Сущность и виды потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:04, реферат

Описание

Потребность – специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире. Потребность – фундаментальное явление высшей нервной (психической) деятельности, движущая сила поведения вплоть до преобразующей мир деятельности человека.

Работа состоит из  1 файл

Сущности и виды потребностей.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)


Сущность и виды потребностей

Потребность – специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире. Потребность – фундаментальное явление высшей нервной (психической) деятельности, движущая сила поведения вплоть до преобразующей мир деятельности человека.

Потребность – это всегда нужда в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо – это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.

Но одно дело – испытывать стремление, а другое – осознавать. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.

Все потребности можно разделить на две большие группы.

Абсолютные потребности (в пище, жилье, отдыхе и т. п.). Они существуют в течение всей истории человечества и будут существо­вать всегда. Эти потребности не привязаны к конкретным видам то­варов и услуг. По мере развития производства, появления новых технологий и т. п. совершенствуются средства удовлетворения этих потребностей (товары и услуги), но сами потребности остаются не­изменными. Абсолютные потребности определяют потребительский потенциал общества и стимулируют развитие производства и науч­но-технический прогресс.

Относительные потребности – это потребности в конкретных то­варах и услугах, которые реально существуют на данном этапе раз­вития общества. Они всегда имеют материально-вещественное вы­ражение (потребность в автомобиле, кухонном комбайне, квартире и т.п.).

Рассмотрим  более  подробную  классификацию  потребностей

I  Физиологические потребности являются наиболее распростра­ненными, но они присущи только индивидуальным потребителям. Это потребности, предназначенные для поддержания постоянства внутренней среды человека.

1. Энергетические потребности вызваны необходимостью под­держания в организме определенного баланса между поступлением и расходом энергии. Удовлетворяются за счет продуктов питания, обладающих определенной калорийностью.             

2. Пластические потребности – потребности организма в пла­стических ресурсах и веществах для их синтеза. Необходимость в пластических ресурсах обусловлена тем, что организм человека со­ стоит из большого количества органических и неорганических ве­ществ. Некоторые из этих веществ в организме не синтезируются и долж­ны поступать извне с пищей. К ним относятся незаменимые амино­кислоты, жирные кислоты, минеральные вещества и большинство витаминов. Средствами удовлетворения пластических потребностей служат самые разнообразные продукты питания.

3. Потребность в воде обусловлена необходимостью поддержа­ния водного гомеостаза в организме. Средствами удовлетворения потребности организма в воде служат пищевые продукты, жидкая фракция которых представлена водой.

4. Потребность поддержания температурного гомеостаза опре­деляется необходимостью создания и поддержания температуры внутренней среды организма на уровне 36,6 °С.

К факторам, влияющим на удовлетворение дан­ной потребности, относятся пищевой рацион человека (жители ре­гионов с холодным климатом включают в рацион высокожирную пищу, а с жарким – низкокалорийную, с большим количеством воды), а также одежда, обувь, головные уборы с разными теплоза­щитными свойствами.

5. Потребность в защите от неблагоприятных внешних воздейст­вий обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для жизни и здоровья человека. Окружающая среда оказывает суще­ственное влияние на внутреннюю среду человека. Предотвращению или смягчению отрицательного воздействия экстремальных условий способствуют средства защиты от них: средства индивидуальной защиты (одежда, обувь, головные уборы), средства массовой защиты (здания, сооружения, некоторые виды бытовой техники). В то же время определенное воздействие экстремальных условий закаляет организм, способствует его лучшей при­способляемости к ним и потому в дозах, не превышающих адаптационные возможности человека, может быть и полезным. На этом основано предоставление туристических, спортивных и других по­добных услуг.

6. Потребность в безопасности внутренней среды организма человека вызвана необходимостью предотвращения ущерба, который может быть нанесен внутренней среде различными загрязнителями или вредными воздействиями. Потребность в безопасности внутренней еды человека обусловлена и необходимостью защиты его от воздействия патогенных микроорганизмов и их токсинов, а также физиологических расстройств. В этом случае средствами профилактики и лечения служат медикаменты, товары для ухода за больными, гигиенические товары и др.

