Бюджетирование планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы изучить бюджетное планирование. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Отразить сущность планирования и его значение;

2. Рассмотреть организацию информационных потоков в процессе бюджетирования на предприятии;

3. Рассмотреть основные этапы бюджетного планирования, формы и виды бюджетов;

4. Рассмотреть анализ отклонений от плана как средство управления финансами предприятия

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование темы

2. Основы планирования и его значение

3. Организация информационных потоков в процессе бюджетирования на предприятии

4. Основные этапы бюджетного планирования. Формы и виды бюджетов

5. Анализ отклонений от плана как средство управления финансами предприятия

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 43.32 Кб (Скачать документ)

· постановка целей  на бюджетный период;

· сбор информации для  разработки бюджетного периода;

· анализ и обобщение  собранной информации, формирование проекта бюджета;

· оценка проекта бюджета  и при необходимости его корректировка;

· утверждение бюджета.

Утвержденный бюджет рассматривается как руководство  к действию.

В общем случае можно  выделить пять этапов постановки системы  бюджетирования (бюджетного планирования) в организации :

1) формирования финансовой  структуры;

2) создание структуры  бюджетов;

3) вычисление объёма  продаж за плановый период;

4) разработка регламента  планирования;

5) внедрение системы  бюджетирования.[9]

Цель первого этапа (формирования финансовой структуры) -- разработать модель структуры, позволяющей  установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники  возникновения доходов и расходов.

На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая  схема формирования сводного бюджета  предприятия.

В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила  ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и  контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.

Четвертый этап направлен  на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей  корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение  системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и  финансового бюджетов на планируемый  период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.[10]

Для обеспечения успешного  функционирования системы бюджетирования, на предприятии должны быть разработаны  и утверждены технологии (методики) управления финансами. Технологии должны включать: описание цели и достигаемого результата, решаемые в процессе выполнения технологии задачи, подразделения и  должности, в ней участвующие, последовательность шагов (этапов) выполнения, входная  и выходная информация и формы  ее представления, средства автоматизации. При помощи технологий формализуется  задача подготовки и консолидации бюджетов, повышается эффективность планирования.

Также следует отметить важность автоматизации задач бюджетирования на предприятии. Без автоматизации  невозможно оперативно рассчитать несколько  альтернативных вариантов плана, выбрать  оптимальный. Кроме того, сокращение времени рутинной обработки информации позволит работникам финансовой службы предприятия больше времени уделять  таким актуальным задачам, как анализ и разработка ценовой и ассортиментной политики, анализ и планирование затрат, подготовка эффективных решений  по управлению оборотным капиталом  и т.д.

Бюджет предприятия  представляет собой, как правило, комплект главных бюджетных форм: Бюджет Доходов  и Расходов (БДР), Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС) и Прогнозный Баланс или Бюджет по Балансовому Листу (ББЛ), которые могут быть получены посредством формирования различных  операционных, инвестиционных, финансовых бюджетов, а также различных функциональных бюджетов (Бюджет продаж, Бюджет Заработной платы и т.д.).

Бюджет доходов  и расходов (БДР) отражает планируемые  финансовые результаты деятельности компании за отчетный период.

Бюджетный отчет о  прибылях и убытках (бюджет доходов  и расходов). Этот документ позволяет  рассчитать основные показатели финансовой результативности деятельности за бюджетный  период. Для его разработки необходимо спрогнозировать объем реализации, себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы, расходы финансового характера (проценты к выплате по кредитам и займам), прочие внереализационные расходы  и доходы, налоги к уплате и др. большая часть исходных данных формируется  в ходе построения операционных бюджетов (например, объем продаж и себестоимость). Величину налоговых и некоторых  других платежей можно рассчитать пропорционально  другим, известным показателям деятельности (например, суммы налоговых платежей можно оценить, зная ставки различных  налогов и налоговые базы), другие - просто оценить исходя из планируемых  мероприятий и опыта прошлых  периодов (например, расходы на повышению  квалификации персонала).

Бюджет движения денежных средств (БДДС) отражает планируемые  денежные потоки в разрезе видов  деятельности за отчетный период и  планируемый профицит/дефицит. Этот документ, пожалуй, наиболее важен для  обеспечения текущей финансовой деятельности организации.

Бюджет по Балансовому  Листу (ББЛ) или Прогнозный Баланс отражает планируемое финансовое состояние  компании на начало и конец отчетного  периода.[7]

Прогнозный баланс (бюджет формирования и распределения  финансовых ресурсов). Этот документ позволяет  представить общую картину имущественного и финансового состояния организации  по прошествии бюджетного периода. Для  его разработки необходимо спрогнозировать  остатки по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы  и др.

Существует много  разновидностей бюджетов, применяемых  в зависимости от структуры и  размера организации, распределения  полномочий, особенностей деятельности и т.п.

Выделяют:

1) долгосрочные и  краткосрочные бюджеты.

Долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года.

Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В  этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного  и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода  краткосрочного планирования и как  бы “прокатывается” вперед еще  на один период.

