Банки России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:34, реферат

Описание

Целью моей работы является: охарактеризовать структуру банковской системы, функции ее отдельных компонентов и исключительную роль в нормальном развитии экономики стран. Россия не является исключением, и при переходе к рынку в ней сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму. «Сегодня спасти банки – это спасти экономику».

Работа состоит из  1 файл

Банковская система России.docx

— 78.09 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 Главным звеном банковской  системы любого государства является  центральный банк страны, В различных  государствах такие банки называются  по-разному: народные, государственные,  эмиссионные, национальные, резервные,  просто банк (например, Англии, России  или Японии) и др. Центральные  банки возникли на базе коммерческих  банков, наделенных правом эмиссии  банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

 

Впоследствии кроме эмиссии  банкнот за центральными банками  закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и  коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем  были национализированы. В настоящее  время их капитал полностью или  частично принадлежит государству.

 

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

 

Во всех развитых странах  действуют законы, в которых закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты  и методы их осуществления. В некоторых  государствах главная задача центрального банка законодательно закреплена в  конституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального  банка, служит закон о центральном  банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру  назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений  с государством и национальной банковской системой. Таким законом определяются полномочия центрального банка как  эмиссионного центра страны и другие его обязанности.

 

Наряду с законом о  центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируется законом  о банковской деятельности, который  определяет основные права и обязанности  кредитных институтов по отношению  к центральному банку.

 

 

Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

 

Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении  вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных  и субъективных факторов.

 

К субъективным факторам относятся  сложившиеся взаимоотношения между  центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов  руководителей.

 

Среди множества объективных  факторов оценки независимости центральных  банков можно выделить пять важнейших:

 

1)         участие государства в капитале  центрального банка и распределении  прибыли;

 

2)         процедура назначения (выбора) руководства  банка;

 

3)         степень отражения в законодательстве  целей и задач центрального  банка;

 

4)         права государства на вмешательство  в денежно-кредитную политику;

 

5)         правила, регулирующие возможность  прямого и косвенного финансирования  государственных расходов центральным  банком страны.

 

Что касается первого фактора  оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно  не влияет на его независимость.

 

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и главным  образом отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости центрального банка  от органов государственного управления.

 

Значение третьего фактора  заключается в том, что он определяет законодательные рамки свободы  деятельности центрального банка. В  ряде стран в законодательстве дана только общая формулировка задач  центрального банка. Тем не менее, это  несущественно для определения  степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения  законодательством целей и задач  центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий  функционирования центрального банка.

 

От четвертого фактора (наличия  установленного законодательством  права государственных органов  отклонять решения руководства  центрального банка, а со стороны  центрального банка — обязательства  координировать проводимые мероприятия  с общей стратегией государственного регулирования) политическая независимость  центрального банка зависит в  значительной степени.

 

Наиболее низкая степень  независимости от вмешательства  государственных органов в денежно-кредитную  политику была у центральных банков Франции и Италии до создания Европейской  системы центральных банков (ECЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ). В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем было передано правительству. Центральный банк выступал в роли консультанта и руководствовался решениями правительства. После Второй мировой войны руководство Банком Франции находилось под влиянием министерства финансов.

 

В законодательстве Японии четко  установлена возможность государственных  органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать  его, отменять его решения.

 

В некоторых странах, хотя их законодательство и не содержит формального права государства  на вмешательство в денежно-кредитную  политику центрального банка, но обязывает  координировать стратегию банка  с политикой правительства.

 

Центральный банк Швейцарии  является наиболее независимым. В законодательстве этой страны не закреплено право государства  на вмешательство в денежную политику центрального банка.

 

Пятый фактор независимости  центрального банка — законодательное  ограничение кредитования правительства. Этот фактор влияет как на экономическую, так и на политическую независимость  центрального банка. Данный фактор имеет  значение только при условии существования  системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в  большинстве развитых стран.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ  ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

 

 

 

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности — укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и  ее курса по отношению к иностранным  валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления  расчетов.

 

Традиционно центральный  банк должен решать пять основных задач  — он призван быть:

 

1)         эмиссионным центром страны, т.е.  пользоваться монопольным правом  на выпуск банкнот;

 

2)         органом регулирования экономики  денежно-кредитными методами, т.е.  проводить денежно-кредитную и  валютную политику;

 

3)         «банком банков», т.е. совершать  операции не с торгово-промышленной  клиентурой, а преимущественно с  банками данной страны: хранить  их кассовые резервы, размер  которых устанавливается законом;  предоставлять им кредиты (кредитор  последней инстанции); осуществлять  контроль и надзор, поддерживая  необходимый уровень стандартизации  и профессионализма в национальной  кредитной системе;

 

4)         банкиром правительства, т.е. поддерживать  государственные экономические  программы и размещать государственные  ценные бумаги, предоставлять кредиты  и выполнять расчетные операции  для правительства, хранить (официальные)  золотовалютные резервы;

 

5)         главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими  банками страны при выполнении  безналичных расчетов.

 

В большинстве стран эти  задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые — самые главные 

 

В качестве «банка банков»  центральный банк предоставляет  кредитным институтам возможность  рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных  средствах. Наиболее распространены два  вида операций центрального банка с  кредитными институтами: покупка и  продажа чеков и векселей, в  том числе казначейских; залоговые  операции с ценными бумагами, векселями  и платежными требованиями.

 

При решении пяти названных  задач центральный банк выполняет  определенные функции. В отечественной  и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций  центральных банков. В одних источниках их насчитывается более 10, в других — всего одна (в действующей  Конституции Российской Федерации).

 

В связи с этим представляется целесообразным из многообразия функций  центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых  невозможно достижение главной цели — сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные (заполняющие оставшуюся часть круга  обязанностей), способствующие достижению этой главной цели.

 

К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством центральных  банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные являются дополнительными функциями.

 

К регулирующей функции относятся: регулирование денежной массы в  обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное  регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной  политики. Это достигается путем  уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных  резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем  организации платежно-расчетных  отношений коммерческих банков (нередко  последнюю относят к обслуживающей функции).

 

Контролирующая функция  тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной  системы. Эта функция включает определение  соответствия требованиям к качественному  составу банковской системы, т.е. процедуру  допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный  банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.

 

Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового  агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического  центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при  необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии  кредитной системы.

 

Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной  сфере, может оперативно реагировать  на глобальные и локальные экономические  процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений  денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное  управление центрального банка основывается на соответствующем экономическом  анализе ситуации в стране, чтобы  при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных  органов.

 

Информационно-исследовательская  деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке  информационного обмена, а также  с целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном  уровне.

 

Функции центрального банка  зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-то определенной задачи.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА  РОССИИ.

 

 

 

В настоящее время деятельность центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом  от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)». До этого действовал Закон  РФ от 2 декабря 1990 года № 394-1 с рядом  изменений, внесенных в течение 11 лет после его принятия. Наиболее важные поправки были сделаны в 1995 году. Принятие этого Закона сыграло известную  роль в начале периода реформирования в России. С тех пор накоплен определенный опыт работы Банка России (как позитивный, так и негативный). В намерения авторов нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и  подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулированию на решение проблем  развития отечественной экономики.

 

В пункте 2 статьи 75 Конституции  Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России —  защита и обеспечение устойчивости рубля. И это не случайно. В такой  огромной стране, как Россия, длительная устойчивость рубля (как экономической  категории) немыслима без прочной  экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой.

 

Информация о работе Банки России