Туристический рынок России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 03:08, курсовая работа

Описание

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы обусловлены следующими реалиями и положениями. Во-первых мы должны рассмотреть основы государственной политики, координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральной программы и анализ состояния национально¬го туризма.

Содержание

1.Введение.............................................................................................стр.3
2. История развития российского туристического рынка...............стр.6
3. Особенности современного туристического продукта
России .............................................................................................стр.12
4. Коммуникативность туристических фирм....................................стр.17
5. Анализ средств, конкуренция в туристическом бизнесе............стр.20
6. Маркетинговая деятельность российских туристических
фирм....................................................................................................стр.23
7. Заключение.......................................................................................стр.27
8. Библиография..................................................................................стр.30

Работа состоит из  1 файл

ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИ.docx

— 50.66 Кб (Скачать документ)

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
по маркетингу 
на тему : 
« ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИ » 
 
МОСКВА 1998 г. 
СОДЕРЖАНИЕ : 
1.Введение.............................................................................................стр.3 
2. История развития российского туристического рынка...............стр.6 
3. Особенности современного туристического продукта 
России .............................................................................................стр.12 
4. Коммуникативность туристических фирм....................................стр.17 
5. Анализ средств, конкуренция в туристическом бизнесе............стр.20 
6. Маркетинговая деятельность российских туристических 
фирм....................................................................................................стр.23 
7. Заключение.......................................................................................стр.27 
8. Библиография..................................................................................стр.30 
 
