Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:48, сочинение

Описание

Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы свидетельствует о том, что в мире современного бизнеса понятие «маркетинг» является едва ли не самым употребляемым. Поэтому не случаен, а вполне закономерен интерес науки, к выяснению сущности данного понятия, тем не менее, несмотря на обилие зарубежной и отечественной литературы по маркетингу, в том числе учебной, опубликованной за последние полтора-два десятилетия, сущность маркетинга остается дискуссионной проблемой.

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг. Эссе.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Эссе  по теме: «Социально-экономическая  сущность и содержание маркетинга» 

     Анализ  зарубежной и отечественной экономической  литературы свидетельствует о том, что в мире современного бизнеса  понятие «маркетинг» является едва ли не самым употребляемым. Поэтому не случаен, а вполне закономерен интерес науки, к выяснению сущности данного понятия, тем не менее, несмотря на обилие зарубежной и отечественной литературы по маркетингу, в том числе учебной, опубликованной за последние полтора-два десятилетия, сущность маркетинга остается дискуссионной проблемой. Такая ситуация обусловлена, на взгляд автора, следующими обстоятельствами:

    • во-первых, сложность, многоплановость и динамичность маркетинга как явления, охватывающего широкий спектр самых разных видов деятельности, предопределяет немалые трудности в выявлении его сущности1;
    • во-вторых, в ряде литературных источников такая проблема вовсе не ставится, лишь приводится несколько различных толкований маркетинга без их анализа и каких-либо ориентиров на области применения2. Выбор той или иной трактовки маркетинга предоставляется самому читателю;
    • в-третьих, различия в подходах к выяснению сущности маркетинга. В этом контексте четко просматриваются по меньшей мере две крайности.

     Одна  крайность заключается в акцентировании лишь отдельных, причем различных аспектов и граней маркетинговой деятельности или области ее осуществления. Это достаточно убедительно можно проиллюстрировать следующими примерами.

     В одном из подобных вариантов маркетинг  отождествляется с предпринимательской деятельностью, связанной с выявлением и удовлетворением нужд и желаний потребителей3, «направлением потока товаров и услуг от производителя к покупателю или потребителю», превращением нужды и потребности покупателя (клиента) в доходы предприятия (фирмы)4. Такое толкование маркетинга не только далеко не полно отражает его сущность, но даже и искажает ее. Известно, что предпринимательская деятельность существовала задолго до появления маркетинга. Поэтому отождествлять маркетинг с предпринимательской деятельностью некорректно без указаний условий, при которых он действительно является таковой.

     В другом варианте маркетинг — это  «концепция предпринимательской деятельности и политика целенаправленного использования  рыночных инструментов для достижения предпринимательских целей благодаря сознательному удовлетворению потребностей клиентов»5. Отдельные авторы трактуют маркетинг как «целостную концепцию развития предприятия, философию его существования, осуществляемую таким образом, что система управления предприятием строится на принципах маркетинга, а процесс управления реализуется как маркетинговое управление»6. Другим авторам маркетинг представляется как «рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг»7.

     Еще в одном из вариантов сущность маркетинга сводится к анализу конъюнктуры  товарного рынка, направленному  на выявление потенциальных рынков сбыта при их долгосрочном прогнозе с учетом потребительского спроса, а также перспектив организации в области исследований и приспособления производства к возникающим или ожидаемым ситуациям8. Другая крайность в исследовании маркетинга заключается в попытке, не выясняя его природы, дать ему однозначное универсальное определение с приданием самого разнообразного смыслового значения. Так, согласно Словарю современной экономической теории Макмиллана, под маркетингом понимается «термин, охватывающий всю деятельность фирмы, связанную с продажей и сбытом своей продукции», а по мнению В.П. Хлусова, «маркетинг — это комплексная система организации производства и сбыта товара или оказания услуг»9.

     Отмеченные  выше обстоятельства породили в зарубежной и отечественной литературе множество определений маркетинга — от упрощенных и лаконичных до весобъемлющих и многословных. По данным Германского института маркетинга и Американской ассоциации маркетинга, их насчитывается свыше двух тысяч (!), что является еще одним свидетельством довольно глубоких разногласий в этой области даже среди специалистов.

     Тем не менее, сущность отражает наиболее устойчивые глубинные свойства и  связи явления (объекта) в их единстве, а вот содержание явления есть совокупность его внутренних процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих объект элементов и свойств и обусловливают существование явления (объекта), его развитие. В этом смысле содержание выступает как процесс, раскрывающий сущность явления (объекта), его технологию. Нельзя не отметить и системный подход, который обязывает в контексте выяснения сущности маркетинга рассматривать последний в качестве сложного многоаспектного явления, последовательно анализировать всю иерархическую систему существенных связей, восходя от глубинной сущности к сущностям производного порядка, а также различных форм их проявления в том или ином аспекте.10

       Можно согласиться с точкой  зрения авторов, рассматривающих  маркетинг как исторически объективно-субъективное  социально-экономическое явление, возникшее на определенной стадии товарно-денежных отношений и изменяющееся с их развитием. Это позволяет, на наш взгляд, раскрыть природу маркетинга, более полно определить его сущность.

     Но  в данном исследовании автор не ставит своей целью анализ столь широкого спектра существующих определений маркетинга, ибо это занятие весьма обременительное, к тому же бесплодное, затрудняющее поиск истины. Представляется целесообразным сосредоточиться на двух наиболее значимых – социальной и экономической сущности маркетинга.

