Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:42, контрольная работа
Товар – одна из важнейших категорий экономики в целом и рыночной экономики как таковой. Все мы живём в мире товаров, каждый день мы приобретаем товары для удовлетворения своих вечно растущих потребностей, каждый день товар продаём. И это утверждение верно не только по отношению к предпринимателям, которые занимаются непосредственно созданием и реализацией товаров и услуг. Это утверждение верно и в отношении простых "работяг", которые ежедневно несут на продажу свой особый товар – свой труд. Поэтому знание особенностей "поведения" товара на рынке, на взгляд исследователя, необходимо не только людям, имеющим свой бизнес, но и простым обывателям.
Так, все наверное сталкивались с ситуацией, когда покупая новый модный товар по заоблачной цене, через пару месяцев обнаруживаешь, что этот товар не "эксклюзивнейший эксклюзив", а уже просто недорогой ширпотреб. Особенно часто это случается в случае приобретения новой техники, сотовых телефонов, компьютеров. Почему так происходит? Можно привести и другой пример: в 90-х годах профессия бухгалтера считалась одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Сегодня, даже бухгалтеру с высшим образованием бывает сложно найти себе работу, а заработная плата у них (за исключением главных бухгалтеров), особенно в промышленности, часто равна, а иногда и меньше, чем у рабочих "от станка", окончивших 9 классов средней школы и местное ПТУ.
Казалось бы, приведённые выше примеры никак не связаны между собой, а между тем всё это лишь частные случаи такого экономического феномена как жизненный цикл товара (сокращённо ЖЦТ). Впервые концепция ЖЦТ была изложена Теодором Левитом в 1965 году. Смысл этой концепции сводится к тому, что каждый товар производится и живёт на рынке определённое время, т.е. имеет свой жизненный цикл. В зависимости от уровня спроса на продукцию, её качества, особенностей рынка жизненный цикл конкретного вида продукции может колебаться по протяжённости во времени. Он может длиться от нескольких дней до нескольких десятков лет.
Таким образом, тема, выбранная мною для контрольной работы, а именно, "Этапы жизненный цикл товаров." не только актуальна сегодня и имеет широкую "контактную аудиторию", но и не потеряет своей актуальности в будущем, не только для рыночной экономики, но и для других принципов экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ
1. Этапы жизненного цикла товара
1. Внедрение
2. Рост продаж
3. Зрелость ( включая насыщение товара)
4. Спад
2.Виды жизненного цикла товара
3.Заключение
4.Список используемой литературы
5.Приложение
2.
Виды жизненного
цикла товара.
Кривую жизненного цикла товара, приведённую на рис.1 можно назвать идеальной или усреднённой. В реальности же кривая ЖЦТ может иметь иную форму, так как в рыночной практике жизненный цикл товара значительно отличается от классического как по форме, так и по продолжительности. Большинство исследователей выделяет 6 основных разновидностей ЖЦТ: "Бум", "Увлечение", "Провал", "Возобновление", "Гребешковая линия", "Сезонность".
-
кривая увлечения описывает
Рис.2: кривая ЖЦТ "Увлечение".
- "Бум". Такой вид ЖЦТ описывает
популярный товар со
Рис.3:
кривая разновидности ЖЦТ "Бум".
- "Сезонность" или повторный жизненный цикл имеет место, когда товар хорошо продаётся в течении периодов, разнесённых во времени. Это относится к товарам сезонного спроса. Например, спрос на тёплую одежду, обувь в несколько раз увеличивается осенью и зимой, и опускается до минимума в весенне-летний период. Кривая сезонного ЖЦТ показана на рисунке 4.
Рис.4:
кривая вида ЖЦТ "Сезонность".
-
кривая провала описывает
Рис.5:
кривая ЖЦТ "провал".
-
возобновление. Эта кривая
Рис.6:
кривая ЖЦТ "возобновление".
-
гребешковая кривая состоит из
последовательного ряда циклов,
являющихся следствием
Рис.
7: гребешковая кривая ЖЦТ.
А.В. Лукина в своём пособии по маркетингу приводит ещё один способ классификации разновидностей жизненного цикла товара, в зависимости от типа товара2. Всего она выделяет 4 типа товара и, соответственно, 4 формы кривых ЖЦТ: сложный товар, простой товар, модные товары, товары-причуды.
Сложный
товар – это товар, который
требует от потребителей значительного
обучения и у которого вследствие
этого растянут этап внедрения. Такой
вид имеет, например, кривая жизненного
цикла бытовых компьютеров, так
как потребителям необходимо осознать
выгоды от их приобретения или обучиться
по-новому выполнять знакомые задачи.
Кривая ЖЦ сложного товара приведена на
рисунке 8.
Рис.
8: кривая ЖЦ сложного товара.
Простой товар, наоборот находит быстрый сбыт, потому что потребители без труда осваивают его и сразу же осознают выгоды от его приобретения. Такой товар обычно могут легко скопировать конкуренты, поэтому маркетинговая стратегия должна заключаться в быстром расширении распределительной сети. Важно так же располагать производственными мощностями, способными удовлетворить имеющийся спрос. Одним из примеров такого товара могут служить сухарики, которые, появившись сравнительно недавно, выпускаются уже под несколькими торговыми марками. Кривая ЖЦ простого товара показана на рисунке 9.
Рис.9:
кривая ЖЦ простого товара.
Модные товары быстро устаревают, а затем вновь возвращаются в употребление. Кривая, представленная автором пособия для изображения жизненного цикла модных товаров идентично кривой сезонных товаров, изображённой на рисунке 4. Поэтому в своей работе эту кривую исследователь опустил.
Товары-причуды,
например наклейки для машин в
виде клякс или царапин и т.п.
– характеризуются быстрым
Рис.10:
кривая продаж товара-причуды.
Однако, на взгляд автора данной курсовой,
на современном этапе развития НТР и экономики
подобное деление теряет свою актуальность.
Товары слишком быстро переходят из одной
категории в другую. Так, например, те товары,
которые недавно попадали в категорию
"причуд", сегодня нередко являются
модными, но привычными вещами. Это верно,
например, применительно к рынку услуг.
Взять хотя бы наращивание ногтей. Каких-то
10 лет назад для большинства населения
нашей страны само название такой услуги
являлось дикостью, сегодня если ни дорогими
гелевыми, то хотя бы доступными акриловыми
ноготками могут похвастаться многие
школьницы. То же и со сложными и простыми
товарами. Взять хотя бы уже излюбленную
автором тему (практически наболевшую)
мобильных телефонов. В 2000 году они явно
относились к сложным товарам, после покупки
которого потребитель долго штудировал
инструкцию, вздыхая тыкал кнопки, силясь
понять что к чему. Сегодня, хотя сотовые
телефоны стали в разы сложнее и нередко
по своей сложности и функциональности
превосходят персональные компьютеры
образца 2000 года, покупатели, совершив
покупку, часто даже не заглядывают в инструкции.
А уж обращаться с современными телефонами
умеют даже пятилетние дети (ярким примером
того для автора служит пятилетний сын
подруги). Можно привести и обратный пример.
В начале 90-х годов стиральная машина была
очень простым товаром, каждая хозяйка
практически без обучения понимала что
нужно повернуть и где нажать, чтобы постирать
бельё. Сегодня стиральная машина – это
сложная вычислительная техника, понятная
не каждой домохозяйке (возможно именно
поэтому в России они так часто ломаются,
а вовсе не из-за накипи, как утверждает
реклама).
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1
Рис.1:
кривая ЖЦТ. Сплошной линией обозначен
совокупный объём продаж отрасли, пунктиром
– совокупная прибыль отрасли.