Стимулы вертикальной интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:32, реферат

Описание

Крупные интегрированные структуры задают вектор развития экономики и являются основой поддержания стабильности производства в развитых странах. Интеграционные процессы становятся все более значимыми и в российской экономике. Важными причинами становления подобных структур в реальном секторе российской экономики являются создание благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятие взаимных барьеров, возможность усиления конкурентных позиций и контроля над рыночной ситуацией.

Работа состоит из  1 файл

Стимулы.doc

— 55.00 Кб (Скачать документ)

Стимулы

Крупные интегрированные  структуры задают вектор развития экономики  и являются основой поддержания  стабильности производства в развитых странах. Интеграционные процессы становятся все более значимыми и в  российской экономике. Важными причинами  становления подобных структур в реальном секторе российской экономики являются создание благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятие взаимных барьеров, возможность усиления конкурентных позиций и контроля над рыночной ситуацией.   

Анализ рынков с интегрированными участниками предполагает рассмотрение специфических стимулов к различным видам интеграции.

Существует  два основных типа стимулов -внешние  и внутренние. К внешним относятся  требования, предъявляемые особыми  характеристиками структуры того или иного отраслевого рынка к реальным или потенциальным участникам, а также действия функционирующих на нем фирм.   

Внешние стимулы, оказывающие влияние на выбор  того или иного типа интеграции, в свою очередь, можно условно  разделить на две категории - стратегические и нестратегические. Последние определяются характеристиками отрасли, напрямую не зависящими от деятельности фирм. Стратегические стимулы являются характеристиками структуры рынка и складываются в результате функционирования самих компаний.

Определяющими нестратегическими характеристиками рынка являются: эффект масштаба; сложившаяся  на данный момент концентрация продавцов  и покупателей; емкость и насыщенность, эластичность спроса; иностранная конкуренция; развитость инфраструктуры; трансакционные издержки; административные барьеры; общеэкономическая конъюнктура.  

К важнейшим  стратегическим характеристикам рынка  можно отнести: согласованные действия фирм; ценовую и другие виды дискриминации; дифференциацию продуктов; характер и  уровень интеграции; действия фирм по ограничению входа на рынок; наличие потенциальных конкурентов.

К внутренним стимулам относятся все те реальные или  потенциальные преимущества, которые  получает фирма в результате того или иного вида интеграции. Внутренние преимущества интеграции могут являться результатом эффективного взаимодействия участников группы и выражаться, в том числе, в благоприятных для фирмы структурных изменениях рынка. 

Мотивы и  преимущества

Российской  экономике свойственна тенденция  к вертикальной интеграции, представляющей собой одну из наиболее неоднозначных форм экономической организации. Вертикально интегрированные структуры характеризуются как всеми преимуществами и недостатками крупного предприятия, так и собственными закономерностями развития.

Объединение предприятий  позволяет перейти на качественно  новый уровень управления, который  дает возможность применения различных  форм координации действий и интересов  и управленческих мотиваций участников объединения, открывая тем самым  реальные перспективы повышения эффективности производства.

Становится  возможным осуществлять инновационно-технологический  трансферт, обмен стратегической информацией. При этом введение инновации на любом  из переделов приводит к выигрышу всей структуры.

Вертикальная  интеграция приводит к снижению зависимости компании от поставщиков или дистрибуторов. Необходимость увеличения независимости компании от внешней среды особенно актуальна на рынках, характеризующихся динамичностью, небольшим количеством покупателей и продавцов, а также при дефиците какого-либо ресурса.

Такие способы  обеспечения защиты от произвола  поставщиков, как увеличение запасов, работа с большим количеством  партнеров, использование товаров-заменителей  и т. п., не всегда представляются экономически эффективными и вообще осуществимыми. В этих случаях компании, не интегрированные с поставщиком факторов производства, могут сталкиваться с необходимостью приостановки своей деятельности каждый раз, когда спрос на данные факторы будет превышать предложение либо поставщик будет заинтересован в изменении условий контракта.

Кроме того, принятие решений неинтегрированными сбытовыми  компаниями, не заинтересованными в  реализации конечной продукции конкретного  предприятия, создает риски затоваривания  и частой недозагрузки производственных мощностей, результатом чего в конечном итоге станет нестабильность производства.