7. Сексуальные потребности возникают под влиянием таких фак­торов, как возраст, физиологическое состояние человека, внешняя среда и др. В основе сексуальных потребностей как разновидности физиологических лежит выполнение эволюционной цели биологического организма – продолжение рода. Однако сексуальные потребности человека базируются не только на физиологической, но и на психической основе, вследствие чего они могут быть отнесены и к психическим потребностям. Удовлетворе­ние сексуальных потребностей связано с определенными мораль­но-нравственными, этическими и религиозными нормами.

8. Потребность в кислороде воздуха предназначена для поддержа­ния необходимого уровня окислительно-восстановительных процессов в организме человека. Специфика этой потребности состоит в том, что она удовлетворяется за счет воздуха окружающей среды, поэтому товаров для ее удовлетворения не существует. Однако косвенное удовлетворение этой потребности осуществляется с помощью цело­го   ряда   услуг   (оздоровительных,   туристических,   транспортных и т. п.), предназначенных для перемещения людей в местности с чистым воздухом, богатым кислородом. Некоторые товары бытовой техники (вентиляторы, кондиционеры, обеспечивающие воздухообмен в закрытых помещениях) также косвенно способствуют удовле­творению потребности а кислороде.

II  Социальные потребности связаны с жизнью и отношениями лю­дей в обществе. Социальные потребности направлены на со­блюдение установленных требований общества, создание и поддер­жание определенного правового положения, принятых экономиче­ских, нравственных и профессиональных взаимоотношений в обществе.

1. Престижные потребности направлены на создание и поддер­жание определенного статуса, правового положения, имиджа орга­низации или потребителя, а также на установление или подтвер­ждение принадлежности к определенной социальной среде. Средст­вами удовлетворения этих потребностей через имидж являются товары, их упаковка, здания и помещения, занимаемые организа­цией, их оформление, одежда персонала, оборудование и приспо­собления, выполненные в фирменном стиле, и имеющиеся товар­ные знаки.

2. Потребность в соблюдении требований общества обусловлена осознанием обязательств и ответственности перед государством, об­ществом и иными контактными сообществами (партнерами, по­ставщиками, посредниками, общественными организациями и др.). Средст­вами удовлетворения потребности служат юридические, информа­ционные, образовательные, аудиторские, инжиниринговые, консал­тинговые, медицинские, природоохранные и другие услуги.

3. Экономические потребности предназначены для обеспечения финансово-хозяйственной деятельности организации, индивидуальных предпринимателей и потребителей. В современном обществе экономические потребности определяются товарно-денежными отношениями, поэтому средствами их удовлетворения служат деньги, ценные бумаги и т. д., а также финансовые услуги. Способом удов­летворения экономических потребностей является продажа товаров, а также предоставление услуг. К числу таких товаров относится, труд
персонала, который продает его работодателю.

4. Трудовые потребности позволяют обеспечить самовыражение человека через трудовую деятельность, а также удовлетворение его экономических потребностей. К факторам, влияющим на форми­рование трудовых потребностей, относятся трудовое воспитание подрастающего поколения, тип личности, возраст, экономические положение и потребности, социальный статус и прочие.

Трудовые потребности характерны и для индивидуальных потребителей, и для рабочих коллективов. Результат реализации трудовых потреб­ностей – выполняемая персоналом работа.

5. Технологические потребности предназначены для обеспечения производственных процессов необходимыми ресурсами. Эти потребности в наибольшей степени выражены у предприятий – изготовителей продукции или исполнителей услуг. В определенной мере они свойственны и другим типам потребителей – индивидуальным и управленцам. Средствами удовлетворения технологических по­требностей служат сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектую­щие изделия, оборудование, транспортные средства и т. п.

6. Потребность во внешней безопасности обусловлена необходи­мостью защиты государства и граждан от внешних и внутренних врагов. Эта потребность свойственна не только всем категориям по­требителей, но и государству в целом. Средства удовлетворения этой потребности для разных категорий потребителей неодинаковы. Для государства такими средствами служат материальные и трудовые ре­сурсы обеспечения обороноспособности и мобильной готовности соответствующих органов не только к защите от внешних и внутрен­них врагов, но и к предотвращению или ликвидации последствий от антропогенных, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Реализации этой потребности способствуют такие морально-нравственные качества граждан, как патриотизм, чувство, долга перед родиной,  национальное  самосознание,  самоотверженность граждан и т. п.