     Представим  схематически основные формы проявления социально-экономической сущности маркетинга рис. 1.  

     

      

Рис. 1. Формы проявления социально-экономической сущности маркетинга11  

     Если  анализировать непосредственно  экономическую сущность маркетинга, то это процесс который обеспечивает контакт производителя и потребителя, способствует эффективности совершаемых ими обменов. Как следствие, он является целеполагающим началом производства, средством сведения до минимума несоответствия спроса и предложения. В рассматриваемом качестве маркетинг устанавливает и постоянно поддерживает не только товарный, но и информационный обмен между потенциальными участниками рыночных отношений. Потребность в нем тем выше, чем больше производителей однородной продукции противостоит нуждающимся в ней покупателям.

     Независимо  от размеров, формы собственности  и сферы приложения капитала предприятие, стремясь достичь стратегических целей  своего развития, выполняет ряд функций. К числу важнейших из них можно  отнести подготовку производства, изготовление продукции, финансово-экономические, обеспечивающие и маркетинг. Первоначально маркетинг рассматривался как одна из многочисленных и равноправных функций хозяйственной деятельности, затем как хозяйственная функция, превалирующая над другими, и, наконец, как интегрирующая хозяйственная функция12.

     Но, важно отметить, что, маркетинг наравне  с другими элементами экономики  должен нести ответственность за достижение социальных целей как  страны в целом, так и отдельных  ее хозяйствующих субъектов, и в этом проявляется его экономическая сущность.

     Применительно к стране маркетинг ориентирован на повышение (поддержание) ее притягательности для других стран, их хозяйствующих  субъектов, других социальных институтов и населения, престижа в международных организациях. Маркетинг страны, разумеется, не ставит своей целью конкретные акты купли-продажи и является некоммерческим, хотя важнейших опосредованных экономических результатов такого маркетинга можно выделить достаточно много. Это эффекты реализации геофизических, финансовых, технико-технологических и кадровых ресурсов (использование вне территории внутренних ресурсов и притяжение внешних), рост объемов и активизация внешнеэкономической деятельности, результаты участия в международных проектах и др.

     Можно выделить следующие направления  применения маркетинга в данном секторе: покрытие дефицита бюджета, эффективное  использование земельных ресурсов, государственная поддержка малого предпринимательства.

     В дополнение к изложенному можно говорить об использовании маркетингового подхода в государственных органах управления при решении следующих задач13:

     1. Выделение отдельных регионов и организаций, которые в наибольшей степени нуждаются в государственной поддержке и ускоренное развитие которых обеспечит структурную перестройку и решение других социально-экономических проблем России.

     2. Регулирование спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг, обеспечение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию за счет разумных налоговой и ценовой политики, экспортно-импортных квот и пошлин и др.

     3. Грамотное формулирование госзаказов на военную технику, объекты строительства, сельскохозяйственную продукцию и др.

     4. Определение приоритетов на отдельные целевые программы государственного уровня.

     Таким образом, целесообразно заключить  следующее: из изложенных в исследовании определений сущности маркетинга, можно  резюмировать следующее общее понятие: маркетинг — это экономическая  категория, обладающая очень емким  содержанием. Базируясь на системном подходе к определению его сущности, можно рассмотреть маркетинг как экономический или социальный процесс. Хотя маркетинг — это сложное многоаспектное объективно-субъективное социально-экономическое явление, присущее рыночной экономике, его возникновение и развитие обусловлено реакцией субъектов рыночных отношений на обострение противоречий воспроизводственного процесса в условиях ужесточения конкуренции, возрастания неопределенности общеэкономической и рыночной конъюнктуры, а также рисков ведения хозяйственной деятельности.

     Следует сказать, что некоторые аспекты  объективно-субъективной природы маркетинга в разрозненном виде нашли отражение  в зарубежной и отечественной  литературе. В частности, отмечалось, что маркетинг «базируется на понятии обмена», «когда по крайней мере одна из сторон потенциального обмена разрабатывает и использует средства достижения желаемого отклика других сторон» 14и «возникает всегда, когда имеется какая-либо неопределенность»15. По мнению автора, маркетинг необходимо рассматривать в первую очередь как социально-экономический процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Березкина Т.Е. Основы маркетинга. Практикум. М.: Высшая школа, 2006. -192с.
  2. Васильев Г. А. Маркетинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -208с.
  3. Герасименко В.В. Основы маркетинга. М.: ТЕИС, 2007. -413с.
  4. Карпова Т. Ю. Некоторые аспекты социально-экономической сущности муниципального маркетинга. // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. Т. 7. № 1. С. 33-38.
  5. Кузьмина Е.Е., Шаляпина Н.М. Теория и практика маркетинга. М.: КНОРУС, 2005. -224с.
  6. Литовка Сущность маркетинга – дискуссионная проблема // Вестник Финансовой академии. 2007. № 1. С. 25.
  7. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. СПб.: Питер, 2006. -400с.
  8. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. М.: Проспект, 2007. -232с.
  1. Пилипенко Н.Н. Татарский Е.Л. Основы маркетинга. М.: Юнити-Дана, 2011. -383с.
  1. Перлов  В.И. Маркетинг на предприятии отрасли  печати. М.: МГУП, 2002. -284 с.
  1. Щегорцов  В.А., Таран В.А. Маркетинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -447с.

Информация о работе Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга