Эволюция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание

К концу XIX – началу ХХ в. , появились первые работы по научному обобщению накопленного опыта и формирование основ науки управления. Теория и практика управления производством в ХХ в., формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как инженерные науки , социология, математика, психология и т.д. Достижения в этих областях вызвали новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новейшие подходы к управлению и отказаться от устарелых теорий, которые не выдержали проверку практикой.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3с
1. Становление и развитие менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4с
1.1 Возникновение и эволюция менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . 4с
2.Школы менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 8с
2.1Школа научного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8с
2.2Административная или функциональная школа управления . . 10с
2.3Школа человеческих отношений и поведенческих наук . . . . .11с
2.4Школа науки управления или количественный подход . . . . . .13с
3. Подходы к менеджменту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14с
3.1Процессный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14с
3.2Системный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15с
3.3Ситуационный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16с
4.Современные модели менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17с
4.1 Американский менеджмент . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 17с
4.2. Японский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18с
4.3. Европейский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20с
4.4. Российский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21с
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23с
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24с

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент Т.docx

— 72.92 Кб (Скачать документ)

Общая характеристика процессного  подхода основана на объединении  важнейших видов управленческой деятельности в небольшое число  функций, которые применяются ко всем организациям. Американский менеджмент разделяет процесс управления на четыре первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции управления объединены между собой связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Посредством планирования разрабатываются единые цели и координируются усилия всех членов организации по достижению этих целей. При это должен быть постоянно непрерывный процесс планирования, на это есть две причины.  Первая, по достижению определённых целей организация ставит перед собой новые цели и, вторая, из-за постоянной неопределённости будущего в силу изменений окружающей среды и возможных ошибок, допущенных при первоначальном определении целей.

Функция организации, ее задача состоит в том, что для работников нужно создать .эффективное распределение задач, которое позволит реализовать стратегию предприятия по достижению заданных целей и выполнение планов во взаимодействии с окружающей средой.

Функция мотивации предполагает определить потребность работника, о обеспечении условий для удовлетворения этих потребностей через хорошую работу.

Функция контроля она занимается обеспечением условий для реализации предполагаемых целей организации. Суть в том, что в процессе производства возможно могут  возникнуть отклонения от заданного плана выполнения работ. Найти и устранить отклонения в работе по выполнению плана, прежде чем организации будет нанесён значительный ущерб, - вот основная задача функции контроля.

Принятие решений –  это выбор руководителем одного из альтернативных вариантов возможных  действий, указывающих, что и как  планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Коммуникация – это  постоянный процесс обмена информацией между людьми. Так как организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, функционирование зависит от качества коммуникаций.

Процесс управления основан  на реализации взаимозависимых функций  управления посредством принятия решений  и коммуникаций.

 

 

3.2Системный подход.

Системный подход —  это особое направление методологии научного познания, в основе которого заложено изучение объекта как системы: целого комплекса взаимосвязанных элементов (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности отношений и сущности. Холл А.Д., Фейджин Р.И., поздний Берталанфи).

Системный подход , можно  сказать некий способ организации  наших действий, такие которые  охватывают любой род деятельности, выводя  закономерности и взаимосвязи, с целью их более эффективного использования.  Поэтому системный  подход является  не столько как  метод решения задач, а скорее всего больше метод постановки задачи. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Системный подход начал свой путь в современной теории организации и управления, как некая особая методология научного анализа и мышления. Одним из требований к  современному руководителю стало системное мышление.  Главной сутью системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе. Система, по определению многих авторов, - это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что её свойства как системы не сводится простой к сумме свойств, входящих в неё элементов.

Особенность системного подхода  состоит в том, что он не содержит набора каких-либо руководящих принципов. Системный подход говорит лишь о  том, что организация состоит  из большого числа взаимосвязанных  подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует и реагирует с окружающей средой.

 

3.3Ситуационный подход.

 

Ситуационный подход внёс значительный и большой вклад в теорию управления, он открыл возможности прямого приложения теоретических положений к определенным ситуациям и условиям. Он не является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации и путях их решения.

Ситуационный подход принимает достижения других подходов и школ управления.  Он так же состоит из основных концепций и подходов, которые могут использоваться во многих организациях. Общий процесс управления похож, ситуационный подход утверждает, что специфические приёмы, которые используются на практике для достижения целей предприятия.