III  Психические потребности возникают на основе действия законов психической деятельности и относятся к внутренним факторам социального взаимодействия. Психические потребности свойственны только индивидуальным потребителям и направлены на создание и поддержание душевного комфорта, удобства и на снижение чувства неудовлетворенности.

1. Органолептические потребности, направленные на создание удовлетворенности за счет ощущений, воспринимаемых органами чувств человека (зрения, вкуса, обоняния, осязания и слуха). Эти восприятия очень индивидуальны и трудно объяснимы, так как на­водятся на уровне подсознания. В то же время органолептические потребности, как и многие другие психические потребности, могут выть сформированы или подкорректированы. Средствами удовлетворения органолептических потребностей являются все объекты окружающего мира. К факторам, влияющим на органолептические потребности, относятся возраст, пол, физиологическое состояние организма, а также национальные, религиозные и семейные традиции. Их удовлетворение создает ощущение комфорта, удовольствия, сытости.

2. Эргономические потребности, обусловливающие ощущение удовлетворенности, комфорта за счет достижения и поддержания соответствия антропометрическим характеристикам человека. Фак­торами, определяющими эти потребности, являются антропометри­ческие характеристики человека (рост, объем бедер и груди, длина рук и ног и т. п.), его представление о комфорте, а также тип лич­ности и материальные возможности. Средствами удовлетворения данных потребностей служат объекты внешнего мира: одежда, обувь, предметы быта и труда. Степень удовлетворения эргономиче­ских потребностей оказывает существенное влияние на качество жизни: важно не то, сколько и каких товаров и услуг имеет человек, а то, как он к ним относится и насколько ощущает себя удовлетво­ренным.

3. Эстетические потребности, вызванные желанием восприятия красоты и гармонии окружающего мира. Особенностью эстетиче­ских ощущений является их возвышенность, необычайность, что рождает у человека состояние душевного подъема, эйфории. К фак­торам, влияющим на эстетические потребности, относятся врож­денная способность потребителя воспринимать красоту и гармонию внешнего вида, цветов, запахов и вкусов; воспитание, опыт эстети­ческого восприятия и знание законов композиции, а также окруже­ние, образование, материальные возможности. Практически все по­требительские товары и/или их упаковка способны удовлетворять эстетические потребности. В то же время существуют товары и ус­луги, которые удовлетворяют в основном эстетические потребности (ювелирные изделия, произведения живописи, скульптуры, музы­кальные инструменты, аудио- и видеотехника, антикварные вещи, а также услуги музеев, картинных галерей, выставок).

4. Развлекательные потребности, определяемые стремлением людей к развлечениям, разнообразию впечатлений и эмоций. Раз­влечения позволяют людям на некоторое время сменить вид дея­тельности, забыть о бытовых проблемах, соприкоснуться с иным миром и испытать новые ощущения. Средствами удовлетворения развлекательных потребностей служат товары (книги, журналы, газеты, игрушки, ау­дио- и видеокассеты и соответствующая бытовая техника к ним, спортивные товары, товары для отдыха и т. п.), а также услуги (те­атров, музеев, концертных залов, транспортных, спортивных и туристических организаций, ресторанов, баров и кафе, обществ охот­ников и рыболовов и др.).

5. Потребности в отдыхе, обусловленные необходимостью вос­становления жизненных сил человека. Жизненные силы организма постоянно расходуются в процессе его функционирования; Это касается не только постоянства внутренней среды, но и ресурсов нервной системы. Средствами удовлетворения потребностей в отдыхе служат меди­цинские товары и услуги, спортивные товары, а также услуга гостиничные, туристические, оздоровительных учреждений (санаториев, пансионатов, домов отдыха и т. п.).

6. Потребность психической активности, выраженная в необхо­димости осуществления определенной формы психической деятель­ности, свойственной человеку. Данная потребность тесно связана с понятием социального взаимодействия и является характеристикой психических процессов. Средствами удовлетворения потребности служат многие виды услуг (быто­вые, розничной торговли, общественного питания, образовательные и др.), а также трудовая деятельность.

IV  Интеллектуальные потребности определяются стремлением лю­дей к познанию их внешнего и внутреннего мира. В зависимости от средств познания интеллектуальные потребности делятся на информационные и образовательные.

Информация о работе Сущность и виды потребностей