Управление товарными запасами на предприятии и пути повышения его эффективности (на примере предприятии ООО «Техно»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 14:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение характеристику запасов, модели управления запасами и ее элементами, связанных с созданием и хранением запасов и основные этапы управления запасами.

В данной работе была поставлена задача, рассмотреть политику управления запасами на конкретном предприятии ООО «Техно», провести анализ, на основе которого сделать выводы об эффективности выбранной политики управления запасами, а также выдвинуть свои предложения по совершенствованию применяемой политики.

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование методов управления товарными запасами предприятия

1.1. Характеристика товарных запасов

1.2. Модели управления запасами и ее элементы

1.3. Оптимизация управления товарными запасами

2. Управление товарными запасами в ООО «Техно»

2.1. Организационно-экономическая характеристика

предприятия ООО «Техно»

2.2. Управление товарными запасами в ООО «Техно»

3. Рекомендации относительно улучшения управления товарными запасами на предприятии ООО «Техно»

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление запасами на .doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

    (ФИЛИАЛ) АНО ВПО ЦЕНТРОСОЮЗА РФ

«РОССИЙСКИЙ УНЕВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» 

    Кафедра товароведения и технологии торговых процессов 
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    По  курсу « Организация коммерческой деятельности»

    на  тему: « Управление товарными запасами на предприятии и пути повышения его эффективности (на примере предприятии                  ООО «Техно»)» 
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила студентка специальности

     «Экономика  и управлении 

    на  предприятии» 4 курса

    Сысуева М.В

    Научный руководитель: профессор,

     кандидат биологических наук Жидкин В.И  

Саранск 2010

Содержание: 

     Введение

    1. Теоретическое обоснование методов управления товарными запасами предприятия

     1.1. Характеристика товарных запасов

     1.2. Модели управления запасами и  ее элементы

     1.3. Оптимизация управления товарными запасами

     2. Управление товарными запасами в ООО «Техно»

     2.1. Организационно-экономическая характеристика

     предприятия ООО «Техно» 

    2.2. Управление товарными запасами в ООО «Техно»

    3. Рекомендации относительно улучшения управления товарными запасами на предприятии ООО «Техно»

     Заключение

     Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Запасы  различного рода играют важнейшую роль при функционировании любой экономической  системы и возникают практически  во всех звеньях народного хозяйства.

     Ни  одно предприятие не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.

     Управление запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала.

     Политика  управления запасами представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, снижение затрат на их обслуживание, создание системы контроля за их движением. Разработка политики управления запасами предусматривает такие этапы, как анализ товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде; определение целей формирования запасов; оптимизацию размера основных видов текущих запасов; оптимизацию всей суммы товарно-материальных ценностей организации; формирование эффективной системы контроля за движением запасов в организации.

     Задача  управления запасами возникает, когда  необходимо создать запас материальных ресурсов или предметов потребления  с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени (конечном или бесконечном). Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования практически любой организации необходимо создание запасов. В любой задаче управления запасами требуется определять количество заказываемой продукции и сроки размещения заказа. Спрос можно удовлетворить путём однократного создания запаса на весь рассматриваемый период времени или посредством создания запаса для каждой единицы времени этого периода. Эти два случая соответствуют избыточному запасу (по отношению к единице времени) и недостаточному запасу (по отношению к полному периоду времени).

     При избыточном запасе требуется более  высокие удельные (отнесённые к единице  времени) капитальные вложения, но дефицит возникает реже и частота размещения заказов меньше. С другой стороны, при недостаточном запасе удельные капитальные вложения снижаются, но частота размещения заказов и риск дефицита возрастает. Для любого из указанных крайних случаев характерны значительные экономические потери. Таким образом, решения относительно размера заказа и момента его размещения могут основываться на минимизации соответствующей функции общих затрат, включающих затраты, обусловленные потерями от избыточного запаса и дефицита.  

     Целью курсовой работы является рассмотрение характеристику запасов, модели управления запасами и ее элементами, связанных с созданием и хранением запасов и основные этапы управления запасами.

     В данной работе была поставлена  задача, рассмотреть политику управления запасами на конкретном предприятии ООО «Техно», провести анализ, на основе которого сделать выводы об эффективности выбранной политики управления запасами, а также выдвинуть свои предложения по совершенствованию применяемой политики.

     Запасы  могут иметь значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает затруднения со сбытом своей продукции, что, в свою очередь, может быть обусловлено низким качеством продукции, и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры.

 

      1. Теоретическое  обоснование методов  управления товарными  запасами предприятия 

    1. Характеристика  товарных запасов
 

     Возникновение теории управления запасов принято связывать с появлением в кон. XIX – нач. XX вв. работами Ф.Эджуорта и Ф.Харриса, в которых исследовалась простая оптимизационная модель для определения так называемого экономичного размера партии поставки для складской системы с постоянным равномерным расходом и периодическим поступлением хранимого продукта. В течение нескольких десятков лет эти работы оставались незамеченными. Быстрое развитие этой теории началось в годы второй мировой войны и сразу после нее в рамках группы прикладных математических дисциплин, традиционно объединенных названием «исследование операций». В настоящее время теория управления запасами наиболее естественно рассматривать как раздел общей теории управления.

