В. Проблемы привлечения и размещения финансовых средств в России // РЦБ – 2006 г. - № 9 – с.40-43.
  7. Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств. // РЦБ – 2007 г. – № 8 – с. 19-22.
  8. Пряшников В.И. О государственном долге – из первых рук. // ЭКО – 2007 г. - № 11.
  9. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред.М.И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2007.
  10. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, № 10, 2006.
  11. Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А.Я. Лившицем) // Финансы, № 9, 2005.
  12. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 2007.
  13. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" - 2006. - стр.77

Информация о работе Бюджетная система РФ