Современные формы маркетинга на примере маркетинга в системе франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:37, контрольная работа

Описание

Цель курсовой работы – комплексное исследование современного вида маркетинга на примере маркетинга в системе франчайзинга.
Объектом курсовой работы является процесс маркетинга в системе франчайзинга в России. Предметом курсовой работы является исследование маркетинга в системе франчайзинга.
Исходя из изложенной цели, в работе ставятся следующие задачи:
- изучить сущность франчайзинга;
- исследовать основы маркетинга в системе франчайзинга;
- охарактеризовать процесс становления и развития маркетинга в системе франчайзинга в России;
- обобщить российскую практику маркетинга в системе франчайзинга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы маркетинга в системе франчайзинга………………………………..5
1.1. Сущность франчайзинга……………………………………………………5
1.2. Маркетинг в системе франчайзинга……………………………………….10
2. Анализ развития маркетинга в системе франчайзинга в РФ……………….17
2.1.Правовое регулирование франчайзинговых отношений в РФ……………17
2.2. Условия развития франчайзинга в РФ……………………………………22
2.3. Особенности маркетинга в системе франчайзинга в России…………….27
3. Анализ использования маркетинга в системе франчайзинга в ЗАО «Интерскол»……………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

франчайзинг.doc

— 660.00 Кб (Скачать документ)

     Современные формы маркетинга на примере маркетинга в системе франчайзинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Основы маркетинга в системе франчайзинга………………………………..5

1.1. Сущность  франчайзинга……………………………………………………5

1.2. Маркетинг в системе франчайзинга……………………………………….10

2. Анализ  развития маркетинга в системе франчайзинга в РФ……………….17

2.1.Правовое регулирование франчайзинговых отношений в РФ……………17

2.2. Условия  развития франчайзинга в РФ……………………………………22

2.3. Особенности маркетинга в системе франчайзинга в России…………….27

3. Анализ  использования маркетинга в системе франчайзинга в ЗАО «Интерскол»……………………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………..40

Список  литературы…………………………………………………………….42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В настоящее время более заметную роль в экономике страны стал играть малый и средний бизнес. При  росте безработицы в стране все  больше политиков и экономистов обращаются к такому виду бизнеса как источнику новых рабочих мест.

     Малое предпринимательство способствует развитию конкуренции и обладает следующими достоинствами: способностью быстро и гибко реагировать на запросы рынка в различных областях деятельности; большой восприимчивостью к изменению спроса на рынке; созданием дополнительных мест и обеспечением занятости местного населения в крупных городах и в малонаселенных пунктах.

       Существуют многочисленные нефинансовые формы поддержки, например, оказание помощи со стороны в ведении определенного бизнеса, что способствует успешному росту предпринимательства. Одним из современных видов партнерского бизнеса является франчайзинг, именуемый также «льготным предпринимательством».

     Франчайзинг - это современная форма ведения бизнеса и одновременно особый вид маркетинга. Смысл франчайзинговых взаимоотношений партнеров в бизнесе состоит в том, что одна сторона - франчайзер передает другой стороне право вести определенный вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения и имидж франчайзера (товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и т.п.).

       В качестве франчайзера может выступать как крупная фирма, хорошо известная потребителю, так и фирма, добившаяся прочного положения со своим бизнесом на рынке, для которой необходимо или желательно обеспечить себе возможность быстрого роста при минимальных финансовых затратах, обеспечив рабочую силу и ресурсы для достижения поставленной цели в обмен на предоставленное франчайзи право вести бизнес в соответствии с разработанной франчайзером системой и его имиджем.

     Франчайзер  при этом может взять на себя обязательство поставить необходимое оборудование, материалы и сырье, осуществляет обучение франчайзи и его персонала, консультирует и оказывает помощь в управлении бизнесом, может оказать непосредственную финансовую помощь или косвенную в виде поручительств и гарантий.

       Таким образом, работа фирмы, использующей систему франчайзинга, позволит преодолевать возникающие трудности, особенно на начальном этапе, что особенно актуально для начинающих предпринимателей в РФ.