1.Введение. 
Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы обусловлены следующими реалиями и положениями. Во-первых мы должны рассмотреть основы государственной политики, координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральной программы и анализ состояния национально¬го туризма.  
Также мы рассмотрим финансовые и материальные ресурсы туристичес¬ких, банковских и иных коммерческих структур, работающих в целях содействия в реализации программ развития туризма, создания национальных гостиничных сетей и строительства, реконструкции гостиниц, турис¬тических объектов и комплексов, их финансирования, инвестици¬онного проектирования, продвижения национального туристичес¬кого продукта на внешние рынки. 
В курсовой работе мы учтем, что 3 декабря 1996 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Он направлен на создание и укрепление в России цивилизованного и конкурентоспособного туристского рынка, ко¬торый может внести весомый вклад в развитие национальной эко¬номики и создание соответствующей мировому уровню инфра¬структуры туризма. При подготовке были проанализированы опыт законодатель¬ного регулирования 62 стран, рекомендации ВТО. материалы меж¬дународных конференций по туризму. 
Прежде всего Законом определяются принципы государствен¬ной политики в сфере туристских услуг: 
— государство признает туристскую деятельность в качестве одной из приоритетных отраслей экономики РФ и берет на себя финансирование и ответственность за формирование представ¬ления о России как о стране, благоприятной для туризма; 
— целями государственного регулирования туристской дея¬тельности согласно Закону являются охрана окружающей среды, развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, создание условий для деятельности, направленной на воспита¬ние, образование и оздоровление туристов; 
— приоритетными направлениями государственной поддержки туристской деятельности являются развитие внутреннего, выезд¬ного, социального и самодеятельного туризма; 
— государственное регулирование туристской деятельности бу¬дет осуществляться с помощью установленных правил въезда и пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма. 
Закон четко определяет основные дефиниции сферы туризма: такие как «туризм», «турист», «туристская деятельность», «туристская индустрия», «туристский продукт», «туроператорская деятельность», «турагентская деятельность», «туристская путевка», «туристский ваучер» и др., что должно положить конец разнобою в их толковании и позволит четко устанавливать и использовать экономические нормативы в работе предприятий туристского рынка. 
В курсовой работе мы рассмотрим прин¬ципы деятельности турфирм, среди которых:  
—в целях защиты прав и интересов туристов осуществляются ли¬цензирование и стандартизация деятельности турфирм и объектов туристской индустрии, а также сертификация туристского продукта: — турфирмы, получившие лицензии на осуществление туристс¬кой деятельности, будут публиковаться в Федеральном реестре турфирм, что значительно поможет разобраться в надежности последних; 
— реализация турпродукта осуществляется на основании дого¬вора, заключаемого в письменной форме и соответствующего российскому законодательству, что выбивает почву из-под ног продавцов «тайм-шера», ссылающихся на то, что они действуют по законодательству Кипра, Сейшельских и т.п. островов; 
— договор купли-продажи турпродукта должен содержать ин¬формацию не только о турфирме, продающей путевку (№ лицен¬зии, юридический адрес, банковские реквизиты), но и о туроператоре, организующем всю поездку; 
— в целях безопасности туристов турфирмы должны предос¬тавлять туристам полные сведения об особенностях путешествия и возможных опасностях и осуществлять предупредительные ме¬ры, направленные на обеспечение безопасности туристов; 
— в целях предоставления медицинской помощи туристам при внезапном заболевании или несчастном случае турфирмы должны заключать соответствующие договоры со страховыми компаниями и предоставлять туристам страховой полис на русском языке и языке страны временного пребывания. 
Надо отметить, что в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» особое внимание уделено также правам и обязанностям туриста: 
— турист вправе потребовать от турфирмы предоставления ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Ссылка на цепочку посредников в туризме теперь противоправна;  
— возмещение убытков при расторжении договора осуществ¬ляется в соответствии с фактическими затратами сторон, но не более двухкратного размера стоимости туристского продукта; 
— турист обязан соблюдать законодательство страны пребы¬вания, уважать ее обычаи и традиции, сохранять окружающую сре¬ду и памятники культурно-исторического наследия. 
Таким образом новый закон положил начало формированию законодательной базы сферы туризма, что благоприятно действует не только на маркетинг, но и на весь спектр совершенствования туристических услуг российским гражданам. 
В ту¬ризме руководители фирм очень сильно ориентированы на практику и думают и действуют соответственно имеющемуся у них опыту. Противоречия между теорией и практикой, между маркетинговыми исследованиями и маркетинговым планированием вряд ли могут быть в обозримом будущем преодолены. 
Важнейшей причиной такого положения вещей является, несо¬мненно, тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могли без особых усилий и маркетинговых исследо¬ваний постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства услуг. Продолжавшийся в Европе до недавнего вре¬мени экстенсивный рост туризма, а также безусловно обещающий быть длительным экстенсивный рост спроса на туруслуги в России (если будут поступательно развиваться экономика и доходы насе¬ления и удастся избежать политических потрясений) — обуслов¬ленный огромным количественным потенциалом рынка высоким уровнем образования населения, готовностью расходовать деньги на отдых и традиционной щедростью русских на отдыхе, — не стимулируют в краткосрочной перспективе маркетинговую актив¬ность предприятий туризма. 
2. История развития российского туристического рынка. 
Первые экскурсии проводились еще в XVII веке для учащихся школ закрепления учебного материала. Вели¬кий просветитель древности Платон в своей знаменитой Академии считал нормой образования беседы в пути, обучение в режиме прогулки. 
Прародителем краеведения и экскурсий в России сччтается сам император Петр Великий, который любил лично водить делегации иностранных гостей по Санкт-Петербургу. В 1786 году с рекламной целью была совершена массовая экскурсия на гору Монблан в Альпах, отчего участники дальнейших восхождений стали называть себя альпинистами. 
Исторические справочники отмечают , что первое туристическое путешествие массового характера состоя¬лось более 150 лет тому назад в Англии, когда в 1841 году предприниматель Томас Кук осуществил перевозку 600 человек с целью прогулки на железнодорожном со¬ставе. В 1845 году им же было организовано путешест¬вие в г. Ливерпуль с проведением там экскурсии. В 1847 г. Томас Кук организовал туристское обще¬ство, которое стало распространять билеты (путевки) не только в Англии, но и за ее пределами.В 1863 году Куком было организовано большое пу¬тешествие англичан в Швейцарию, а в 1868 - в Север¬ную Америку.В 1882 году он организовал первое кругосветное туристское путешествие. Томас Кук впервые создал специфический турист¬ский продукт - тур, заключая договора с железнодорож¬ными и пароходными компаниями, гостиницами и ресто¬ранами на обслуживание туристов.  
Первый альпинистский клуб в России был создан в 1877 году в Тифлисе при Кавказском обществе естество¬знания, а в 1900 году в России было образовано Русское горное общество.С 1889 года в России издается журнал "Русский ту¬рист", который был закрыт в 1917 году. 
В 1890 году создается Крымский горный клуб, кото¬рый, объединившись с Кавказским, стал называться Крымско-Кавкаэским горным клубом с центром в г. Одессе и филиалами в Ялте, Севастополе, Екатеринославе, Гаграх, Баку, Феодосии и других городах России. При этом клубе было создано экскурсионное бюро. 
Первые экскурсии школьников были проведены в 1870 году с учениками Александровской школы в Тифли¬се. Первой русской туристской организацией было об¬щество велосипедистов-туристов ("Русский турингклуб"), созданное в 1885 году в Петербурге. Устав клуба был ут¬вержден товарищем министра внутренних дел России Шебеко Н.И. У этого клуба были филиалы в Киеве, Моск¬ве, Харькове, Тобольске, Риге и Благовещенске. 
На базе этого клуба в 1895 году в России было соз¬дано Российское общество туристов, которое ставило своей целью организации путешествий внутри страны и за рубежом. Данное общество впервые провело путеше¬ствие паломников к святым местам. При обществе была комиссия по организации экскурсий для школьников по России. В 1911 году правление общества переезжает в Москву. К 1914 году в обществе насчитывалось около 5000 членов. Оно просуществовало до 1928 года и было ликвидировано, а в 1929 году создается общество про¬летарского туризма, которое в 1930 году преобразова¬лось в Всесоюзное добровольное общество пролетар¬ского туризма и экскурсий, куда входили такие акцио¬нерные общества как "Советский турист", "Украинское межпаевое экскурсионное товарищество", "Турист Грузии". В 1929 году было создано Всесоюзное акционер¬ное общество "Интурист" с отделениями и представи¬тельствами во многих городах СССР и за рубежом. 
В 1936 году руководство внутренним туризмом по¬ручается профсоюзам в лице ВЦСПС, в котором было образовано Центральное туристско-экскурсионное управление с отделениями в республиках и городах страны. 
В 1962 году это Управление преобразовано в Цен¬тральный Совет по туризму, а в 1969 году - Центральный Совет по туризму и экскурсиям. 
Организация молодежного туризма была поручена ЦК ВЛКСМ, который в 1958 году создает свою турист¬скую структуру - Бюро международного молодежного ту¬ризма "Спутник". Организацией детского туризма занималась соз¬данная еще в 1918 году и преобразованная в 1932 году Центральная детская экскурсионно-туристская станция. 
Движение самодеятельного туризма было подчине¬но Всесоюзному добровольному спортивному обществу профсоюзов и Центральному туристскому клубу. 
Свою туристскую структуру создало также Мини¬стерство обороны и ряд других министерств и ведомств.В настоящее время бывшие монополисты туризма -"Интурист", "Спутник", Центральный Совет по туризму и экскурсиям преобразовались в акционерные общества и холдинг-компании, а координацию туризма в России взял на себя Государственный комитет по физкультуре и ту¬ризму. 
Таким образом, развитие массового туризма совет¬ского периода можно условно подразделить на 4 этапа: 
• с 1917г. по 1929 год - в рамках бывшего Российского общества туристов; 
• с 1930г. по 1936 год - в рамках Всесоюзного добро¬вольного общества пролетарского туризма и экскур¬сий; 
• с 1936г. по 1969 год - в рамках ВЦСПС: 
• с 1969г. по 1991 год - в рамках Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). 
В настоящее время в России туризм является развивающейся отраслью. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных струк¬тур, так и в области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации. 
За период с 1970 по 1991 год доля бывшего СССР по числу прибытий в мире возросла с 1,3 до 1,5%, а по валютным поступ¬лениям в платежном балансе снизилась с 1,14 до 1,06%. Выезд¬ной туризм в бывшем СССР с 1970 по 1988 годы характеризовался низкими среднегодовыми темпами роста на уровне 4,8%.  
После отмены государственного регулирования и финансиро¬вания туризма, а также Указа Президента РСФСР № 213 от 15 нояб¬ря 1991 года «О либерализации внешнеэкономической деятель¬ности на территории РСФСР», открывшего для всех предприятий возможность осуществления внешнеэкономических операций, про¬изошло резкое, почти двукратное увеличение туристических поез¬док за границу (на 20% в год). 
По данным Государственного комитета России по статистике, в 1994 году в выездном туризме произошли определенные изме¬нения: сократилось количество деловых (служебных) поездок, а доля поездок по линии туристических фирм поднялась с 18,6% в 1993 году до 27,6% в 1994 году, что означает переориентацию основных выездных потоков в пользу организованного туризма. 
Туристические потоки по разному формируются в различных регионах России. Основными потребителями являются регионы с наиболее высоким процентом городского населения. На Централь¬ный. Северо-Западный и Уральский регионы приходится большая часть всех зарубежных поездок российских граждан. 
В 1994 году российские туристы побывали в 123 странах всех континентов. Среди наиболее посещаемых регионов мира оказа¬лась Юго-Западная Азия, наделю которой пришлось 33.8% всего туристического потока из России. 
Средиземноморский остров-курорт Кипр вошел в число пятнад¬цати наиболее посещаемых стран. Число россиян, отдыхающих на Кипре, увеличилось в 1994 году в 8 раз. А вот потоки в Цент¬ральную и Восточную Азию сократились на 13,8% при увеличении количества туров на 53,6%. 
Что касается развитых капиталистических стран, удельный вес США в общем объеме туристических поездок составил 35,9%, из них 96,4% принадлежит Соединенным Штатам Америки. Страны Европы, столь популярные во всем мире и привлекающие миллио¬ны туристов своими памятниками архитектуры и отдыхом на море, встретили в 2,7 раза больше российских туристов, чем в 1993 году, причем доля Испании в общем объеме поездок составила 2,8%, Италии — 2,1%, Франции — 1,7%, Германии — 1,5%. 
Имеет тенденцию к росту организованный туризм в восточно¬европейские страны — прежде всего в Польшу и Болгарию, на долю которых приходится 11% и 2,9% соответственно. Впервые были организованы туры в Австралию и Африку. Общий объем выездного туризма существенно снижен, что повлияло на увеличение дебитового сальдо платежного баланса по статье «Туризм» в 1,8 раза по отношению к 1992 году. 
Среди различных видов иностранного туризма в Россию наи¬более высокие темпы роста характерны для делового, индивиду¬ального и специализированного туризма. Так, в первом полугодии 1995 года на долю деловых и служебных поездок пришлось 45,4% прибытий иностранных граждан, на долю организованных туристи¬ческих поездок — 45,4%, частных — 6,4%. 
Одним из наиболее перспективных и высокоприбыльных видов иностранного туризма может стать конгрессный, для которого ха¬рактерны высокий платежеспособный спрос, ориентация на товары и услуги высшего класса. 
Маршрутный и курортный туризм малоэффективны. По оценке ВАО «Интурист», в 1992 году по сравнению с 1989 годом эти виды иностранного туризма в Россию сократились на 49%. Практически полностью прекратился организованный туризм из стран Восточной Европы, который ранее составлял 60% выездного туризма. 
Серьезный ущерб маршрутному туризму в России нанес распад СССР, потому что традиционные маршруты проходили по центрам нескольких республик, а вне этих маршрутов отдельные регионы не являются особенно интересными. 
По данным Государственного комитета по статистике Российс¬кой Федерации, в 1994 году из Германии прибыло 17,8% туристов из общего потока, из Китая —15,2%, Соединенных Штатов Америки — 13,4%, Франции — 8,6%, Финляндии — 6,9%.  
Развитие международного туризма в РФ потребовало создания соответствующей нормативно-правовой базы этого вида предпри¬нимательской деятельности. 
В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией, которая на¬носит ущерб всей отрасли, теряющей привлекательность для за¬рубежных и российских потребителей, было принято Постановле¬ние Правительства Российской Федерации № 1222 от 12 декабря 1995 года «О лицензировании международной туристической де¬ятельности». В нем конкретизировалось поня¬тие международной туристической деятельности, под которой по¬нимается прием иностранных туристов на территорию Российс¬кой Федерации и направление туристов за рубеж, и формировались условия лицензирования, обязательного для данного рода дея¬тельности. Для получения лицензии необходимо заявление тур-фирмы с указанием наименования организационно-правовой фор¬мы, юридического адреса, номера счета, копии учредительных до¬кументов, заверенные нотариусом, копия свидетельства о госу¬дарственной регистрации, документ налогового органа о поста¬новке на учет. 
Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне цен¬ной бумаги на предъявителя и являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. 
Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и документов. Лицензия выдается сроком на три года, причем при ликвидации юридического лица она теряет силу. 
Стоимость лицензии определяется Положением «О порядке уплаты и сбора за выдачу лицензии на осуществление междуна¬родной туристической деятельности» и составляет 50 минималь¬ных размеров оплаты труда, установленных в России. 
С 15 декабря 1996 г. в РФ введены лицензии нового образца на право осуществления международной туристической деятельности. Они значительно отличаются от лицензий старого образца и содержат следующие сведения: 
— регистрационный номер и дату внесения туристической фир¬мы в специализированный реестр туристических фирм, дейст¬вующих на территории РФ и имеющих право на осуществление международной туристической деятельности: — вид деятельности — международный туризм: — получатель лицензии — юридическое лицо с указанием его организационно-правового статуса, наименования и юридического адреса; физическое лицо — фамилия, имя, отчество предприни¬мателя, его паспортные данные и адрес; — срок действия лицензии, с указанием даты.  
Лицензия нового вида выдается ГКФТ РФ и региональными ор¬ганами управления туризмом, либо другим органом управления, с которым ГКФТ РФ заключил договор на делегирование ему права выдачи лицензий на осуществление международной туристической деятельности, подписывается руководителем и заверяется гербо¬вой печатью. 
В лицензии нового образца есть строка о продлении срока действия лицензии организацией, ее выдавшей. 
Лицензии старого образца действительны до указанной в них даты, после чего они могут быть продлены (если ранее они были выданы на 1 год), либо переоформлены. 
Следует отметить, что Постановление Правительства РФ «О лицензировании международной туристической деятельности» ре¬ализовано не в полной мере. Проверка антимонопольного коми¬тета в 1996 г. показала, что только 87% фирм, занимающихся международной туристической деятельностью, имеют соответст¬вующие лицензии, а это значит, что 23% фирм работают неза¬конно. При наличии многочисленных нарушений турфирмами фе¬деральных законов на всей территории России аннулирована лишь 141 лицензия и приостановлено действие 29. 
Большое значение для развития международного туризма сы¬грали и различные приказы и инструкции Государственного та¬моженного комитета, а также Постановление Правительства Рос¬сийской Федерации «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу товаров, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности» от 18 июля 1993 года, которые определили порядок въезда и выезда, пере¬мещения товаров и денежных средств в виде валюты.

