Этапы формирования и развития маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы : рассмотреть этапы развития маркетинга и выявить как происходит формирование маркетинга.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить эволюционную схему концепций маркетинга ;
- рассмотреть поэтапное формирование и развитие экономики;
- оценить развитие маркетинга зарубежом и в России;
-рассмотреть и проанализировать 5 основных концепций маркетинга;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА: ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ…
1.1. Виды маркетинга …………………………………………………………..
1.2. Цели, задачи, функции и принципы маркетинга ………………………..5
1.3. Сервизация экономики как современная концепция маркетинга……….8
1.4. Процесс управления маркетингом …………………………..…………...10
2.ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА…...…………………..………..…..
2.1. Поэтапное формирование экономики……………………………………12
2.2. Этапы развития маркетинга………………….……………………………15
2.3. Основные концепции маркетинга ……………………………………..…18
2.4. Особенности маркетинга в Российской экономике ………………..…...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая мар-г.docx

— 223.95 Кб (Скачать документ)

4). Изучение товара.

5). Анализ внешней и внутренней среды.

- Производственная функция

1). Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.

2). Организация обеспечения производства материальными ресурсами.

3). Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

- Сбытовая функция (функция продаж)

1). Организация системы товародвижения.

2). Организация сервиса.

3). Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС).

4). Проведение целенаправленной товарной политики.

5). Проведение целенаправленной ценовой политики.

- Функция управления и контроля

1. Организация стратегического  и оперативного планирования  на предприятии.

2. Информационное обеспечение  управления маркетингом.

3. Коммуникативная подфункция  маркетинга (организация системы  коммуникаций на предприятии).

4. Организация контроля  маркетинга (обратные связи, ситуационный  анализ).[9]

 

2.3 Сервизация экономики как современная концепция маркетинга

 

Главным отличительным признаком  современной фазы развития экономики  мира является наличие инфрасистем, связывающих все сферы хозяйства в единую технологическую цепь, которую некоторые авторы именуют инфра-индустрией, выделяя ряд особенностей ее формирования.

Во-первых, возникновение непосредственной технологической увязки между отдельными производствами, во-вторых, возрождение автономности, «делимости», подвижности и гибкости производственно-хозяйственной системы, в-третьих, повышение роли услуг сервиса и посционирования, либо продающихся через одни и те же торговые точки, либо в пределах одинакового диапазона цен.

Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных:

- для определенной области применения (бытовая техника);

- для продажи в определенном ценовом интервале (престижные дорогие изделия);

- для реализации в конкретных магазинах, супермаркетах, бутиках и т. д.;

- для определенной категории потребителей (детская одежда).

     Путем дифференциации одного товара можно составить ассортиментную группу. Если компания производит различные виды товаров, то сумму их ассортиментных групп называют товарной номенклатурой. Номенклатура товаров - ассортиментная группа товаров и товарные единицы, реализуемые одним продавцом.

Формирование ассортимента может осуществляться:

- созданием параметрического ряда (product line) - горизонтальная стратегия;

- дифференциацией товара, предназначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента, -концентрическая стратегия;

- диверсификацией производства и разработкой товарной номенклатуры (product mix) - конгломератная стратегия

Важную роль в товарной политике играет управление ассортиментом (номенклатурой), главной целью которого является его оптимизация. В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на главные характеристики номенклатуры (ассортимента): широту, насыщенность, глубину, гармоничность.

Широта номенклатуры - это сумма составляющих ассортиментных групп. Если компания производит (торговая фирма предлагает) ювелирные изделия, косметические товары и хозяйственные принадлежности, то широта равна 3.

Насыщенность номенклатуры - это общее количество всех производимых (предаваемых) товаров. Так, насыщенность номенклатуры - более 250 тыс. наименований.

Глубина ассортимента характеризует степень дифференциации каждого изделия (или каждой разновидности товара, поскольку дифференциации могут подвергаться такие пищевые товары, как молоко, а также некоторые сырьевые товары, например железные руды). Так, если зубная паста предлагается в форме трех тюбиков, отличающихся по весу, и, кроме того, дифференциация возможна по четырем видам лекарственных добавок, то глубина равна 12.

Гармоничность характеризует степень однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям конечного потребителя, торгового посредника, характеру производственного процесса и др. Так, широкая номенклатура потребительских товаров может быть гармонизирована по каналам сбыта, а ассортимент печатной продукции - по конечному потребителю.

Оптимизация ассортимента - это непрерывный процесс  реализации товарной политики, ассортимент  не может быть оптимизирован один раз на весь период присутствия фирмы  на рынке. Оптимальный ассортимент  обычно содержит товары, находящиеся  на разных стадиях жизненного цикла  товара: стратегические товары (фаза внедрения), наиболее прибыльные (фаза роста), поддерживающие (фаза зрелости), тактические (для стимулирования продаж новинок), планируемые к снятию с производства и разрабатываемые (стадия НИОКР).[13]

Процесс разработки нового товара подразделяется на 8 этапов:

  1. Формулировка идеи
  2. Отбор идеи
  3. Разработка замысла и его проверка
  4. Разработка стратегии маркетинга
  5. Анализ возможностей производственных мощностей
  6. Разработка товара
  7. Опробование в рыночных условиях
  8. Отладка коммерческого производства.