Ситуационный подход можно сказать почти продолжение системного подхода к управлению. Системный подход смог определить, что организация это постоянно взаимодействующая организация с внешней средо й. У производственных систем ,как и у открытых систем, есть входные и выходные каналы, благодаря которым можно сотрудничать со внешней средой. Вся организация внутри предприятия это и есть решение на различные по природе воздействия факторов во внешней среде, это согласно исходя из ситуационного подхода.  Ситуация – центральный момент этого подхода. Она означает определенный набор обстоятельств, которые позволяют в данный период времени существенное влияние на двигатель предприятия. Есть множественное число факторов внешней среды, которые воздействуют на производственную систему, и поэтому из этого всего многообразия выделяют только главные.

Ситуационный подход набрал в себя только самое главное и лучшее из предыдущих школ и подходов, поэтому он расширил кругозор практических применений теоритической системы, определив основные внутренние и внешние переменные, которые повлияют на производственные системы. На данный момент ситуационный подход является одним из лучших подходов, благодаря ему управление становится эффективным.

 

4.Современные  модели менеджмента

4.1 Американский менеджмент

 

В США менеджмент появился   в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по считается родиной менеджмента. В 1881 году появился первый научный курс. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел широкого практического применения.  Спустя тридцать пять лет начал использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые поставил вопрос о значимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 г. Луис Брандейс ввел в обиход понятие «научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У.Тейлора « Принципы научного управления ».

В настоящие время США вступает уже в третью фазу формирования менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. Процветание фирмы зависит  от децентрализации организации, которая способствует созданию среды ,в которой каждый ее член принимает на себя ответственность. 

Почти несколько десятилетий  назад, функция «организация производства»  была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в США. В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций  составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата. Эксперты в сфере бизнеса считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные преимущества больших компаний.

Исследуют опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу. «Менеджмент и капитал – вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки.

В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой  и формальной структурой управления производством и персоналом.

 

 

4.2 Японский менеджмент

 

По мнению японского специалиста  по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков  японского управления.

1. Гарантия работы (занятности) и создание доверительной обстановки. Благодаря таким гарантиям, идет  стабильность  трудовых ресурсов и уменьшается текучесть кадров. Стабильность это  стимул для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Стабильность  это улучшение взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для   улучшения   деятельности компании. В Японии гарантия занятности обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

2. Гласность и ценности  корпорации. Это, когда все уровни управления и рабочие пользуются общей базой информации о деятельности фирмы и о политике. Следовательно развивается общая \ атмосфера участия и общая ответственность, что повышает производительность и улучшает взаимодействие   . Встречи и совещания дают существенные результаты, в них принимают участие инженеры и работники администрации .Японская система управления создает общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как сотрудничество и взаимодействие отделов, приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией.

3. Управление, основанное  на информации. Для качественных характеристик продукции и повышения экономической эффективности производства придается особое значение, сбор информации и их систематическому использованию. Множество фирм, собирающих приемники,  применяют систему сбора информации, при которой можно понять, когда приемник поступил в продажу, кто  отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом можно понять, кто был производителем, кто виноват в неисправности, и вследстивии делаются выводы и принемаются меры,что бы в следующий раз было все лучше.

4. Управление, ориентированное  на качество. Управляющие компаний и президенты фирм в японских предприятиях чаще всего обсуждают о необходимости контроля  качества. Производственный процесс управления должен получать, только точные данные о качестве.

5. Постоянное присутствие  руководства на производстве. Чтобы затруднения не задерживались и работа не вставала, японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется кружки качества и система новаторских предложений.

6. Поддержание чистоты  и порядка. Японцы очень ценят чистоту и порядок ,поэтому это существенный факт высокого качества товаров. В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: групповую ориентацию, согласованность, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким  образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы  заработной платы, анализа организации  труда и рабочих мест, аттестации служащих и другие. Но существует и  большая разница между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих  служащих компаниям. Отожествление  служащих с корпорацией создает  крепкую мораль и ведет к высокой  эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам  фирмы.

Существуют также особенности  японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

·        управление качеством на уровне фирмы - участие  всех звеньев в управлении качеством.

·        подготовка кадров и обучение методам управления качеством.

·        деятельность кружков качества.

·        инспектирование  деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и  проверка деятельности руководства.)

·        использование  статистических методов.

·        общенациональные программы по контролю качества.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто  не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь  вызвать и сохранить любовь и  преданность своего персонала.

Информация о работе Эволюция менеджмента