После прекращения  централизованных капиталовложений в  от¬расль особую актуальность представляет поиск источников финан¬сирования. Индустрия туризма в целом  отличается высокой капи¬талоемкостью. Созданная для осуществления  инвестиций в от¬расль. «Интурист-Холдинг  компания» принимала участие  в фи¬нансировании собственными и заемными средствами строительст¬ва 18 объектов на территории России, среди  которых крупные гости¬ницы в  Новгороде, Пскове, Нальчике, Владимире. Уставный и обо¬ротный фонды холдинга сформированы частично из вкладов учре¬дителей, но большей частью из кредитов банков и средств, зара¬ботанных самим  холдингом. 
Помимо отечественных источников финансирования, важное место отводится привлечению иностранных инвестиций. В Рос¬сийской Федерации инвесторов может привлечь быстрота окупае¬мости вложенного капитала, относительно недорогая рабочая сила, а также потенциальный доступ продукции на рынки России и стран Содружества независимых государств (СНГ). Возможно использование современных технологий и оборудования, внед¬рение более эффективных методов обслуживания Но вместе с тем условия для инвестиций в индустрию туризма в Российской Федерации в настоящее время нельзя считать благоприятными, пока не определены отношения собственности и вопросы продажи земли, отсутствуют гарантии государства по иностранным инвес¬тициям и стимулирующие налоговые и кредитные условия для за¬рубежных предпринимателей. 
22 декабря 1995 года был издан Указ Президента России «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» , в котором отмечалось, что в целях обеспечения условий развития в России индустрии туризма разработана кон¬цепция реорганизации и развития туризма, одобрена инициатива Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму. Национального фонда спорта. Национальной туристической ассоциации, АО «Интуртранс», «Интурист-Холдинг компания», «Мосинтур» и коммерческого банка развития иностран¬ного туризма «Интурбанк» о создании финансово-промышленной группы — Национальной туристической корпорации, которая будет освобождена от обязательной продажи 50% валютной выручки на три года с даты регистрации, при условии направления средств на развитие производственной и хозяйственной базы туризма. 
Федеральная программа развития туризма в Российской Фе¬дерации, утвержденная Указом Президента РФ от 26.02.96 № 177, содержит анализ состояния сферы туризма в России и отмечается, что на долю нашей страны приходится менее 1,5% мирового туристического потока. Дефицит платежного ба¬ланса по статье «Туризм» в 1994 году составил 5 миллиардов дол¬ларов США. Материальная база туризма на 80% нуждается в ре¬конструкции, наблюдается дефицит квалифицированных кадров и отсутствие системы научного и рекламно-информационного обес¬печения продвижения национального продукта на внешний рынок. 
Далее федеральная программа содержит основные меры по развитию туризма. Главной целью является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного турис¬тического комплекса, обеспечивающего возможности для удовлет¬ворения потребностей российских и иностранных граждан в ту¬ристических услугах, большое количество дополнительных рабо¬чих мест, налоговых поступлений в бюджет и сохранение культур¬ного и природного наследия. 
Затем в ней рассматриваются меры по реализации программы. Туризм включен в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики. Формируются экономические механизмы стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в данную сферу и защиты внут¬реннего рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот. Предполагается введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности, а также создание благоприятных условий для кооперации в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы. 
Для реализации поставленных целей наряду с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму, обеспечивающим государственное регулирование отрасли, будут действовать Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте России и финансово-промышлен¬ная группа — Национальная туристическая корпорация. 
 
