Сущность стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:05, реферат

Описание

Цель данной работы - рассмотреть содержание и значение стратегического менеджмента и тактики предприятия. Соответственно задача, которую необходимо выполнить: определение сущности стратегического менеджмента

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 147.99 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

          Стратегия — программа, план,   генеральный   курс   субъекта   управления по достижению им стратегических целей   в любой   области деятельности. Разработка   качественных,  комплексно  обоснованных        и   обеспеченных ресурсами   стратегий является   одним  из главных условий     устойчивого и эффективного   функционирования   любых   систем.

          Стратегии могут быть обоснованными   только   в случае   применения     к   их разработке   научных   подходов,   методов      системного анализа, прогнозирования и оптимизации. Для   выработки конкурентоспособных   стратегических  решений   следует   к   процессу   их разработки   применять системный,  комплексный,   интеграционный,  маркетинговый,  функциональный,   динамический,   воспроизводственный,  процессный,       нормативный, оптимизационный,   административный, поведенческий,  ситуационный       и другие  подходы.

          Однако в настоящее время к разработке стратегий   применяются только отдельные подходы и методы, вследствие чего  стратегии утверждаются   к реализации  недостаточно  обоснованными,   что приводит   к неэффективному   использованию  ресурсов.

          Наряду   с этим следует разрабатывать дерево   стратегий,  увязанных по горизонтали  и вертикали   как организационно,  так  и по  проблемам.

          Стратегический менеджмент — теория и   практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за   эту работу на   ее руководителей.

          Рубль,  сэкономленный  на стадии   стратегического       маркетинга   и  планирования      за  счет  упрощения  процедуры  принятия стратегического  решения,  на последующих   стадиях   воспроизводства   оборачивается потерями,  в  сотни, а то  и тысячи  раз превышающими  ранее    полученную  экономию.  Применение конкретных  методов     стратегического   менеджмента  поможет  организациям   осуществлять эффективное  реформирование   в условиях  кризиса.

          Важнейшим   инструментом  решения  задач стратегического менеджмента является   переход  на   принципы   новой   экономики.

          Новая   экономика   — это  экономика   знаний,   новых   информационных   технологий,  качественных   процессов,   обеспечивающих лидерство субъекта управления   и   конкурентоспособность выпускаемых товаров   и услуг.

          Главной целью стратегического менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности товаров и организации в целом, не уступающих достижениям главных конкурентов в период выхода с новым товаром на рынок. Будет высокая конкурентоспособность товаров организации на внешних и внутренних рынках — будут и хорошая прибыль, и средства для развития организации. Определяющим фактором конкурентоспособности товара является его качество (весомость равна четырем из десяти). Важнейшим вопросом управления циклами развития товара является определение системы, в которой происходят эти процессы. Основные этапы жизненного и воспроизводственного циклов товара, цикла его прибыльности в пространстве и во времени проходят в рамках системы менеджмента фирмы-производителя.

          Цель данной работы - рассмотреть содержание и значение стратегического менеджмента и тактики предприятия. Соответственно задача, которую необходимо выполнить: определение сущности стратегического менеджмента.

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

В коммерческих организациях стратегическое планирование обычно связано с конкурентными  действиями на рынке. В некоммерческих организациях стратегическое планирование используется, как правило, для проведения различных мероприятий во внешней  среде.

Для выполнения этих функций некоторые компании нанимают экспертов по стратегическому  планированию, однако основную ответственность  за осуществление процесса несут  линейные менеджеры. Некоторые фирмы  находят способы вовлечения в  процесс  стратегического планирования простых рабочих.

Стратегическое  мышление означает анализ долгосрочных перспектив, видение картины бизнеса  в целом, включая организацию, конкурентную среду и взаимодействие между ними. Овладение стратегическим мышлением предполагает осознание концепции стратегии, уровней стратегии, принципов ее формулирования и внедрения.

Стратегический  менеджмент — это набор решений  и действий по формулировке и внедрению  стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение  во внешней среде и достижение поставленных целей.

Посредством стратегического менеджмента руководство  определяет направление движения организации, т. е. ее общую стратегию.

Процесс выработки стратегии не завершается  каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением  общих направлений, продвижение  по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

Общая схема  процесса стратегического менеджмента представлена на рисунке.

Рис. Схема процесса стратегического  менеджмента

 

Первая его  стадия — оценка руководителями компании ее текущего положения, анализ ее миссии, целей и стратегии. Для того чтобы  идентифицировать факторы, воздействующие на положение организации в «мире», проводится анализ внешней и внутренней сред. Возможно, руководство придет к выводу о необходимости корректировки миссии или целей компании, стратегий на различных организационных уровнях.

Завершающей стадией стратегического менеджмента является внедрение новой стратегии .

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Слово «стратегический» в современном  менеджменте используется в двух значениях:

  1. стратегический значит «имеющий длительную временную перспективу»; в таком значении это слово употребляется в теории планирования, когда планы разделяют на стратегические (или перспективные) и тактические (или текущие), а также в теории принятия решений, где планы делятся на стратегические и оперативно-тактические;
  2. стратегический значит относящийся к генеральному пути движения к цели или задающий направление (курс, маршрут) движения к цели; в таком значении это слово используется в учении о различных стратегиях организации — одни придерживаются стратегии становления (на первоначальном этапе своего развития), другие — стратегии выживания и т.д.

