Бюджет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание

Процесс составления бюджетов – один из важнейших в системе планирования контроля в управленческом учете. Бюджетирование, собственно, и представляет собой метод проектирования будущих значений финансовых отчетов, при котором каждая их статья получает своего хозяина.
Бюджет движения денежных средств носит более очевидный характер, он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления.Под ним понимают бюджет (план) расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая сама.docx

— 61.01 Кб (Скачать документ)

     3. На основе полученного прогноза конечного сальдо устанавливают превышение реальных расходов над минимальным уровнем внешнего финансирования. Это значит, что с учетом целевого норматива конечного сальдо (его устанавливают руководители компании до начала бюджетного периода) определяют необходимый в данный период размер внешнего финансирования, корректируют сумму кредита или инвестиций с учетом необходимости финансирования не только капитальных (первоначальных) затрат, но и прироста оборотных средств, а также уточняют условия получения денежных средств из внешних источников.

     Расходная часть бюджета может корректироваться путем увеличения кредиторской задолженности (задержки платежей внешним платежам на определенный срок), сокращения или откладывания срока, осуществления инвестиционных затрат (приобретение более дешевого оборудования, более плавный ввод новых производственных мощностей и.т.п.) После корректировки бюджет движения денежных средств вновь пересчитывают.

Оплата  за реализованную продукцию, может быть, получена одновременно с продажей или позднее, если товар был отпущен в кредит. Отсрочка платежа зависит от условий поставки, индивидуальных особенностей работы с клиентом и сбытовой политики компании.

     После прогноза объема продаж можно рассчитать прогнозные денежные поступления от реализации, базируясь на допущениях, сделанных ранее. Фирма должна быть готова изменить методику расчета при существенном изменении платежной дисциплины клиентов. Для большинства фирм существует взаимосвязь между объемами реализации и опытом сбора оплаты. Во время экономического спада и уменьшения продаж удлиняется срок оплаты с одновременным ростом безнадежной дебиторской задолженности. Продолжение при этом использования старой методики сбора оплаты может усилить падение объема продаж, одновременно еще более уменьшая денежные поступления.

     На основе составления производственного плана можно оценить потребность в материалах, рабочей силе и дополнительном основном капитале. При закупке материалов, как и в случае с дебиторской задолженностью, существует временная разница между непосредственно приобретением и оплатой.

     Зарплата персонала компании зависит от объемов производства, но не полностью. Как правило, выплаты по зарплате более стабильны, чем закупки. Когда производство падет незначительно, сотрудников не увольняют. При росте производства увеличение объема выплачиваемой зарплаты относительно невелико и труд становится более продуктивным. Только после определенного промежутка времени может понадобиться сверхурочная работа или наем на работу дополнительного персонала.

     Другие затраты включают общехозяйственные, административные и сбытовые затраты, а также косвенные трудовые и материальные. Все они достаточно прогнозируемы в краткосрочной перспективе.

     Кроме операционных денежных затрат, следует также принимать во внимание капитальные затраты, дивиденды, федеральные налоги на прибыль и прочие расходы, не рассмотренные ранее. Капитальные затраты легко предсказать при краткосрочном планировании, поскольку они планируются заранее. Однако чем более отдаленным является планируемый период, тем сложнее точно предсказать подобные затраты. Дивидендные выплаты для большинства компаний стабильны и осуществляются в определенный срок. Оценка налога на прибыль базируется на прогнозе объемов прибыли в рассматриваемом периоде. Все эти затраты объединяются вместе с расходами на закупки и другими операционными затратами для получения общего графика платежей.

     После рассмотрения всех возможных исходящих и входящих денежных потоков мы сравниваем поступления и расходы денежных средств, чтобы рассчитать чистый денежный поток отдельно от каждого месяца. Чистый денежный поток прибавляется к начальному остатку денежных средств в январе. Для каждого последующего месяца остаток на конец месяца равен сумме чистого текущего потока за месяц и остатка денежных средств на начало месяца . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5. Вариант расчета бюджета денежных средств в ООО «Югоптторг-23»

     Рассмотрим процесс планирования и составления бюджета денежных средств на 2011 год для исследуемой организации. Для этого обратимся к Таблице 2, составленную на основе данных анализа счетов 51 «Расчетные счета» (Приложение Г) и 50 «Касса» (Приложение Д) и Бухгалтерского баланса 2010 года (Приложение Б).

     Таблица 2 - Бюджет движения денежных средств ООО «Югоптторг-23»  на 2011г.

Показатель,руб. Факт

2010 г.

План

2011 г.

                                    1         2       3
Остаток денежных средств на начало периода, руб.       613380,76      481936,60
Поступление денежных средств от реализации,  руб.

В том  числе:

318641823,20 396965555,70
от  покупателей и заказчиков, руб. 169614937,90 272693937,90
от  покупателей и заказчиков за наличный расчет, руб.   77396617,79 92396617,79
кредиты и займы, руб.   19950000,00   15500000,00
возврат подотчетных средств, руб.   48687777,50   9500000,00
прочие  поступления, руб.     2992490,01    6875000,00
Итого имеющихся средств за период, руб. 319255203,96 397447492,30
Расход  денежных средств, руб.

В том  числе:

319264005,30 346842649,60
покупка товаров для перепродажи,  руб. 245038285,07 247922285,07
затраты на труд,  руб.     7128050,96   7450050,96 
погашение кредитов и займов, руб.     7073355,68   30000000,00
1 2 3
налоги  в бюджет, руб.     2445080,70     2767080,70
отчисления  на социальные нужды,  руб.     1432403,49     1524403,49
выдача  в подотчет на покупку продовольственных  товаров и на хозяйственные нужды,  руб. 52117378,08   52117378,08
оплата  услуг банка, руб.      762520,44       762520,44
прочие  расходы, руб.     3266930,95     4298930,95 
Итого платежей за период,  руб. 319264005,30 346842649,60
Остаток денежных средств на конец периода,  руб.       458241,81     715956,90 

    

     Планирование поступлений от покупателей и заказчиков по договорам является наиболее ответственной задачей во всем блоке планирования поступлений. Это объясняется тем, что в исследуемой организации именно этот денежный поток имеет наибольший вес в общей массе поступлений денежных средств, а также характеризуется значительным количеством покупателей и многообразием договорных условий с каждым из них( поставка по предоплате, отсрочка оплаты, календарные графики платежей и т.п.). Как правило, календарный план поступления денежных средств от покупателей используется только специалистами отдела продаж, и проблема заключается в том, что эта информация не структурирована, разрознена и не доступна как для оперативного контроля, так и для своевременного выявления неплатежеспособных контрагентов. Поэтому в Таблице 2 по статье поступление денежных средств от покупателей и заказчиков контроль расчетов строится на основании анализа текущей дебиторской задолженности, а данные о запланированных предоплатах совершенно ничем не обоснованы. Итак, сумма поступлений от покупателей и заказчиков планируемая получена путем сложения поступлений от покупателей и заказчиков на 2010 год, т.е. 169614937,90 руб., краткосрочной дебиторской задолженности от покупателей и заказчиков, т.е. 3079000,00 руб. и предполагаемых предоплат от поставщиков и равна 272693937,90 руб.

     Расходная статья «покупка товаров  для перепродажи» планируемая рассчитывается как сумма фактической суммы по этой статье, т.е. 245038285,07 и кредиторской  задолженности поставщикам и подрядчикам, т.е. 2884000,00 руб. В итоге получили планируемую сумму расходов на приобретение товаров, которая равна 247922285,07 руб.

    По статье «затраты на труд»  планируется сумма   7450050,96  руб. с учетом задолженности перед персоналом организации 322000,00 руб.

    По статье «налоги в бюджет»  планируемая сумма равна 2767080,70 руб.

Она рассчитывалась путем сложения фактической суммы  и суммы краткосрочной кредиторской задолженности по налогам и сборам 2445080,70 руб. и 322000,00 руб. соответственно. Таким же алгоритмом руководствовались при планировании суммы отчислений во внебюджетные фонды и получили сумму 1524403,49 руб. (задолженность составляла 92000,00 руб.)

     По статье «прочие расходы»  сумма 4298930,95  руб. получена в результате сложения фактической суммы 3266930,95 руб. и прочих кредиторов 1032000,00 руб.

     Операции по привлечению заемных средств объединены в денежный поток «Расчеты по кредитам и займам». Поскольку данный денежный поток является типичным двунаправленным, он представлен в планировании и поступлений, и платежей. По статье «погашение кредитов и займов» ставим сумму 30000000,00 руб., т.к. это краткосрочное обязательство по кредитам и займам по балансу.