3. Особенности современного туристического продукта России. 
Проблема дефиниции турпродукта остается актуальной вплоть до настоящего времени. Отсутствие четкого определения вызывает методические трудности в учете результатов экономической дея¬тельности предприятий туризма, сертификации турпродукта, стати¬стическом учете туризма. Определение, данное в Федеральном за¬коне "Об основах туристской деятельности в Российской Федера¬ции" и устанавливающее, что "туристский продукт — это право па тур, предназначенное для реализации туристу" (Глава 1, ст. 1), на наш взгляд, только усугубляет разногласия по данному вопросу. В первую очередь, следует отметить, что постановка знака равенст¬ва между экономической категорией "продукт" и юридической ка¬тегорией "право" является логической ошибкой. 
Туристский продукт - это комплекс услуг, предос¬тавляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам). В настоящее время в России этот комплекс услуг предоставляют специализи¬рованные предприятия, организации и учреждения, предоставляющие услуги по размещению: гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, частные квартиры и дома, туристские базы, дома отдыха, приюты; предприятия питания: рестораны, столовые,кафе, бары, фабрики-кухни и др; 
фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием: автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др; 
туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта: туристские бюро, экскурсионные бюро, туристские агентства, бюро реализации путевок. 
Туристскую ин¬дустрию в России также формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного, городского и других видов транспорта, дорожные и городские коммунальные служ¬бы, организации связи, торговли, предприятия по произ¬водству товаров народного потребления и т.д. 
Развитие российского туристского продукта зависит от множе¬ства факторов: 
• наличия туристско-рекреационных ресурсов: 
• наличия развитой инфраструктуры региона; 
• наличия квалифицированных кадров; 
• государственной поддержки туризма; 
• демографических и социальных факторов; 
• факторов риска; 
• политических и экономических факторов; 
• научно-технического прогресса, традиций и др. 
В настоящее время сложились следующие видов и формы туризма в России. По целям деятельности: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.  
По степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный. 
По форме участия: индивидуальный: групповой; семейный. 
По возрасту: зрелый; молодежный; детский: смешанный. 
По продолжительности: однодневный; многодневный: транзитный. 
По использованию транспортных средств: автомобильный: железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный. 
По сезонности: активный туристский сезон; межсезон (полусезон); несезон. 
По географии: межконтинентальный: международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный. 
По способу передвижения: пешеходный; с использованием средств; 
с использованием экзотических видов транспорта(канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан ). Российские туристские услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, воз¬можность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, возможность занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др., т.е. туризм сочетает в себе экономический, социальный, гу¬манитарный, воспитательный и эстетический факторы. 
В высокоразрядных российских отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает до 500. В ряде случаев девизом обслуживания является: "У нас нет таких услуг, которые бы мы не могли Вам пре¬доставить". 
В бывшем СССР по состоянию на 1990 год насчитывалось около 350 тысяч мест размеще¬ния туристов. В России в настоящее время имеется око¬ло 250 тысяч гостиничных мест, в том числе в Москве -75 тысяч, в Санкт-Петербурге - около 30 тысяч.Средняя загрузка (коэффициент загрузки - отноше¬ние числа занятых к общему числу мест) в гостиницах мира по данным ВТО составляет 65-70 % . Обычно в гостиницах высших категорий до 60-65 % клиентов составляют деловые люди (бизнес-туризм, кон¬гресс-туризм).В гостиницах более низких категорий и внекатегорийных обычно размещаются туристы с познавательной целью. 
В структуре гостиничных мест Москвы только 11 гостиниц (Метрополь, Айрис Пульман, Националь, Олимпик Пента, Савой, Палас, Балчуг-Кепминский и др.) на 6266 мест отвечают всем требованиям международного гостиничного сервиса. Это составляет всего лишь 8 % от общего числа гостиничных мест в столице. Еще 26 % гостиничных мест имеют достаточно высокий уровень сервиса для приема иностранных туристов. В целом, с учетом ведомственных гостиниц Москва может принять единовременно около 45 тысяч иностранных туристов. 
В соответствии с "Концепцией развития междуна¬родного туризма в Москве до 2005 года" предполагается произвести реконструкцию имеющегося гостиничного фонда и коммунальной инфраструктуры и построить еще 38 тысяч гостиничных мест, для чего потребуется 5,9 млрд. долларов. 
По прогнозам, с учетом предполагаемого строи¬тельства и реконструкции к 2005 году число прибытий в Москву иностранных туристов может достичь 10,6 млн. человек в год, а валютные поступления от них составили бы 2,4 млрд. долларов в год. 
До 1990 года су¬ществовала единая транспортная система туризма, включающая в себя автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечи¬вающая потребности как внутреннего, так и международ¬ного туризма. Доля транспортного обслуживания в об¬щей структуре туристских услуг составляла более 40 %.  
Рыночные отношения и антимонопольное законода¬тельство России способствовали децентрализации туризма и в частности его транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортное обслуживание в ту¬ризме привело к перепрофилированию транспортных предприятий, а в ряде случаев к их банкротству. 
Материальная база по обслуживанию подвижного состава практически не обновлялась, а количество транспортных средств сократилось в несколько раз. Если в Московской автобазе "Турист" в 1990 г. было 618 авто¬бусов, то в 1995 году их число составило всего 80 еди¬ниц. Положение осложнилось еще и тем, что большинст¬во заводов по строительству подвижного состава (автобусов, электропоездов, речных и морских судов) оказалось за пределами России, а традиционный турист¬ский автобус из Венгрии "Икарус" уже не соответствует требованиям стран ЕЭС в части экологии, безопасности, комфортабельности и др. 
Российские туристы пользуются услугами как на¬циональных, так и зарубежных перевозчиков. Наряду с отечественными самолетами (АН-26, ТУ-154, ИЛ-62, ЯК-40, ЯК-42 и др.) в ряде российских авиакомпаний на ус¬ловиях аренды или лизинга работают самолеты типа "Боинг", аэробусы А-310 и т.д.  
В туристских целях широко используются вертолеты и другие летательные аппараты: дирижабли, воздушные шары, парапланы, дельтапланы и т.д. В зависимости от условий комфорта, питания и дру¬гих факторов места в самолетах подразделяются на 4 класса. 
Наиболее массовый в России туристский транспорт - автобус в большинстве случаев является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов, ассоциа¬ций. Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранспортных предприятий на основе долгосрочной аренды или разовых заказов. 
Нужно учесть , что в России традиционно одной из самых широко практикующихся особенностей туристского продукта является применение самостоятельно населением или с помощью клубов так называемого самодеятельного туризма. Самодеятельный туризм - это походы и путешествия по маршрутам, разработанным самими туристами или рекомендованным туристскими клубами. Как правило, самодеятельный туризм характеризу¬ется активными способами передвижения. При этом маршрут, состав туристской группы, снаряжение, обес¬печение продуктами питания, способ передвижения и финансирование организуются самостоятельно, так на¬зываемыми, самодеятельными туристами. Особенностью такого туризма является его спор¬тивный характер и участие в нем молодежной возрастной категории. В бывшем СССР в 96 тысячах туристских секций и 927 клубах регулярно занималось около 9 млн. самодея¬тельных туристов. Организация походов и путешествий в рамках само¬деятельного туризма проводится специально подготов¬ленными, в ряде случаев имеющими лицензию, квалифи¬цированными специалистами. 
4. Коммуникативность туристических фирм. 
Рост значения коммуникативности туристического бизнеса в России прослеживается по следующим признакам. В России стагнация спроса на высоком уровне и концентрационные процессы в индустрии туризма обусловливают тот факт, что и в туризме маркетинговым исследованиям, марке¬тинговой стратегии и планированию уделяется все большее значе¬ние. Также в России такие перспективы возможны в ближайшем буду¬щем скорее всего в тех географических сегментах рынка, которые являются более развитыми (например, в Москве, Петербурге, Ека¬теринбурге, Нижнем Новгороде).  
В 50-е годы рынок был готов к поглощению предлагаемой продукции, сбыт не представлял особых проблем. Абсолютный перевес спроса над предложением. Туроператоры предлагали в основном пакеты услуг по туру, превалировал внутренний ту¬ризм, хотя появились и туры за рубеж.. 
60-е гг. — время предприятия, "ориентированного на финан¬сирование и организационную реструктуризацию". Утвержде¬ние массового (конвейерного) производства и сбыта. Для про¬изводства "на конвейере" необходимого числа туров понадо¬бился капитал и организационные структуры. Начало возник¬новения туристских концернов, фазы концентрационных про¬цессов, которые идут до сих пор.  
Начало — середина 70-х гг. — время предприятия, "ориен¬тированного на рынок". Переход от рынка производителей к рынку потребителей. Перевес предложения. Начало ориен¬тации предприятий на рынок — активизация значимости маркетинга. Усиление конкуренции между туроператорами, авиалиниями. На начальном этапе (до середины 70-х гг.) ры¬ночная ориентация сводилась к тому, что рынок обрабаты¬вался регулярно с помощью инструментов, стимулирующих сбыт (реклама и мероприятия по сбыту). Предоставление ус¬луг и производство товаров осуществляются по традицион¬ным схемам — "что производишь — то и продавай". Затем с конца 70 гг. — начала 80 гг. распространяется убеждение, что ориентация на рынок должна начинаться уже с момента соз¬дания нового продукта, что решающим для успеха на рынке является распознавание желаний потребителя и реализация их в продуктах и услугах. Только с этого момента мероприя¬тия по сбыту рассматриваются как одна из возможностей воздействия на рынок, но это лишь один из инструментов маркетинга. 
Современный этап — время предприятия, "ориентированного на маркетинг". Все предприятие со всеми своими функциями должно быть адаптировано к потребностям рынка и управ¬ляться рынком. Это означает не слепое подстраивание к жела¬ниям и потребностям клиента, но оказание на них активного и целенаправленного влияния. Кроме того, необходимо осоз¬нание, и это касается в первую очередь туристских предпри¬ятии, ответственности по отношению к социальной и эколо¬гической среде. Коммуникативность турбизнеса сегодня — это основная функция предпри¬ятия, стратегия и тактика его поведения на рынке. При этом целью коммуникативной ориентации является своевременное распознавание по¬требностей и требований рынка и создание собственной стра¬тегии поведения на рынке с учетом требований общества и окружающей среды. 
В целом, несмотря на огромное множество определений и кон¬цепций коммуникативной ориентации имеет смысл говорить о следующем основном концептуальном различии в его понимании: до середины 70-х гг., когда преобладал "рынок производителей", под маркетингом пре¬имущественно понималась сбытовая концепция предприятия. Глав¬ное, как продать больше, а что продавать — все равно. Примерно так можно выразить суть этой концепции. 
В 80-е и особенно в 90-е гг., с наступлением эры "рынка поку¬пателей", речь идет прежде всего об интересах потребителей и общества в целом, выявлении новых потребностей и ориентации на них политики предприятия на рынке. Производитель турпродукта, предлагая его на рынке, вступает в правовые отношения с потребителями туруслуг и другими субъек¬тами рынка, в результате чего участники правоотношения реали¬зуют свои права и потребитель приоб¬ретает право на получение тех или иных услуг. 
Коммуникативность турбизнеса проявляется в свойствах турпродукта. Свои специфические особенности имеют производители и потребители туристских услуг. Спрос на туруслуги отличается зна¬чительной эластичностью в зависимости от конъюнктуры, дохода, уровня образования, цены, рекламы и т.д. Оценка качества турус¬луг достаточно субъективна: большое влияние на оценку потреби¬теля оказывают внешние факторы или лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жи¬тели, другие отдыхающие, члены тургруппы и т.д.). Туристический маркетинг адресован зачастую не только "конечным потребите¬лям" — туристам, но и промежуточным инстанциям — турагентст¬вам, государственным органам по регулированию туризма, общест¬венным туристическим объединениям и т.д. 
К особенностям производителей туруслуг можно отнести следую¬щие: производители туруслуг — это значительное количество неза¬висимых и различных по профилю и специализации турпредприятий с соответственно различными целями (например, туроператор, тура¬гентство, ресторан, гостиница, турбюро и т.д.). Здесь различают не¬сколько уровней,, государственные органы и обществен¬ные организации, предприятия. Для каждого вида турпредприятия целесообразен свой специализированный маркетинг. Ввиду того, что туризм — сложная система, симбиоз экономики, политики, социо¬логии, экологии и культуры, для достижения положительного мар¬кетингового эффекта здесь более чем где-либо необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий, ра¬ботающих в этой сфере. Концепция маркетинга имеет здесь больше чем где-либо целостный и всеобъемлющий характер. 
 