Ключевые факторы успех  новых товаров:

  1. Превосходство товара, т. е. наличие у него свойств, способствующих лучшему восприятию потребителями.
  2. Маркетинговое ноу-хау, т. е. лучшее понимание рынка.
  1. Технологическое ноу-хау [10]

 

2.4 Процесс управления маркетингом

 

     На ряду с выявлением целей , функций и видов маркетинга, рассмотрим формирование процесса управления маркетингом. Процесс  включает следующие этапы:

1. Анализ рыночных возможностей

1).Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации

   2).Маркетинговая среда

3).Рынки индивидуальных потребителей;

4).Рынки предприятий

2. Отбор целевых рынков

1) Замеры объемов спроса

2).Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке

3. Разработка комплекса маркетинга

1). Разработка товаров

2). Установление цен на товары

3). Методы распросранения товаров

4). Стимулирование сбыта товаров

4. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий

1). Стратегия, планирование, контроль.

Любая компания должна уметь  выявлять открывающиеся рыночные возможности. Одним из полезных приемов является использование сетки развития товара и рынка:

Сетка развития товаров и  рынка                                         Таблица 1

 

Существующие товары

Новые товары

Существующие рынки

1.Более глубокое проникновение  на рынок

Разработка товара

Новые рынки

2. Расширение границ рынка

4.Диверсификация


 

После выявления возможностей фирма выбирает те из них, которые  для нее подходят. Маркетинговая возможность фирмы - привлекательное направление маркетинговых усилий, на которых фирма может добиться конкурентного преимущества. Маркетинговая возможность должна соответствовать целям и ресурсам фирмы.[8]

Далее привлекательную возможность  следует изучить с точки зрения величины и характера рынка. Этот процесс состоит из 4 этапов:

- замеры и прогнозирование  спроса

- сегментирование рынка

- отбор целевых сегментов

- позиционирование товара  на рынке.

Предположим, что спрос  оказался обнадеживающим. Рынок состоит  из множества типов потребителей, множества товаров и множества  нужд. Процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, называется сегментированием рынка.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маркетинг затрагивает  жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются  и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг  включает в себя множество самых  разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые  исследования, разработку товара, организацию  его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с коммерческими  усилиями по сбыту, тогда, как и на самом деле, он сочетает в себе несколько  видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения  целей, стоящих перед организацией. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще долго после  акта купли-продажи.

Практическая  деятельность маркетинга оказывает  большое влияние на людей, выступающих  в качестве покупателей, продавцов  и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как  достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально  широкого выбора, максимальное повышение  качества жизни.

Подводя итоги, можно сделать  вывод о том, что 50-е и 60-е годы были временем расцвета массового маркетинга. В 70-е годы происходила сегментация  и линейное расширение. В начале 80-х годов осуществлялся интенсивный  маркетинг, который разделил рынки  на мелкие группы потребителей, каждая из которых обладает специфическими нуждами и запросами, требующими удовлетворения.

Во второй половине 80-х  годов в России начали формироваться  предпосылки для реального использования  маркетинга, такие, как разрушение государственной  монополии, изменение отношений  собственности, возникновение проблем  со сбытом произведенной продукции  в отдельных отраслях и на некоторых  предприятиях.

Истоки маркетинга следует  искать в общественном разделении труда, так как оно является первоосновой товарного производства, т.е. такой  формы общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а  для обмена посредством купли-продажи. Общая черта товарного производства при любом общественном строе  заключается в наличии рынка, т.е. особой сферы, в которой происходит обмен товаров, столкновение и согласование интересов производителей и потребителей товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Алпатов Г.Е. Общая  методика внедрения системы маркетинга  на предприятии. – М.; Авлилон – 2004.

2.Голубков Е.П. Основы  маркетинга: Учебник. -- М.: «Финпресс», 2004 г.

3.Еремин В.Н. Основы и маркетинг информации: Учебник. - М.: «Кнорус» , 2006 г.3.3. Еремин В.Н. Основы и маркетинг информации: Учебник. - М.: «Кнорус» , 2006 г. 
4. Живетин В.В., Чернов Н.П. и др. Внедрение принципов маркетинга в промышленность. - Экономист- 1989, № 5.  
5. Жуков В.Н. Основы маркетинга по курсу “Основы внешнеэкономических связей”. Конспект лекций. - М: МТИ, 2006.  
6. Комарова Т.А. Организация маркетинговых исследований в промышленности (диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук). - Иваново: ИвГу, 2003.  
7.Концепция маркетинга в лёгкой промышленности. Опыт использования маркетинга. - М: ЦНИИТЭ, 2000.  
8. Концепция маркетинга в лёгкой промышленности. Опыт использования маркетинга. - М: ЦНИИТЭ, 2000 9. Котлер Ф. Управление маркетингом. - М: Экономика, 2007.  
10. Методические материалы школы-семинара. Маркетинг и менеджмент в лёгкой промышленности. М: Организована Всесоюзным научно-техническим обществом лёгкой промышленности, 2003.  
11. Прошенко В.Н. Концепция маркетинга в лёгкой промышленности. М, Экономика, 2004.  
12. Романова А.Н. Маркетинг Учебник, М; Банки и биржи ЮНИТИ , 2006  
13. Савенкова Т.И. Оптимизация товарного ассортимента в стратегии и тактике маркетинга. М; Экмос, 2006.  
14.Федько В.П. «Основы маркетинга». М.; Феникс, 2007.  
15.Уткин Э.А. «Маркетинг». М.: Экмос, 2006.


Информация о работе Этапы формирования и развития маркетинга