Вертикальное  объединение фирм позволяет организовать более эффективные схемы внутреннего  товарооборота и управления производственными  запасами, что способствует преодолению кризисов сбыта по технологической цепочке. Ускорение оборачиваемости средств, в свою очередь, уменьшает потребность в кредитах для пополнения оборотных средств и обеспечивает экономию на выплачиваемых процентах.

Существующие  риски

По сравнению с рыночными взаимоотношениями независимых партнеров вертикальная интеграция способствует снижению трансакционных издержек, связанных как с рыночной координацией компаний, так и с риском оппортунизма, специфичностью активов и ассиметричной информацией.

Угроза возникновения оппортунистического поведения контрагентов возникает в случае производства продукции, спрос на которую в будущем не определен, или в условиях невозможности предусмотреть при составлении контракта все неблагоприятные изменения условий внешней и внутренней экономической среды.

Специфические активы являются результатом специализированной инвестиции: такие активы не могут  быть перепрофилированы для использования  в альтернативных целях или другими  пользователями без потерь в производственном потенциале. Их наличие способствует возникновению двусторонней зависимости, которая усложняет контрактные отношения.

Специфичность активов может принимать несколько  форм, среди которых основными  являются особенности местоположения, технологических характеристик, человеческого капитала, а также целевых инвестиций.

Специфичность местоположения возникает в тех  случаях, когда поставщик и покупатель факторов производства расположены  весьма близко друг от друга, что минимизирует издержки хранения и транспортировки. Результат - крайняя немобильность активов. Например, в сталелитейной промышленности интеграция операций плавки (предыдущая операция) и прокатки (последующая операция) позволяет сократить транспортные затраты и обойтись без дополнительного нагрева стали. Аналогично размещение электростанции рядом с местом добычи угля обеспечивает экономию транспортных расходов.

Специфичность технологических характеристик  может иметь место в том  случае, когда одна или более сторон трансакции осуществляют инвестиции в  материальные активы (оборудование, машинный парк и т. п.) с необычными конструктивными и технологическими характеристиками. Результатом таких инвестиций является значительное снижение альтернативных возможностей использования материальных активов.

Специфичность человеческого капитала возникает в результате инвестирования в развитие персонала, например в процессе обучения специфике отрасли, освоения новых технологий и работы в команде.

Целевые инвестиции поставщик осуществляет в том  случае, если есть перспектива реализации значительного объема продукции конкретному потребителю. При досрочном расторжении контракта, соответственно, производственные мощности поставщика остаются незадействованными4.

Функционированию фирм, производящих или использующих в своей деятельности специализированные активы, сопутствуют как риски, связанные с реализацией специализированной продукции, так и риски, обусловленные неопределенностью в ее поставках, а также невозможностью перепрофилирования соответствующих производственных мощностей для использования в альтернативных целях.

Высокие трансакционные издержки возникают также в случае существования  асимметричной информации о качестве поставляемого оборудования и промежуточной  продукции. Вертикальная интеграция формирует  механизмы взаимострахования участников объединения и их адаптации к внешним осложнениям.

Даже при отсутствии рисков неопределенности и асимметричной  информации вертикальная интеграция приводит к снижению трансакционных издержек, связанных с рыночной координацией фирм. На конкурентных рынках продавец факторов производства и их покупатель вынуждены тратить средства на поиск друг друга, заключение и контроль исполнения серии соответствующих контрактов. В дальнейшем покупатель факторов производства становится продавцом конечной продукции и вынужден осуществлять указанные затраты в целях ее реализации. В условиях объединения рассматриваемых фирм в вертикально интегрированную структуру остаются только трансакции, связанные с поиском и сопровождением контракта в отношении покупателя конечной продукции.

Возможные результаты

Итогом вертикальной интеграции также является снижение стоимости конечной продукции вследствие уменьшения затрат на промежуточную продукцию за счет решения проблемы "двойной надбавки" или "двойной маржинализации" - последовательного суммирования прибыли производителями промежуточной и конечной продукции. Экономия на издержках, полученная в результате вертикальной интеграции, позволяет фирме значительно расширить формы своего присутствия на рынке: во-первых, путем значительного снижения цен на свою продукцию и, во-вторых, за счет получения большей прибыли при установившейся рыночной цене.

Вертикально интегрированная  структура имеет возможность  повысить рыночную власть относительно той, которой она обладает исходя только из своей доли на данном рынке, путем ограничения доступа конкурентов как на рынок факторов производства, так и на рынок конечной продукции.

Доступ конкурентов на рынки промежуточной продукции  ограничен из-за невозможности или  неблагоприятных условий заключения контрактов с фирмами, включенными  в интегрированную структуру. На рынках конечной продукции вертикально интегрированная компания обладает преимуществами, обусловленных специфическим решением проблемы "двойной надбавки", сокращением трансакционных издержек и т. п. Более низкие расходы усиливают конкурентную позицию такой компании и одновременно поднимают барьеры входа в отрасль для новых фирм.

Кроме того, специфика вертикальной интеграции позволяет сочетать низкий уровень концентрации на рынках конечной продукции с достаточно высокой  степенью монополизации власти и, соответственно, снизить давление со стороны органов исполнительной власти в области антимонопольного регулирования.

Таким образом, последствия  вертикальной интеграции весьма неоднозначны. С одной стороны, вертикально  интегрированные структуры задают тенденции к снижению издержек производства и, соответственно, цен; приводят к повышению конкурентоспособности как интегрированной фирмы, так и отдельного предприятия структуры; являются одним из возможных способов активизации инвестиционной деятельности на предприятиях вследствие грамотного управления финансовыми потоками. С другой - способны увеличить рыночную власть и усилить монополизацию.

Отсутствие  недостатков?

В современной  экономической литературе возможность  трансформировать рыночные структуры в сторону снижения степени активности конкурентных взаимоотношений рассматривается как одно из отрицательных последствий вертикальной интеграции. В качестве другого ее недостатка указывается негативное влияние на производственно-экономическую эффективность компании, выражающееся в медленной адаптации к новым технологиям и снижении производственной гибкости, ограничении свободы выбора поставщиков, а также возникновении проблемы сбалансированности структуры.

Ряд авторов полагает, что  вертикально интегрированные фирмы заинтересованы в сохранении существующих технологий и производственных мощностей, даже если они устаревают, поскольку затраты на их модернизацию находятся в прямой зависимости от количества переделов, входящих в интегрированную структуру, и размеров компании.

В действительности возникновение  указанного недостатка возможно только в том случае, если в рамках вертикально  интегрированной фирмы присутствует монопольный или занимающий значительную рыночную долю и подверженный синдрому Х-неэффективности производитель. В противном случае подобные компании обладают более сильными стимулами к внедрению и развитию усовершенствованных технологий, поскольку те, обеспечивая, например, сокращение издержек, дают тем большую величину совокупной экономии и конкурентные преимущества, чем в большее количество переделов она внедрена и чем на большее количество производимой продукции распространяется экономия.

Кроме того, предполагается, что у вертикально интегрированной  фирмы возникают дополнительные затраты на координацию действий во всех звеньях цепочки ценностей. Приобретение же комплектующих у других компаний позволяет фирме быть более гибкой. Так, например, большинство компаний, выпускающих автомобили, покупают значительную массу комплектующих у специализированных производителей.   

Безусловно, в некоторых  случаях приобретение комплектующих  на рынке может быть более эффективным  по сравнению с вертикальной интеграцией, однако объединение с компанией, чьи комплектующие занимают значительную долю в готовой продукции, представляется эффективным в большинстве случаев (например, интеграция металлургического и машиностроительного производств).

Также считается, что компании, входящие в вертикально интегрированную  структуру, вынуждены осуществлять закупки внутри группы, несмотря на то что у независимых поставщиков продукция или услуги могут оказаться дешевле и качественнее. Однако относительная редкость заключения контрактов на поставку товаров или услуг, производимых внутри вертикально интегрированной структуры, с внешними источниками является скорее следствием рационального поведения фирмы, чем результатом ограничения свободы выбора. Следует учитывать, что вертикально интегрированная компания заинтересована в поставках продукции или услуг, которые она может произвести на собственном предприятии, только в том случае, если выигрыш от подобного контракта будет превышать условно постоянные затраты собственного производства.  

Информация о работе Стимулы вертикальной интеграции