Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинга изучить основные методы и процедуру маркетинговых исследований рынка.
Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать следующее:
- познакомиться с понятием маркетинговых исследований,
- узнать основные этапы, методы и типы маркетинговых исследований,
Введение
1. Понятие и основные этапы маркетингового исследования
1.1 Этапы маркетинговых исследований
2. Методы и типы маркетинговых исследований
2.1 Методы маркетинговых исследований
2.2 Типы маркетинговых исследований
3. Виды информации и методы ее сбора
Заключение
Библиографический список литературы
Приложение
Закрытые вопросы включают в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них, а открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами.
Формулирование вопросов также требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. До начала широкого использования вопросы следует предварительно опробовать.
Особого внимания требует и установление последовательности вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в конце анкеты или интервью, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе.
Механические устройства, хотя реже, но тоже находят применение в маркетинговых изысканиях. Например, для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого при контакте с конкретным рекламным объявлением или изображением используют гальванометры. Гальванометр фиксирует малейшие выделения пота, которыми сопровождается эмоциональное возбуждение. Существуют тахистоскопы - приборы, которые экспонируют для опрашиваемого рекламное объявление в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунды до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел увидеть или запомнить. Применяется и специальный аппарат для фиксации движений глаз, с помощью которого определяют, на какие участки падает взгляд в первую очередь, как долго задерживается он на определенных участках и т.д. Электронное устройство под названием аудиметр, подключаемое к телевизору в домах опрашиваемых, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен.
3) Составление плана выборки.
Выборка - сегмент населения призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь маркетинга должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием.
Для этого необходимо принять три решения.
Первое: кого опрашивать? Например, только ли бизнесменов, или только ли руководящих работников, а может быть рядовых служащих, или всех их вместе взятых. Исследователь должен решить, какая именно информация ему нужна и кто именно скорее всего ею располагает.
Второе: какое количество людей необходимо опросить? (или объем выборки). Большие выборки надежнее небольших, но для получения точных результатов вовсе не обязательно опрашивать многих опрашивать нужно, скорее, правильно, нежели много.
Третье: Каким образом следует отбирать членов выборки?
Для этого можно воспользоваться методом случайного отбора. Можно отбирать их по признаку принадлежности к определенной группе или категории, такой, как возрастная группа или факт проживания в определенном районе. Также отбор может основываться на интуиции исследователя, который чувствует, что именно эти лица могут быть хорошими источниками информации.
4) Способы связи с аудиторией. Под этим понимается способность вступить в контакт с членами выборки. Это можно сделать по телефону, по почте или посредством личного интервью.
Интервью по телефону - лучший метод быстрого сбора информации. В ходе его опрашивающий имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Это очень быстрый метод сбора информации, но он не лишен недостатков: опрашивать можно лишь тех, у кого есть телефон, а также беседа должна быть краткой по времени.
Почта - анкета, рассылаемая по почте, может быть лучшим средством вступления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное интервью, либо на их ответах может сказаться влияние опрашивающего. Однако почтовая анкета требует простых, четко сформулированных вопросов, а процент и скорость возврата таких анкет обычно низки.
Личный контакт - самый универсальный из трех методов проведения опроса. Опрашивающий может не только задать больше вопросов, но и дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Личное интервью - самый дорогой из трех методов и требует тщательного административного планирования и контроля. Личные интервью бывают двух видов индивидуальные и групповые. Индивидуальное интервью предполагает посещение людей на дому или по месту работы или встречу с ними на улице. В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемому вручается небольшая денежная сумма или небольшой подарок. Беседа в случае индивидуального интервью может занять от нескольких минут до нескольких часов. Групповое интервью заключается в приглашении нескольких человек на несколько часов для беседы о товаре, услуге. Ведущий должен обладать высокой квалификацией, объективностью, знанием темы, о которой пойдет речь. В противном случае результаты беседы могут оказаться бесполезными. За участие в беседе опрашиваемым обычно выплачивают небольшое денежное вознаграждение. Высказывания людей записывают, а затем изучают, пытаясь разобраться, как потребители принимают решения о покупке. Можно сказать, что групповые интервью на сегодня становятся одним из основных исследовательских орудий маркетинга, позволяющих глубже понять мысли и чувства потребителей.
3. По периодичности возникновения:
3.1. Постоянная информация – отражает постоянные, длительное время неизменные величины маркетинговых интересов.
3.2. Переменная информация – содержит фактические количественные и качественные характеристики функционирования субъектов рынка.
3.3. Эпизодическая информация – определяется, формируется и предоставляется по мере необходимости.
