Упаковка товара и ее роль в товарной политике фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение зависимости упаковки товара на всех стадиях его жизненного цикла от его успешности на рынке, а также определение роли упаковки в товарной политике фирмы.
В курсовом проекте решаются следующие задачи:
 определение товара как понятия в маркетинге
 выявление особенностей влияния упаковки товара на его конкурентоспособность
 уточнение факторов, которые необходимо учитывать при создании упаковки товара
 нахождение роли упаковки товара на каждом этапе жизненного цикла товара

Содержание

Введение
1.Товар – понятие маркетинга
1.1 Жизненный цикл товара
1.2 Упаковка товара
2. Роль упаковки товара
2.1 Проблемы упаковки
2.2 Маркировка товара
2.3 Упаковка: путь от задумки до реального товара на полках
3. Упаковка товара и ее роль в товарной политике фирмы на примере бренда CocaCola
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Упаковка товара и ее роль в товарной политике фирмы.doc

— 1.87 Мб (Скачать документ)

 Транспортная маркировка наносится цифрами в виде дроби, где в числителе указывается порядковый номер по книге приема груза к перевозке (например, амбарная книга портового склада) или по принятой системе компьютерного учета и через тире - количество мест в данной партии. В знаменателе проставляют условный номер дороги отправления и через тире - условный номер станции отправления.

 Носители маркировки подразделяются на этикетки, ярлыки, вкладыши, бирки, кольеретки, контрольные ленты, клейма, штампы и др. По своей структуре маркировка обычно включает три элемента: краткий текст, рисунок, условные обозначения товара или информационные знаки. Текст маркировки является самым распространенным и наиболее емким по количеству предоставляемой покупателю информации элементом маркировки.

Экологические маркированные знаки (экомаркировка) - комплекс знаков, предназначенных для информации потребителей об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их применения, эксплуатации или утилизации.[2]

 Манипуляционные знаки формируют комплекс условных обозначений, предназначенных для информации о способах обращения (хранения, складирования, перевозки, погрузки-выгрузки и др.) с грузами (тарой) и товарами. Манипуляционные знаки (предупредительные надписи), указывающие на способы обращения с грузом, наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары.

2.3 Упаковка: путь от задумки до реального товара на полках

 

Итак, рассмотрим, какие этапы проходит упаковка товара.

Сложившаяся схема разработки дизайна упаковки продукта представлена в таблице 1.

Таблица 1. Схема работы над дизайном упаковки продукта с минимальной ролью маркетолога

Этап 1

Создание основной идеи, образа упаковки

Этап 2

Подготовка и выдача технического задания дизайнерам (большой раздел составляют технические и стоимостные ограничения)

Этап 3

Рассмотрение вариантов, предложенных дизайнерами. Выбор оптимального варианта

Этап 4*

Тестирование дизайна упаковки: выбор методов оценки, разработка сценария тестирования, обработка результатов исследования

Этап 5*

Внесение изменений в дизайн с учетом мнений потенциальных потребителей


* Этап присутствует не всегда.

Часто получается, что маркетолог, осуществляющий связь с потребителями, имеющий возможности для выявления их вкусов и ожиданий, идет на поводу у исследователей, производственников и дизайнеров. Должен ли он быть ведущим в процессе создания упаковки продукта? На стороне маркетолога — знания о поведении потребителей, психологических особенностях восприятия. Но у хорошего дизайнера есть возможность самому участвовать в формировании взглядов населения. Кроме того, ему доступен весь арсенал средств изобразительного искусства, накопленный тысячелетиями. Можно уверенно сказать, что ведущим должен быть тот, кто может лучше ответить на вызовы рынка. Нам представляется, что для осуществления продуктивного сотрудничества с дизайнером маркетологу необходимо ознакомиться с правилами дизайна и присовокупить эти знания к уже имеющимся. Следует сразу определить, что мы имеем в виду под «правилами дизайна». Это:

      основные приемы композиции;

      теория форм и объемов;

Этапы работы маркетолога над созданием упаковки товара продукта.

Продуманное участие отдела маркетинга в разработке упаковки производится в последовательности, показанной в таблице 2.

Таблица 2. Этапы работы маркетолога над упаковкой продукта

  Этапы работы

Цели

Задачи

Источники необходимой информации

Нулевой этап

Определение концепции продукта

      Формулирование гипотез о потреблении и целевых группах

      Учет сознательных и подсознательных желаний потребителей

      Изучение продукции конкурентов

Результаты собственных исследований и исследований в отрасли

Первый этап

Создание образа продукта

      Исследование эмоционального восприятия продукта потенциальными потребителями

      Анализ образа производителя в глазах потребителя

Результаты собственных исследований и гипотезы

Второй этап

Определение приоритетов

      Выбор концепции дизайна (классика или авангард), учет традиций и связи с дизайном упаковок ранее выпущенных продуктов

 

Третий этап

Определение возможностей для визуализации

      Подбор ассоциативного ряда

      Подбор изобразительного материала для визуализации ожиданий, ассоциаций, желаний потребителя

Результаты исследований восприятия цветов, форм и объемов

Четвертый этап

Обработка и изучение собранного материала

      Исследование цветов, тональностей,

      Выделение элементов, обеспечивающих передачу настроения, желаний, эмоций

      Изучение изобразительных средств, используемых в рекламной кампании Обобщение: какие из имеющихся средств мы хотим применить в дизайне упаковки

Классическая теория контрастов цветов, контрастов и композиции

Пятый этап

Формулирование технического задания

      Определение целей и приоритетов

      Формулирование технических и эстетических ограничений

      Определение информации, содержащейся на упаковке

      Выдача задания и материалов дизайнеру

 

Шестой этап

Оценка макета упаковки и выбор оптимального варианта силами отдела маркетинга производителя

      Индивидуальная оценка упаковки.

      Оценка дизайна упаковки в корпоративном блоке.

      Оценка дизайна упаковки относительно продукции конкурентов

Методы оценки в реальных условиях торгового зала:учет возможного освещения, особенностей расположения и выкладки

Седьмой этап

Оценка упаковки относительно конкурентов предполагаемыми потребителями и продавцами

Внесение изменений в макет упаковки

 

Упаковка — это носитель закодированной информации не только о самом продукте, но и о производителе. Поэтому на первом этапе работы очень важно учесть эмоциональное отношения потребителя к создателю продукта. Для только вступивших на рынок или небольших производителей стоит задача обратить на себя внимание и возбудить интерес к продукту при невозможности крупных затрат на рекламу. Достичь этого можно использованием оригинальных дизайнерских решений. Образ же крупного, хорошо зарекомендовавшего себя в глазах покупателя производителя формируют убедительность и характер обращения к историцизму и традиционализму в образе марки. При выборе концепции дизайна упаковки (эпоха, стиль, материал, шрифты) необходимо ответить на вопрос: чего покупатели ждут и хотят от известного производителя?

В целом задачи дизайна должны соотноситься с общей стратегией проектирования упаковки, выбранной для данного продукта (табл. 3).

Таблица 3. Основные стратегии при проектировании упаковки

  Стратегия

Цели

Задачи при проектировании упаковки

1. Прямой вызов

Уверенно заявить о себе как о лучшей (или достойной) альтернативе лидерам. Прямой вызов конкурентам и их самым сильным маркам

Выявление сильных сторон дизайна лидирующих марок конкурентов и совершенствование собственного стиля. Возможно использование «марок-камикадзе»

2. Имитация

Достижение максимального сходства с лидером

Использование аналогичных применяемым конкурентами приемов дизайна, проверенных дизайнерских решений

3. Наступление

Атака на более слабые позиции конкурентов и вытеснение слабых противников

Выделение марок и корпоративного блока с помощью изобразительных средств

4. Инфильтрация

Использование ошибок и упущений конкурентов

Выделение и демонстрация преимуществ упаковки собственного продукта на фоне неудачных дизайнерских решений конкурентов. Заполнение пустующих мест в продуктовой линии (размер, форма, характер использования упаковки)

5. Оборона

Укрепление позиций

Устранение ошибок, недоработок в дизайне, укрепление корпоративного блока

После того как стратегия определена, остается уточнить, на чем сделать акцент: вкусе, полезности, цене, уникальности или типичности, новизне или традиционности, репутации производителя или популярности продукта, вызове обществу или конформизму, гармоничности или броскости. Обобщенная информация затем передается дизайнерам для создания макета упаковки.

Рассмотрим подробно некоторые моменты, которые маркетолог должен учесть при формулировании технического задания на разработку упаковки продукта. [26]

Выбор типа композиции

Выбор композиционного решения должен быть осознанным. Существуют два основных типа композиции (табл. 4):

Симметричная — базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов (симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии — равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому телу и большинству животных).

Асимметричная — основана на динамическом равновесии, когда динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого (характерна для растительного мира и большинства объектов неживой природы).

Композиция, использованная на упаковке товара, должна говорить не только о товаре, но и нести информацию о производителе.

Таблица 4. Восприятие композиционных решений упаковки

  Вид композиции

Восприятие

Симметричная

                Приверженность производителя традициям, соблюдение старинных рецептов и способов изготовления товара; консерватизм, не- подвластность изменчивой моде

                Любовь к порядку, серьезность, продуманность

                Постоянство и ответственность, солидность, надежность, требовательное отношение производителя к своей продукции, устойчивое положение на рынке

                Официальность, идеи державности (большинство государственных гербов симметричны)

Асимметричная

                Свобода, раскованность, динамичность, энергия, напор, активность

                Сила, агрессивность

                Новизна, революционность

                Изящность, легкость, утонченность, богемная элитарность

                Сладострастность, выраженное гендерное начало (женственность или мужественность)

                Кратковременность выгодного предложения (в сочетании с со- общением о большем объеме упаковки за ту же цену, информацией о лотереях)

                Творческий поиск, стремление производителя к новизне и пере- менам или непостоянство, метания

                Неформальный подход

 

Выбор цвета упаковки.

Зарубежные и отечественные специалисты уделили большое внимание особенностям восприятия цветов, доказав, что посредством обращения к эмоциям покупателя возможно побудить его совершить покупку. Как правило, использование определенных цветов на упаковке связано с общим образом марки и несет в себе те же стимулы и образы, что и реклама данного продукта. Например, синий цвет банки кофе Maxell House привлекает людей, рассматривающих процесс кофепития как приятный отдых, в то время как красный у Nescafe призывает взбодриться, преодолеть трудности, вызывает радостное волнение от предвкушения наслаждения. С позиции цветовых ассоциаций не совсем оправданным выглядит применение красного в упаковке 6%-ного молока «Домик в деревне»: волнение и активность не уживаются с образом сельской идиллии и домашнего уюта, который олицетворяет спокойная бабушка-хозяйка. А вот зеленый фон пакета кефира той же марки делает картину целостной.

Некоторые виды продуктов традиционно требуют использования определенных цветов: молочные изделия — белого, зеленого и синего, цвета сочной травы и неба, хлебобулочные — желтого, песочного и коричневого. Смешанные тона, редко присутствующие в живой природе (ярко-фиолетовый), могут вызвать подсознательное недоверие к продукту питания и сомнения в его натуральности.

В дополнение к этой области знания нам хотелось бы привести краткие результаты исследований компании «Юнион-Стандарт Консалтинг» по восприятию цветовой гаммы элитных алкогольных напитков (винной и водочной продукции). Мнения потребителей таковы:

      предпочтительно использование не более двух-трех цветов;

      цвета должны быть чистыми (не смешанными);

      черный цвет должен быть одним из примененных в оформлении;

      использование золота и серебра должно быть очень лаконичным и ненавязчивым, гораздо больший эффект имеют удачные сочетания цветов и контрасты.

Дизайн упаковки, как известно, определяет первое впечатление потребителя о товаре. Положительное или отрицательное отношение к продукту может сформироваться, если цветовое решение упаковки соответствует/не соответствует жизненным установкам и убеждениям человека. [26]

Изобразительные элементы упаковки.

В техническом задании на разработку упаковки маркетолог должен определить количество и значимость (размер) основных информационных элементов, отметить возможность включения изобразительных элементов и указать их желаемое процентное соотношение на упаковке (см. табл. 5). Роль изобразительных элементов возрастает в области продуктов питания, где простая, порой прямоугольная, форма упаковки является серьезным ограничением для фантазии дизайнера. Успех дизайна в этом случае зависит от того, насколько удачно организованы плоскости. Продукты, предполагающие вариации формы упаковки, могут не использовать изобразительных элементов вообще, как, например, некоторые элитные алкогольные напитки.

Информация о работе Упаковка товара и ее роль в товарной политике фирмы