Стратегия — это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический».

Тактика — это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.

Правильно поставленная цель, обоснованная стратегия  и хорошо продуманная тактика  помогают организации успешно справиться со многими трудностями и проблемами.

Области выработки стратегии. Как было сказано  выше, в самом общем виде –  стратегия – это генеральное  направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к  цели. Такое понимание стратегии  справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в  иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более  высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок.

При определении  стратегии фирмы руководство  сталкивается с тремя основными  вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

-какой  бизнес прекратить;

-какой  бизнес продолжить;

-в какой  бизнес перейти.

Это значит, что стратегия концентрирует  внимание и связана с тем:

-что  организация делает и чего  не делает;

-что  более важно и что менее  важно в осуществляемой в организации  деятельности.

Важный аспект стратегического менеджмента связан с формулированием и внедрением стратегии. Формулирование стратегии включает в себя процессы планирования и принятия решений, в результате которых устанавливаются цели организации и разрабатывается стратегический план. Данный процесс может потребовать анализа факторов внешней среды и внутренних проблем фирмы. Полученные результаты затем превращаются в цели и стратегию. В этом и состоит отличие формулирования стратегии от ее внедрения, т. е. использования управленческих и организационных инструментов и ресурсов для получения стратегических результатов. Процесс внедрения есть претворение стратегического плана в жизнь. Чтобы превратить сформулированную на бумаге стратегию в реальность, необходимы оборудование, ресурсы, возможно, измененные организационная структура и система оплаты, наконец, убеждение работников в целесообразности предпринимаемых действий.

Общая стратегия  компании включает в себя:

1. РОСТ. Стратегия роста компании может  базироваться на внутренних (инвестиции в расширение производства) или внешних (приобретение новых бизнес-подразделений) источниках. Внутренний рост осуществляется, как правило, в форме создания новых или изменения существующих товаров, вывода продуктов на новые рынки. Внешний рост обычно происходит в форме диверсификации, когда компания поглощает имеющие сходные товарные линии или дающие возможность выхода в новые сферы бизнеса фирмы. Стратегии международного роста нередко предполагают создание совместных предприятий.

2. СТАБИЛИЗАЦИЯ. Стратегия стабилизации (или стратегия  паузы) предполагает ограничение организацией масштабов производства, ставку на медленное, жестко контролируемое развитие, простое продолжение бизнеса. К стратегии стабилизации организация переходит, как правило, после того, как преодолевает период бурного роста. Она предполагает концентрацию внимания менеджмента на интеграции стратегических бизнес-единиц (СБЕ) и обеспечении эффективной деятельности организации в целом.

3. ЭКОНОМИЯ. Стратегия экономии означает, что  организация переживает период  спада и либо сокращает число  своих подразделений, либо продает  или ликвидирует целые направления  бизнеса, проводится всеобщее  сокращение штатов и расходов. Под ликвидацией понимается продажа  предприятия за цену, равную остаточной  стоимости его активов, т.е.  прекращение существования. Продажа  бизнеса, который перестал играть для компании центральную роль, носит другое название — отказ от владения. Саму стратегию экономии также называют уменьшением в размерах.

Деловая стратегия представляет собой стратегию  по достижению доверия со стороны  покупателей, партнёров, общественности.

В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для  того, чтобы становиться лидером  в области производства своей  продукции. Это приводит к тому, что  покупатели выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высока. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал  для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения  высокого качества продукции, а также  развитую систему маркетинга.

  1. Функции стратегического менеджмента

 

Самыми главными, перспективными вопросами  должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему придется в конце концов уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

1) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

2) определение средств достижение этих целей;

3) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

4) разработка соответствующих перспективных планов и программ.

Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует  в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.

Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.

 

4. Основные принципы и тенденции стратегического управления

 

Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных условиях.

1. Разделение управления имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера). Согласно российскому законодательству в акционерном обществе только собрание акционеров-собственников может принимать решения об изменении уставного капитала, продаже, покупке, сдаче в аренду дорогостоящего (более 10% общих активов) имущества, распределении прибыли (после уплаты налогов), эмиссии ценных бумаг, реорганизации предприятий, открытии и закрытии филиалов и т.д. В то же время собственник (в том числе фонд государственного имущества) не вправе вмешиваться в управление производством (выбор поставщиков, сбыт продукции, набор и увольнение работников и т.д.). Арендодатель следит за изменением стоимости своего имущества, соотношением активов и пассивов, прибылей и убытков, внесением арендной платы, но не может указывать арендатору условия реализации продукции и распределения доходов.

2. Основой стратегии предприятия  становится планирование доходов  и расходов, внимание руководителей  перемещается из снабженческо-производственной в финансово-сбытовую сферу.

В условиях кризиса средства можно  вкладывать лишь в наиболее надежные и перспективные проекты, которые не только обеспечат заданный уровень доходности, но и укрепят рыночные позиции фирмы. Высокий уровень риска (зависимость ожидаемой выручки от изменения цен на ресурсы, ссудного процента, темпов инфляции, валютного курса и других независящих от предприятия факторов) может быть компенсирован повышенной эффективностью вложений. Для ее оценки в первом приближении используется коэффициент окупаемости капиталовложений (КОК).

Информация о работе Сущность стратегического менеджмента