     Однако, исторически, формирование этих научных  дисциплин происходило неодинаково. Теория (автоматического) управления как точная наука возникла в эпоху промышленной революции почти одновременно с основным и длительное время единственным объектом своего применения – сложными техническими, прежде всего промышленными, устройствами. Хотя разного рода запасы всегда играли важную роль в жизни человеческого общества, серьезный интерес к научному изучению процессов запасания появился лишь в середине прошлого века. Причем простота этих процессов кажущаяся, и интуитивные решения обычно далеки от оптимальности в отличие от большинства технических объектов. Ненадежность интуиции в управлении процессами снабжения связана с эволюционно приобретенной человеком склонностью к накопительству (а в этих задачах «больше» далеко не всегда «лучше»).

     Запасы  различного рода играют важнейшую роль при функционировании любой экономической системы и возникают практически во всех звеньях народного хозяйства.

     Материальные  запасы подразделяются на товарные и  производственные. Товарные  запасы – это готовая продукция у  поставщиков (сбытовая), на складах и базах (складская). Производственными считаются запасы, уже находящиеся у потребителей, но еще не вступившие в процесс переработки. С другой точки зрения, запасы можно классифицировать на расходные и резервные. Расходные предназначены для обеспечения потребностей производства при несовпадении сроков и размеров поступления и потребления ресурсов. Резервные должны удовлетворять потребности к пику продаж, страховать от задержек и срыва поставок, учитывать возможность чрезвычайного обстоятельства (мобилизационный запас). Иногда дополнительно определяют запас, находящийся в пути между звеньями системы или фазами производства.

     Основными факторами образования запасов  готовой продукции являются задержки, необходимые для:

  • накопления готовой продукции до размеров отгружаемых партий;
  • укомплектования партий поставки, если потребителю одновременно отгружается несколько номенклатур;
  • упаковки и затаривание продукции;
  • оформление отгрузочной документации;
  • погрузки в транспортные средства.

     Необходимость надежного обеспечения спроса, подкрепляемая серьезными экономическими последствиями недопоставок, вынуждает увеличивать запасы, что приводит к временному исключению из оборота значительных материальных ценностей. При необоснованном сокращении запасов возможна остановка производства. Применяемые к неаккуратному поставщику санкции лишь отчасти компенсируют убытки предприятия. Недостаток нужных населению товаров в розничной торговой сети возрождает забытые было очереди и может привести к негативным социально-экономическим последствиям. Решение проблем управления запасами дает оптимизация запасов.

     Можно сделать вывод, что управление запасами – это управленческая деятельность, объектом которой является материально-техническое  снабжение. 

     1.2. Модели управления запасами и ее элементы 

     Обеспечение потребностей хозяйственных, социальных и военных объектов в различных  материальных средствах включает в  себя три фазы: планирование, производство и распределение. Как правило, к  моменту реализации поставки данные, положенные в основу заявки, оказываются устаревшими и объем поставки уже не соответствует фактической потребности. Для предотвращения остановки продажи в случае недостаточности поставки у потребителей и в системе снабжения создаются запасы. К необходимости создания запасов приводят следующие факторы:

     1.  Дискретность поставок

     2. Случайные колебания

     - в спросе за интервал между  поставками;

     - в объеме поставок;

     - в длительности интервалов между  поставками.

     3. Предполагаемые изменения конъюнктуры:

     - сезонность спроса;

     - сезонность производства;

     - инфляционные ожидания;

     - ожидаемое повышения цен.

     Перечисленные факторы создают тенденцию к  увеличению запасов. 

     Имеется, однако, ряд соображений в пользу минимизации запасов:

     1. плата за физическое хранение  запасов;

     2. потери в количестве запаса (испарение, усушка, хищения);

     3. качественные изменения (ухудшение  потребительских свойств вследствие  необратимых процессов в хранимом  продукте);

     4. моральный износ.

     Управление  запасами заключается в установлении моментов и объемов заказа на восполнение их и распределении вновь прибывшей партии по нижестоящим звеньям системы снабжения. Совокупность правил, по которым принимаются эти решения, называется стратегией управления запасами. Отыскивание оптимальной стратегии является предметом теории оптимизации управления запасами.

     При сравнении стратегий учитываются  только переменные составляющие функции  затрат, зависящие от выбора стратегий, т.о. во многих моделях управления запасами удается игнорировать большую часть затрат на содержание управленческого аппарата (кроме расходов по оформлению поставок), а также пропорциональную объему партии стоимость производства материальных средств, которая на достаточно длительном отрезке времени определяется суммарным спросом и не зависит от организации снабжения.

     Математическая  формулировка задачи о нахождении оптимальной  стратегии зависит от исследуемой  ситуации. Однако общность учитываемых  факторов позволяет говорить о единой модели управления запасами. Приведем ее качественное описание, ограничившись для простоты одним складом, на который поступает случайный поток качественно однородных требований – заявок от потребителей. Заявки немедленно удовлетворяются до тех пор, пока их суммарный объем (с начала планируемого периода) не превысит начального запаса. Все последующие требования не могут быть обслужены тотчас же, вследствие чего потребитель простаивает и несет убыток. Этот убыток относится на счет системы снабжения – она выплачивает штраф. Время от времени запас хранимого имущества пополняется со склада вышестоящего объединения, центральной база или из промышленности, причем с каждым таким пополнением связаны определенные дополнительные затраты. Наконец, склад несет расходы по хранению находящегося в нем имущества. Требуется так выбрать момент и объем заказа на восполнение, чтобы суммарные затраты на хранение, штраф и поставки были минимальными. На работу склада могут быть наложены некоторые ограничения. В этих случаях разыскивается условный минимум затрат.

Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии и пути повышения его эффективности (на примере предприятии ООО «Техно»)