     Франчайзинг отличается уникальной маркетинговой политикой, обусловленной спецификой данного вида деяельности.

     Цель  курсовой работы – комплексное исследование современного вида маркетинга на примере маркетинга в системе франчайзинга.

       Объектом курсовой работы является процесс маркетинга в системе франчайзинга в России. Предметом курсовой работы является исследование маркетинга в системе франчайзинга.

       Исходя из изложенной цели, в работе ставятся следующие задачи:

- изучить сущность франчайзинга;

- исследовать  основы маркетинга в системе франчайзинга;

- охарактеризовать процесс становления и развития маркетинга в системе франчайзинга в России;

- обобщить  российскую практику маркетинга в системе франчайзинга.

       В ходе настоящего исследования использованы законы логики и обобщения, анализ и синтез, индукция и дедукция, относящиеся к числу общенаучных методов.  
 
 
 
 
 

1. Основы маркетинга  в системе франчайзинга. 

     1.1. Сущность франчайзинга. 

     Решение многих экономических проблем современной  России требует новых экономических  механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг.

     Можно утверждать, что франчайзинг в  настоящее время - инструмент, позволяющий  повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства  малого и крупного бизнеса.

       История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

     В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах  прошлого века, когда практически  одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. [18, с. 64].

       Анализ проблем франчайзинга требует уточнения основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.

       Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение. Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от воего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

       Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара. Этот товар должен обладать следующими признаками: известной торговой маркой; номенклатура товаров должна быть ограничена.

       Объектом франчайзинга могут быть следующие товары: продукт (изделие, имеющее материальную форму); услуга; производственный процесс; бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий); комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

       Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза). Первая сторона - франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке.

     Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один.

       Вторая сторона - франчайзи. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.

       Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж) предоставляет право франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.

     Роялти-регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с оддержанием и развитием франчайзинговой системы. [ 22, с. 92].

       Франчайзинг - экономический инструмент , отличающейся особой моделью маркетинга, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические и правовые предпосылки. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг".

     Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.

     Развитие  правового обеспечения франчайзинга требует решения экономических  проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем.

       Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера.

     Но  именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

     Франчайзинг строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. [ 13, с. 114].

     Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи  должны вкладывать в развитие системы  свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить  разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи  должен быть достаточно большим.

     На  основе анализа различных определений  франчайзинга в странах, где существует правовое регулирование этого процесса, сформулированы следующие признаки франчайзинга:

  • существование у франчайзера наработанной системы ведения бизнеса;
  • проведение франчайзером обучения франчайзи;
  • постоянная поддержка франчайзи по вопросам ведения предпринимательской деятельности со стороны франчайзера;
  • предоставление франчайзером права вести дело, используя его систему и торговый имидж;
  • выплата вознаграждения франчайзеру за полученные права.

     Льготное  предпринимательство (франчайзинг) может  быть применимо к любому виду деятельности, являясь еще одним средством  производителя, оптовика или розничного торговца, которое может быть им использована с целью расширения своего бизнеса.

     Для обеспечения справедливых франчайзинговых  взаимоотношений были созданы Международная  Ассоциация Франчайзинга[2] (1960 год) и  Европейская Ассоциация Франчайзинга (1972 год).

     Из  бывших республик СССР в эти организации  входят Казахстан, Латвия, Российская Федерация и Украина. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.

     Договор франчайзинга является традиционным для  англосаксонской системы права  и не распространен в странах  романо-германской (континентальной) системы права.

     Между тем, необходимость использования  договора франчайзинга во внешней торговле вызвана потребностью создания единой франчайзинговой модели осуществления  предпринимательской деятельности.

     В США есть законы, защищающие франшизу от незаконного использования и при этом не предусматривающие сложной системы регистрации франчайзи.

     Согласно  этим законам, фирменное наименование, во-первых, неотчуждаемо, а во-вторых, при регистрации франчайзи должен обязательно указывать вид деятельности и правовую форму организации. [ 7, с. 60]. 

Информация о работе Современные формы маркетинга на примере маркетинга в системе франчайзинга