Причем краткосрочный  бюджет, как правило, несет гораздо  больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном служит для целей планирования.

2) Постатейные бюджеты.

Постатейный бюджет предусматривает  жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без  возможности переноса в другую статью.

В западной практике такой подход широко используется в  правительственных учреждениях, однако нередко применяется и в коммерческих организациях для обеспечения более  жесткого контроля и ограничения  полномочий руководителей нижнего  и среднего звена.

В России сама концепция  постатейных бюджетов широко распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной  жесткостью.

3) Бюджеты с временным  периодом.

Этот термин означает систему бюджетирования, в которой  неизрасходованный на конец периода  остаток средств не переносится  на следующий период.

Эта разновидность  бюджета используется в большинстве  организаций, т.к. позволяет более  четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая “накопительские” тенденции.

К недостаткам такого метода следует отнести неравномерность  расходования бюджетных средств, когда  в конце периода менеджеры  начинают в срочном порядке тратить  остаток средств на зачастую ненужные расходы или просто неоптимальным  образом, опасаясь, что в случае “недорасхода”  бюджет на следующий период будет  урезан на соответствующую сумму. Кроме  того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.[4]

4) Гибкие и статичные  бюджеты.

В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета  цифры находятся вне зависимости  от объемов производства и т.п., в  то время как при составлении  гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем  производства или продаж.

Хорошим примером гибкого  бюджета может послужить бюджет какого-либо концерта, когда все  статьи бюджета, включая количество охраны/милиции и гонорары артистов, поставлены в зависимость от количества проданных билетов.[11]

5) Переходящие бюджеты  и бюджеты с нулевым уровнем.

Бюджет с нулевым  уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, “с нуля”. В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению  с устоявшимся процессом.

Одним из способов, с  помощью которых можно уменьшить  влияние неопределенности, является использование переходящих бюджетов. В рамках конкретного бюджетного периода функциональные и мастер-бюджеты  разрабатываются стандартным способом, но при этом весь период подразделяется на несколько более коротких, для  ближайших из которых формируются  детальные операционные бюджеты. По мере исполнения одного из детализированных бюджетов разрабатывается в деталях  тот который следует уже за разработанными, и таким образом  к распланированному периоду  каждый раз добавляется еще один подпериод. Это может происходить  в рамках отдельного бюджетного периода, а также при переходе от одного бюджетного периода к следующему.[4]

6) Мастер-бюджет или  генеральный бюджет - это система  взаимосвязанных операционных и  финансовых бюджетов.

7) Операционный бюджет (текущий, периодический) показывает  прогнозируемые объемы продаж  и производства. Он сводится к  прогнозированию прибылей и убытков  каждого подразделения.

Операционный бюджет состоит из следующих бюджетов:

Бюджет продаж. Цель данного бюджета - рассчитать объем  продаж в целом и по всем видам  продукции. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей  и, главное, прогнозов в отношении  емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой  продукции (в натуральных единицах), прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном  выражении.

Бюджет производства. Цель данного бюджета - рассчитать объемы производства различных видов продукции  исходя из плановых объемов продаж (результатов расчета предыдущего  блока) и целевого остатка запасов  готовой продукции.

Бюджеты расхода и  закупок прямых материалов. На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья па единицу  производимой продукции, целевые запасы сырья на начало и конец периода  и ценах на сырье и материалы  определяются потребности в сырье  и материалах, а исходя из него - объемы закупок и общая величина расходов на их приобретение. Данные формируются  как в натуральных единицах, так  и в денежном выражении по каждой статье материалов.[5]

Бюджет прямых затрат труда. Цель данного бюджета - рассчитать общие затраты на привлечение  трудовых ресурсов, занятых непосредственно  в производстве (в стоимостном  выражении). Исходными данными блока  являются результаты расчетов бюджетных  объемов производства и норм оплаты труда. Алгоритм расчета зависит  от многих факторов, в том числе  и систем нормирования труда и  оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах  на производство той или иной продукции  или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда путем перемножения этих величин.

Бюджет производственных накладных расходов. Расчет ведется  по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общепроизводственные расходы и т.п.).

Бюджет коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка накладных расходов на реализацию продукции. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в  том числе и спецификой деятельности компании. Часть коммерческих расходов может быть переменной (например, комиссионные агентам), часть условно-переменными (затраты на транспортировку), условно-постоянными (реклама и продвижение продукции) или просто постоянными (твердый  оклад сотрудников коммерческих служб).[5]

Бюджет управленческих расходов. Он включает прогнозные оценки административных общезаводских накладных  расходов. Постатейный состав, так  же как и у коммерческих расходов, определяется различными факторами, однако среди расходов на управление очень  редко встречаются переменные затраты, здесь преобладают постоянные затраты, которые организация вынуждена  нести для поддержания бизнеса  как целого.

8)Финансовый бюджет  прогнозирует денежные потоки  организации. Обычно он оформляется  в виде прогноза движения денежных  средств на планируемый период  времени. Финансовый бюджет составляется  на основании операционного бюджета.[11]

Информация о работе Бюджетирование планирование