5. Анализ средств, конкуренция в туристическом бизнесе. 
Реализация инвестиционного проекта в России свя¬зана со значительной степенью риска. Для получения любого (тем более льготного) креди¬та, привлечения инвестора, а также собственной уверен¬ности в правильно выбранной стратегии инвестиций тре¬буется выполнить расчеты коммерческой состоятельно¬сти проекта или его технико-экономического обоснова¬ния. 
Оценка эффективности инвестиционного проекта -это математическая задача поиска оптимального реше¬ния в условиях большого числа неопределенностей, к ко¬торым относятся: 
• политическая, социальная и экономическая нестабиль¬ность; 
• высокий уровень инфляции; 
• непредсказуемые изменения ценовой структуры инве¬стиционного рынка; 
• недостаточная правовая защита интересов инвестора и его капитала: 
• непредсказуемые изменения нормативно-правовой базы и др. 
В этих условиях целесообразна реализация инве¬стиционных проектов с минимальным сроком окупаемо¬сти, что минимизирует риск инвестора. 
Прежде чем приступить к оценке коммерческой со¬стоятельности инвестиционного проекта, требуется про¬вести исследование динамики поведения основных фак¬торов неопределенности на выбранном отрезке времени. Это необходимо дляявероятностного прогнозирования ситуации с учетом вышеуказанных факторов. В конечном итоге, методом оценки чувствительности факторов опре¬деляется одна конкретная зависимость при различных вариациях остальных переменных - в данной ситуации это изменение инфляции во времени. Этим достигается постепенный выход из стадии неопределенности для за¬дания конкретных исходных данных и условий инвести¬ционной задачи. Основные исходные данные:

финансовыы  затраты во времени (график кредитования проекта); 
• размеры процентов по кредиту и график погашения кредита: 
• прогноз инфляции на весь период реализации проек¬та: 
• выбор стабильной расчетной денежной единицы; 
• определение срока "жизни" проекта; 
• определение величины оборотных средств на ввод в действие проекта; 
• потенциально возможные доходы от реализации про¬екта; 
• суммарные издержки; 
• налоги, обязательные платежи и сборы; 
• величина резерва финансовых средств на непредви¬денные расходы и др. 
Требуемый результат: обеспечение максимальной прибыли при минимальном сроке окупаемости проекта. 
При наличии всех исходных данных задача решается классическим методом - прогнозированием притоков и оттоков денежных средств во времени. Для этого вы¬бранный срок реализации проекта разбивается на этапы (месяцы, кварталы, годы). 
Для оценки соизмеримости расчетных величин во времени целесообразно выбрать стабильную расчетную денежную единицу (доллар, немецкая марка и пр.). Вы¬бор такой стабильной единицы не означает уход от про¬гнозирования инфляции, тем более, так называемой, внутренней инфляции самой стабильной денежной еди¬ницы. 
При последующих расчетах следует учесть не только специфику многофакторной модели исходных данных, но и многовариантную (вариационную) структуру самого расчета. 
Если выбранный временной период расчета дли¬тельный (более года), то могут привносится корректи¬ровки за счет переоценки основных средств и сумм амортизационных отчислений. Эти составляющие явля¬ются еще одной неопределенностью, ибо в России пе¬риодичность переоценки основных фондов нерегулярна, что влияет на темпы роста индексов балансовой стоимо¬сти активов. Это же касается и налоговой системы Рос¬сийской Федерации. Оценку коммерческой состоятельности инвестиционного проекта по требованию инвестора или кредитора проводят комплексно: 
• по ликвидности (финансовой состоятельности); 
• по эффективности инвестирования. 
Срок погашения кредита целесообразно выбрать таким образом, чтобы рассчитаться с кредиторами толь¬ко за счет собственной будущей прибыли, не прибегая к новым займам. В противном случае, нарастание внешней задолженности многократно увеличивает инвестицион¬ный риск. Следует отметить, что такой риск может до¬полнительно обусловливаться: 
• более высокими (по сравнению с прогнозируемыми) темпами инфляции; 
• увеличением периода обращения оборотного капита¬ла; 
• более низкой, чем прогнозировалась, рентабельно¬стью туристского продукта или других услуг; 
• увеличением продолжительности инвестиционной фа¬зы проекта (строительства, монтажа оборудования, ввода в эксплуатацию и др.); 
• увеличением доли амортизационных отчислений в те¬кущих затратах и др. 
Полученные многовари¬антные расчеты в стабильной денежной единице следует привязать к национальной валюте в рублях за тот же пе¬риод расчета, т.е. реализовать "двухвалютный" расчет. Следует также закладывать определенный запас финансирования (5-10 %) для непредвиденных ситуаций. 
Выполнение многовариантных расчетов оценки коммерччской состоятельности инвестиционного проекта целесообразно провести на ЭВМ с использованием па¬кетов прикладных программ (например COMFAR). 
Рекомендуется варианты полученных расчетов представить на заключение независимым экспертам, что повысит объективность оценки и доверие к проекту. 
Конкуренция между фирмами ни в чем так ярко не выражена, как в соответствии качества предлагаемой туруслуги стоимости турпутевки. Рассмотрим этот аспект. 
Стоимость туристической путевки включает в себя следующие статьи: — стоимость проезда; — стоимость питания; — стоимость проживания; — стоимость трансферта; — стоимость экскурсионной программы; — стоимость оформления визы; — стоимость страхового полиса. 
Цена же туристической путевки больше себестоимости на величину затрат и прибыли туристической фирмы. 
Расходы, представленные в этих статьях, делятся на постоян¬ные и переменные. К категории постоянных расходов относятся: — стоимость проезда; — стоимость трансферта; — стоимость страхового полиса; — оформление всех необходимых документов. Как правило, постоянные расходы не зависят от продолжи¬тельности тура и качества обслуживания. Доля гостиничного обслуживания и питания в общей стоимости путевки составляет 60 — 65%. Оба эти элемента являются пере¬менными величинами и зависят от изменения цен на данные виды услуг, а также от сезонной градации, географической зоны распо¬ложения гостиницы, вида и класса обслуживания, договорных ком¬мерческих условий между турагентством и администрацией гос¬тиничного предприятия. 
На стоимость гостиничного обслуживания и питания оказывает влияние и продолжительность проживания. Чем она больше, тем ниже стоимость одного туродня. 
При расчете гостиничного обслуживания цена проживания и питания разбивается на тарифную сетку, которая имеет диапазон 7 дней. 
В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристическая фир¬ма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции — до 10%, по срокам и продол¬жительности — до 5%, скидка в зависимости от продолжитель¬ности проживания туристов в гостиничном предприятии—до 10%. 
С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, куда фирма от¬правляет туристов. Так, нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламируя таким образом не только свои туры, но и страну в целом. 
Скидки могут также производиться при предварительной оп¬лате туристического обслуживания. 
В целом цена на туристическое обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10— 20%.  
Таким образом, на стоимость путевки влияет фактор конкуренции количест¬ва предлагаемых услуг. Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может быть предоставлен путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packadge tour). При инклюзив-турах, применяемых при авиаперевозках, стоимость перевозки туристов к мест/ назначения и обратно опреде¬ляется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тари¬фов, которые могут быть наполовину ниже обычных. Тур включает также стоимость размещения туристов в гостинице, питание (пол¬ное или ччстичное) и другие услуги, предоставляемые на опреде¬ленное число дней пребывания туристов в стране назначения, и использующиесяяпри групповых и индивидуальных поездках. 
 
6. Маркетинговая деятельность российских туристических фирм. 
Маркетинговая и рекламная стратегия, а также разработка ту¬ристического продукта осуществляется отделом маркетинга. 
В туристическом бизнесе, как и в любом другом виде деятель¬ности, необходимо изучение проблем спроса и предложения на рынках, т.е. проведение маркетинговых исследований. 
При оказании услуг фирма должна ориентироваться на потреб¬ности туристов, определяемые с помощью спроса потенциальных клиентов. Немаловажным источником информации является и анализ рекламных проспектов и листовок, доставляемых российс¬кими и зарубежныыи фирмами-партнерами и конкурентами. 
Следует учитывать, что по цепям поездки туризм классифици¬руется на: 
— курортный туризм с целью отдыха и лечения; — экскурсионный туризм — знакомство с природными, истори¬ческими и культурными достопримечательностями; — деловой туризм — для проведения деловых переговоров; — научный туризм — знакомство с достижениями науки и техники, участие в конгрессах, конференциях и т. п. 
По численности участников различают групповой и индивиду¬альный туризм. 
При выборе своего сегмента на рынке туристских услуг анали¬зируются следующие факторы: 
1. Цели поездки: отдых, бизнес, обучение, шопинг. 
2. Географические факторы: отдых на море, развлечения. интерес к культурным и архитектурным ценностям. 
3. Возрастные группы: школьники, студенты, взрослые, семьи. 
4. Экономические потребности и престиж: экономия времени и усилий при достижении комфорта, стремление принадлежать к определенной социальной группе. 
Маркетинговый отдел изучает структуру потребностей туристов, ле¬жащую в основе формирования туристической программы, пока¬зывающую, что организация туров на отдых должна учитывать та¬кие факторы, как место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов: при организации деловых поез¬док и шоп-туров особое значение имеет местоположение страны туризма, а для турпоездок с целью обучения к последнему добав¬ляется и анализ возрастной структуры туристов. 
Процесс создания любой туристической программы начинается с разработки общих целей, выработки предварительных прогно¬зов, основанных прежде всего на изучении спроса потребителей и предложения конкурентов. В первом случае рассматриваются географические, экономические, целевые и возрастные факторы. оказывающие влияние на поведение потенциального потреби¬теля. Что же касается конкурентов, то необходим анализ предла¬гаемых ими услуг, программ поездок, уровня цен, способов сбы¬та туристического продукта и материально-технического обеспе¬чения. 
После выбора определенной страны в качестве объекта туриз¬ма проводится ее оценка по семи группам факторов, предлагае¬мых ВОТ: 
— природные богатства и географические особенности; — энергетические богатства; 
— «человеческий фактор», рассматриваемый с точки зрения демографических данных, условий жизни, привычек и склонностей населения по отношению к туристическим услугам; 
— институциональные, политические, юридические и админист¬ративные аспекты; 
—социальные аспекты, соотношение между временем работы и отдыха, наличие оплачиваемого отпуска, уровень и традиции сферы образования; 
— различные блага и услуги, транспорт и оборудование — инфраструктура сферы отдыха и развлечений; — экономическая и финансовая деятельность. На основании этих данных составляется полное представление о структуре рынка и разрабатывается программа тура. 
В деятельности туристических фирм, особенно на этапе их вы¬хода на рынок, велико значение правильно разработанной реклам¬ной компании. 
Туристическая реклама может быть направлена на турагентов или потенциальных клиентов. Информация, относящаяся к перво¬му виду, распространяется прежде всего на туристических выстав¬ках, где представляют свои продукты все самые крупные компании различных стран, а также в специализированных изданиях, напри¬мер, в журнале «Турист» и газете «Тур-инфо». 
Очень большое значение в туристической рекламе имеют спе¬циализированные документы — листовки, брошюры и пр. Обычно каждый двухзвездочный и более высокого класса отель выпускает свои собственные брошюры, наличие которых необхо¬димо прежде всего в курортных зонах, центрах спортивных меро¬приятий, архитектурных и культурных центрах. 
Наиболее часто используются брошюры или буклеты из 4—6 страниц, форматом 21х10,5 сантиметра, что отвечает междуна¬родным стандартам. 
Помимо брошюр распространены и другие дополнительные формы, которые являются менее информативными, например, почтовые открытки 10,5х15 см., предназначенные для того, чтобы превратить самого клиента в пропагандиста того или иного курорта. 
Все вышеперечисленные средства предоставляются турагентам туроператорами, которые используют также проспекты курорт¬ных зон и видеорекламу, где отражается прежде всего своеобра¬зие данной местности, культурные традиции и исторические памят¬ники. В данном случае основной целью, выбираемой туроператором, является создание имиджа того или иного региона. Для этого используется набор продуманных кадров, которые освещают дан¬ный регион с определенных позиций и отличают его от любого другого. 
Рекламой различных туристических зон и туристических про¬грамм занимаются прежде всего туроператоры: пользуясь инфор¬мированностью потенциального потребителя, публикуют неболь¬шие объявления в печатных черно-белых изданиях, касающиеся предлагаемых услуг и уровня тарифов, причем для будущих клиентов основным аргументом являются более низкие цены. 
Один из основных этапов — продвижение товара. На междуна¬родном уровне необходима не просто реклама, а прежде всего участие в международных ярмарках и выставках, которые дают возможность привлечь внимание не к одному конкретному про¬дукту, а к фирме в целом. Различают следующие виды выставок: 
— туристические выставки общего назначения для професси¬оналов и публики; 
— специализированные выставки, организуемые по опреде¬ленным критериям, например, касающиеся зимних видов спорта; — многоцелевые ярмарочные экспозиции. Основными туристическими центрами, организующими извест¬ные во всем мире ярмарки и выставки, являются Брюссель, Милан, Люксембург, Париж, Лондон. 
Помимо сегментации рынка и выбора маркетинговой стратегии. необходимо учитывать, что туристические услуги имеют свой жизненный цикл, состоящий из нескольких фаз: 
- разработки — период исследования рынка, анализа инфор¬мации, расчета стоимости услуг на данный момент поиска парт¬неров, налаживания связей. 
- «запуска» — период распространения рекламных объявлений, завоевания потенциальных клиентов, для которого характерны непостоянный объем сбыта и колебания цены. 
- зрелости — период, когда продукт становится известным, появляются постоянные клиенты, число желающих воспользо¬ваться услугами растет, увеличивается объем продаж. 
- упадка — период, когда спрос на данный вид услуг падает при появлении новых усовершенствованных туров.  
Необходимо тщательно анализировать и продукты, являющи¬еся малоизвестными новыми для данного рынка, и хорошо из¬вестные, для сбыта которых требуется изменение имиджа. 
Кроме того. для туризма характерны фазы, зависящие от вре¬мени года. Они основаны прежде всего на предпочтениях клиен¬тов, которые могут выбрать для отдыха наиболее подходящий для их интересов сезон . 
 