4. По назначению:
4.1. Справочная информация – нужна для ознакомительного вспомогательного использования, отражает относительно стабильные признаки.
4.2. Рекомендательная информация – содержит прогнозы реализации товарной продукции, приоритеты выбора целевых рынков, поставщиков, посредников, торговцев. Основывается на результатах специальных исследований или анализе данных, приводимых в печатных изданиях и коммерческих базах данных рыночной ситуации
4.3. Нормативная информация – включает нормативные законодательные акты, нормы и нормативы элементов производства, обращения и т.д.
4.4. Сигнальная информация – появляется в ходе возникновения отклонений фактического состояния объектов маркетинговых интересов от запланированного.
Таким образом, маркетинговая информационная система строится на основе увязки всей необходимой информации и ее составляющих. Данная система позволяет:
- классифицировать информацию,
- быстро и рационально обработать информацию,
- фильтровать и уплотнять информацию,
- определять источники информации,
- направлять информацию по адресу, в требуемом объеме, в нужное время,
- определять права пользователей информацией на каждом уровне.
В обобщенном виде важнейшими элементами маркетинговой информационной системы являются базы:
База данных маркетинга – структурированная совокупность данных, позволяющая субъекту рынка получить всю информацию, необходимую для принятия маркетингового решения.
Банк методов обработки информации включает арифметические операции, математические и статистические методы, графическую обработку и др.
Банк моделей включает соответствующие модели, приобретенные на стороне и наработанные непосредственно субъектом рынка.
Заключение
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели основные особенности маркетинговых исследований рынка и их методы.
Подробно был освещен процесс проведения маркетинговых исследований, состоящий из пяти этапов, а именно:
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.
2. Отбор источников информации.
3. Сбор информации.
4. Анализ собранной информации.
5. Представление полученных результатов.
Очень большое внимание уделяется изучению групп экономико-математических методов, приемов, используемых при проведении маркетинговых исследований. Также объясняется затрудненность применения математического моделирования, т.к. маркетинг имеет дело с человеческим поведением, а не с техническими явлениями, он ориентирован на конкретных потребителей, а потребители все разные.
И наконец, в последней главе представлено краткое описание и ознакомление двух известных зарубежных компаний, опыт которых могли бы позаимствовать и наши отечественные фирмы. Гибкость, готовность всегда идти навстречу заказчику, применение и поиск новейших технологий, постоянная забота о персонале - все это далеко не полные характеристики этих фирм. Они нашли свое место не только внутри своей страны, но и выбились на мировой рынок, и, конечно, существует немало проблем и в организации планирования и в совместных работах, но хочется надеяться, что принципы мировой практики управления фирмой окончательно приживутся и у нас.
Библиографический список литературы
1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – М.: Финпресс, 1998.
2. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ. / Под общ. Ред. Ю.В. Шленова. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998.
3. Марктинг: Учебник для вузов/ Под. Ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
4. Марктинг: Учебник / Под ред. А. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
5. Мешков А.А., Мусатов Б.В. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2002.
Приложение
Исследование рыночных возможностей фирмы
ЗАДАЧА. Определить положение фирмы Г на рынке, используя показатели: доля рынка, средние издержки производства, прибыль на единицу продукции, валовая прибыль.
На рынке товара Т работают 5 конкурирующих фирм. Рынок является закрытым, то есть импорт и экспорт отсутствует.
Исходные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Исходные данные
Показатели | Последняя цифра шифра | ||||
0,1 | 2,3 | 4,5 | 6,7 | 8,9 | |
Фирмы | |||||
А | Б | В | Г | Д | |
Объем производства (Qi), тыс.шт. | 27 | 24 | 25 | 23 | 26 |
Издержки на весь объем производства (Иi), млн.руб. | 64,26 | 55,68 | 60,00 | 52,90 | 60,32 |
Выручка (Вi), млн.руб. | 97,2 | 86,4 | 90,0 | 82,8 | 93,6 |
Решение
1. Определим общую емкость товара Т
2.
(1)
где n=5 – количество фирм на рынке.
3. Определим долю рынка каждой фирмы (mi) по формуле (2) и осуществим ранжирование фирм по этому показателю. Ранг, равный единице, присваиваем фирме, имеющей наибольшую долю на рынке
(2)
Результаты расчетов поместим в табл. 2
Таблица 2
Ранжирование фирм по показателю доли рынка
Фирма | Доля рынка (mi),% | Ранг Rm |
А | 21,6 | 1 |
Б | 19,2 | 4 |
В | 20 | 3 |
Г | 18,4 | 5 |
Д | 20,8 | 2 |
Информация о работе Методы и процедура маркетинговых исследований рынка