    Для оценки платежеспособности ООО «Югоптторг-23» используем коэффициент абсолютной ликвидности. Для этого используем формулу (1) .

   Ка.л.= Денежные средства/Краткосрочные обязательства,                      (1)

     Нормальное ограничение данного  показателя Ка.л.> 0,2.

     Коэффициент абсолютной ликвидности ООО «Югоптторг-23»:

     Ка.л.2009=613/20589=0,03

     Ка.л.2010=482/34653=0,01

     Из данных расчетов можно увидеть,  что наблюдается тенденция уменьшения  коэффициента ликвидности, и значения  ниже нормативного значения. Это  произошло, потому что увеличилась  кредиторская задолженность, а  сумма денежных средств снизилась.  Это значит, что данное предприятие  не может сразу погасить краткосрочную  задолженность за счет денежных  средств, а также не может  сразу расплатиться с поставщиками товаров. Предвидя это планируем  сумму поступлений по статье «кредиты и займы» равна 15500000,00 руб. Эта сумма из предполагаемого уровня средств для финансирования инвестиционных затрат (на осуществление капитальных вложений, приобретений основных средств, строительства на собственные нужды, т.е. всех затрат, финансируемых за счет прибыли, оставшейся у предприятия после налогообложения). А по статье «остаток денежных средств на конец периода» планируем увеличить сумму до 715956,90 руб. Таким образом, мы уменьшаем темп роста краткосрочных обязательств и увеличиваем темп роста денежных средств, что приведет к увеличению платежеспособности организации.

      А поступления по статье «от покупателей и заказчиков за наличный расчет» планируем увеличить сумму до 92396617,79 руб. Прогноз остальных статей потока денежных средств велся по предвидению дефицита средств еще до их возникновения и дал возможность за определенное время скорректировать поведение фирмы.

      
 
 
 

    6.Совершенствование системы денежного управления

     Совершенствование системы финансово-экономического управления включает:

     -выявление специфики деятельности  компании и разработку уникальной  системы бюджетирования, адаптированной  под компанию и учитывающей особенности её бизнеса;

     -осуществление постоянных изменений  (в том числе преломление старых  стереотипов и неэффективных  методов работы) в течение выполнения  всех работ;

     -учитывая относительно большой  срок разработки и внедрения  системы бюджетирования ( от 4 месяцев до года и больше), требуется постоянная корректировка результатов, поскольку за этот период меняется сама компания;

     -обучение сотрудников компании  новым методам и технологиям  работы, подготовку команды специалистов  из числа сотрудников компании, которые могут не только поддерживать  работоспособность системы, но  и развивать ее после внедрения  - это является залогом успешной  работы системы бюджетного управления.

     Руководители заинтересованы в том, чтобы процессы формирования и корректировки бюджетов происходили максимально быстро. Это позволяет оперативно смоделировать и просчитать различные сценарии развития бизнеса, провести анализ рисков. Например, если руководитель видит, что прибыль компании получается недостаточно высокая, объем продаж уже никак не повысить, а затраты - не снизить, он может проанализировать, как расширится его бизнес и возрастет прибыль после покупки нового производственного оборудования или открытия новых магазинов.

     Практика показывает, что снизить до минимума (до нескольких дней, нескольких часов или минут) время, которое требуется на формирование и корректировку бюджетов, можно только посредством внедрения автоматизированной системы бюджетирования. Типовая система бюджетирования состоит из следующих компонентов:

     1. Модуль администратора, в котором проектируются бюджетные формы, настраиваются направления потоков данных между бюджетами, задается регламент заполнения бюджетных форм участниками бюджетного процесса, производится загрузка фактических данных из внешних учетных систем.

     2. Рабочее место пользователя для ввода в бюджетные формы плановых данных, внесения корректировок, создания различных версий плановых данных. Обычно рабочее место пользователя представляет собой плоские электронные таблицы.

     3. Рабочее место руководителя/аналитика, в котором производится анализ получившихся финансовых бюджетов, анализ отклонений фактических данных от плановых. Обычно, аналитический процесс, в связи с многомерностью бюджетной модели, проводится посредством работы с OLAP-кубами, которые гарантируют, что ответ на любой аналитический запрос руководителя/аналитика произойдет практически мгновенно (поскольку все значения ключевых показателей на пересечении со всеми аналитическими разрезами в OLAP-кубе уже просчитаны).

Информация о работе Бюджет денежных средств