Бюджет и управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:36, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является исследование проблемы государственного бюджета и управления государственным долгом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие государственного бюджета………………………………………….4
2. Управление государственным долгом………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

контр. БОДЖЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУД. ДОЛГОМ.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

     Управление  государственным долгом Российской Федерации базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей  возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.

     Исходя  из макроэкономического контекста  проведения государственной политики управление государственным долгом предполагает использование широкого набора экономических мер. К ним относятся формирование долговой стратегии, обеспечивающей экономическую приемлемость (или устойчивость) и обоснованность уровня и темпов роста (снижения) государственного долга, активное управление рыночной его частью, возможность рефинансирования и обслуживания при меняющейся экономической конъюнктуре не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, удержание задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне, жесткий контроль за привлечением новых займов, эффективное управление зарубежными активами России и т. д.

     Для Российской Федерации главной проблемой  с момента провозглашения ее суверенитета было отсутствие продуманной стратегии управления государственным внутренним и внешним долгом. Следствием этого стало экономически необоснованное принятие долга бывшего СССР, особенно внешнего государственного долга, и затем стремительный рост "нового" российского долга. К тому же нет законодательно закрепленных целей государственных заимствований, системы ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом, не определены пределы полномочий и ответственность Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.

     В законодательстве следовало бы, на наш взгляд, более четко учесть цели, стратегию управления долгом, координацию с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, систему управления рисками, направления рефинансирования государственного долга, а также детальнее прописать процедуры и механизмы взаимодействия, координации и ответственности государственных органов, осуществляющих валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.

     Одним из условий эффективного управления государственным долгом Российской Федерации является достоверный  учет и контроль за его состоянием в реальном режиме времени. Однако пока учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.

     Сложности в управлении государственным долгом для Российской Федерации создали ряд обстоятельств, отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований и управления государственным долгом. Среди таких обстоятельств следует отметить нерыночный характер основной доли государственного долга, особенно внешнего. К началу 2000 г. структура внутреннего долга была переориентирована в рыночные инструменты. Внешние долговые обязательства длительное время формировались путем привлечения "связанных" кредитов правительств иностранных государств и международных финансовых организаций. Это усложняет механизм их перевода в рыночные инструменты, особенно для использования на вторичном рынке.

     Основная  часть российских долговых инструментов номинирована в долларах, что повышает степень валютных рисков по операциям  обслуживания и погашения задолженности, особенно в связи с введением евро и разницы в курсах валют. Это ставит управление государственным долгом, в частности внешним, в жесткую зависимость как от внешних факторов, так и от валютной политики государства и состояния платежного баланса страны.

     С другой стороны, большая часть иностранного долга перед Россией (более 65%) номинирована в советских и переводных рублях, что усложняет переговорный процесс и пересчет долга для его погашения и планирование бюджетных доходов страны, связанных с выплатами по иностранному долгу перед Россией. Другими словами, несоответствие качественной структуры российского государственного внешнего долга структуре задолженности иностранных государств не позволяет производить обмен российского долга на долг перед Россией.

     До  сих пор существуют спорные моменты при определении государственного долга Российской Федерации. Не все республики бывшего СССР ратифицировали соглашения о "нулевом варианте". Напротив, некоторыми из них до сих пор отстаивается позиция не признавать условия договоренности, в результате которой Россия унаследовала советский долг взамен на активы за рубежом. Представляется спорной сама величина советского долга из-за некредитной природы некоторой ее части. К примеру, долгов перед странами бывшего социалистического лагеря.

     Усложняет ситуацию и законодательное закрепление  признака классификации государственного долга на внутренний и внешний. Подобное состояние было приемлемым в 1990-х гг., когда в Российской Федерации формировались рыночные отношения. Теперь же, когда эти отношения практически охватили всю социально-экономическую и финансовую сферы, около 90% долговых обязательств России находится в собственности нерезидентов. Иностранные инвесторы оказались владельцами не только инвалютных долговых обязательств, но и большей части рублевых облигаций, которые формально относятся к внутреннему долгу страны. Разграничение государственного долга на внутренний и внешний теряет экономический смысл.

     Приведенные обстоятельства усложняют долговое положение России в случае ухудшения  мировой экономической конъюнктуры, усиливают риски при возникновении  неблагоприятной ситуации в финансовой сфере. Все это обусловливает  необходимость реформирования системы  управления государственным долгом на основе использования мирового опыта.

     Пока  вне правового регулирования  остается механизм проведения операций переоформления и реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. 
 
 

     Заключение 

     Перед Российской Федерацией в области  управления государственным долгом с точки зрения оптимизации его  структуры и стоимости обслуживания, поддержания его размера на экономически безопасном уровне формируются следующие задачи: завершение формирования единой системы государственного долга и государственных заимствований, единой базы данных, внедрение интегрированной системы аналитического учета федеральных, региональных и муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики с целью обеспечения экономически обоснованных решений в сфере управления государственным долгом и государственными заимствованиями.

     Это предполагает сокращение объемов долговых обязательств и соответственно оптимизацию стоимости их обслуживания, оптимизацию платежей по внутреннему долгу, особенно долгу бывшего СССР, а также структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей.

     Необходимы  рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без  существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей; повышение эффективности использования заемных средств на национальном и мировом рынках ссудного капитала.

     В целях совершенствования системы  управления государственным долгом требуется также создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации, установление единого порядка ведения государственных долговых книг Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Существенным моментом в реформировании данной системы является разработка критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики государства и контроля за их соблюдением, включая контроль со стороны Счетной палаты Российской Федерации.  

    Список  литературы 

  1. Белокрылова О.С. Экономическая теория нелинейных систем М., 2008.
  2. Булатов А.С. Экономика: Учебник. – М.: Экономистъ, 2008.
  3. Журавлева Г.П. Экономика М., 2008.
  4. Микульский К.И. Социально-ориентированная рыночная экономика - выбор России // Общество и экономика, 2008, № 1-2
  5. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления». – М., 2007.
  6. Салывин В.П. Теория общественного воспроизводства. М., 2007.
  7. Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к Пост-Вашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики, 2008, № 8
  8. Явлинский Г.А., Михайлов А.Ю., Задорнов М.М. 400 дней доверия. 2007.

Информация о работе Бюджет и управление государственным долгом