 
7. Заключение. 
В результате выполненного нами курсового исследования мы пришли к следующим выводам и заключению. Итак, что мы понимаем под маркетингом? Маркетинг — это концепция, стратегия и тактика поведения предприятия на рынке. Целью маркетинга является своевременное распознавание потреб¬ностей и требований рынка и создание собственной стратегии по¬ведения на рынке с учетом требований общества и окружающей среды. Туристический марке¬тинг — это систематическое изменение и координация деятельно¬сти туристических предприятий, а также частной и государствен¬ной политики в области туризма. Цель таких изменений заключа¬ется в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности оп¬ределенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующих прибылей.  
Особенности туристического маркетинга определяются в первую очередь особенностями турпродукта, а также специфическими чер¬тами производителей и потребителей туристских услуг. 
Туристский продукт в широком смысле — это комплекс услуг и товаров, в совокупности своей образующих туристскую поездку (тур) или имеющих к ней непо¬средственное отношение (например, туристическое снаряжение — это тоже турпродукт, хотя является товаром, а не услугой). В силу того, что спектр услуг туристской индустрии очень разнообразен, имеет смысл говорить о турпродукте применительно к каждому конкретному сектору индустрии туризма (например, турпродукт гостиничного предприятия, туроператора, турагента, предприятия по производству туристского снаряжения и т.д.). 
Потребительная стоимость туристической поездки состоит в по¬ложительном культурно-оздоровительном или инвестиционном (в случае делового туризма) эффекте. Конечный эффект туристиче¬ского продукта растворен в процессе его производства, что вызыва¬ет значительные трудности в определении его полезности. 
Стоимость туристического продукта определяется материальными и нематериальным издержками производства составляющих его ус¬луг или товаров. Произведенные затраты общественного труда не всегда равнозначны достижению положительного, полезного эффек¬та от туристической поездки. Например, если тур состоялся, но вследствие плохой организации или размещения либо из-за каких-то форс-мажорных обстоятельств потребитель не получил положитель¬ных эмоций и впечатлений от поездки (в случае деловой поездки — если не достигнут инвестиционный эффект), то в этом случае потре¬бительная стоимость туристического продукта не была реализована. Туристский продукт имеет также следующие особенности. 
• Это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериаль¬ных компонентов), который имеет сложную систему взаимо¬связей между различными видами или компонентами турпро-дукта. 
• Туристские услуги нельзя складировать или хранить, их нельзя представить в виде товарных образцов. Для оценки турпродук-та нет мерных величин как, например, размеры, вес, объем, мощность и др. Объективная оценка возможна лишь для от¬дельных компонентов услуг. 
• Потребитель, как правило, не может увидеть турпродукт до его потребления, а потребление в большинстве случаев осуще¬ствляется непосредственно на месте производства туристской услуги. 
• Покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от про¬дукта и места потребления последнего, а не наоборот. 
• Турпродукт зависит от таких переменных, как время и про¬странство. Большое значение имеет фактор сезонности (маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. 
 
8. Библиография: 
1. Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992. 
2. Бабышев Л. Туризм как отрасль итальянской экономики / МЭиМо. - 1995. № 12. 
4. Бачило И. А., Биржаков М. Б. Внешнеэкономическая деятель¬ность. Как заключать контракты с инофирмами. Энциклопедия международных контактных отношений. • САТИС, 1993.  
5. Герасимова А. Особенности осуществления бухгалтерского уче¬та в международном туризме / Экономика и жизнь. 1996., № 14. 
6. Герчикова И. Международное коммерческое дело. М.: ЮНИТИ, 1990. 
7. Дегтярева О. И. Организация и техника внешнеторговых операций. М., Издательство «Датастром», 1992.  
8. Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм / Эко¬номика и жизнь. 1995. № 42. 
9. Игорева Н. Проблемы и тенденции Российского экспорта туристических услуг/ Внешняя торговля. 1994., № 6. 
10. Казаков А. Интуристский рынок России: состояние и перспек¬тивы / Внешняя торговля. 1992., № 7. 
11. Казаков А. Общее туристское пространство СНГ: первые шаги по трудному пути / Внешняя торговля. • 1992.. №№ 11—12. 
12. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации/ Туринфо. • 1996., № 1. 
13. Кротов А. Хостел «Халява» для туриста / Турист. 1996., №№ 1—2. 
14. Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа / Вестник Московского Университета. 1994. № 2. 
15. Маринин М. Международный туризм. Учтен ли фактор бе¬зопасности / Экономика и жизнь. 1995. № 42. 
16. Научно-аналитический обзор. Услуги в системе мировой тор¬говли. М., Международные экономические отношения, 1990. 
17. По материалам журнала «Travel & Tourism» / Туринфо. 1995. № 14. 
18. Указ Президента Российской Федерации «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» от 22.12.1995 / Туринфо. 1996. № 1. 
19. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 14.11.1996.

Информация о работе Туристический рынок России