Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской области или ЯНАО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:51, дипломная работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение молодежной политики ЯНАО и Тюменской области.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда ЯНАО и Тюменской области;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методологические вопросы молодежной политики 5
1.1.Сущность, понятие, принципы и виды занятости молодежи 5
1.2. Сущность и принципы молодежной политики 10
2. Оценка молодежной политики Тюменской области 17
2.1. Анализ состояния молодежной политики Тюменской области 17
2.2.Рекомендации по содействию занятости молодежи и перспективы развития молодежной политики 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32

Работа состоит из  1 файл

молодежная политика ЯНАО и Тюменской области.doc

— 378.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

"ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "Государственное и муниципальное управление" 
 
 
 
 
 
 
 

       К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А 

       по  предмету: Система  государственного и  муниципального управления 

    тема: «Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской  области или ЯНАО) 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Выполнил:

Студентка  5 курса

9 семестр

Скрягина  Ольга Леонидовна 
 
 
 

       с.Толька, Красноселькупский  район  2009

 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 

     Изменения в сфере занятости в период рыночных преобразований не могли не затронуть сопряженную с ней сферу обучения, где осуществляется профессиональная подготовка кадров. В то время как занятость трансформировалась принципиально, признав товарный характер рабочей силы и возможность существования безработицы, перемены в сфере обучения в России носили преимущественно поверхностный характер. Они были направлены не столько на совершенствование подготовки рабочей силы для обеспечения спроса сферы занятости, сколько на сохранение и развитие самой сферы профессиональной подготовки. Профессии и специальности, которые получали обучающиеся в результате профессиональной подготовки в тех или иных учебных учреждениях, в значительной степени не соответствовали реально существовавшим довольно ограниченным возможностям трудоустройства. В результате чего, доля молодых людей в возрасте до 29 лет составляла 30% безработных, в то время как предприятия испытывали значительный дефицит в рабочей силе.

     Как особая группа населения молодежь имеет  ряд особенностей, обусловленных  ее демографическими и социально-психологическими характеристиками. Эти особенности имели место всегда, в том числе и в период социалистических методов хозяйствования, зачастую объективно снижая эффективность использования труда молодежи на производстве, а в рыночных условиях снижая конкурентоспособность на рынке труда. В плановой экономике минимизация негативных последствий была возложена на государство и достаточно последовательно им соблюдалась (предоставление продолжительных отпусков работникам, не достигшим совершеннолетия; сокращенная продолжительность рабочего времени при полной его оплате; создание условий для получения образования и ряд других). Особенности молодежи как социально-демографической группы определяют ее невысокую конкурентоспособность на рынке труда и являются не привлекательными для работодателя. Понятно, что "недостатки" в качестве рабочей силы молодежи в значительной степени связаны с ее возрастом, и с течением лет в той или иной мере могут быть устранены. Однако в условиях неопределенности рыночной ситуации российские работодатели в подавляющем большинстве не хотят тратить время и средства на "взращивание" молодого работника в своем коллективе до состояния зрелого специалиста, а предпочитают нанимать уже сформировавшихся опытных специалистов.

     Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, необходимость изучения положения молодежи на рынке труда, так как практика на сегодняшний день показывает, что большинство молодых людей не находят работы по полученной в учебных заведениях специальности. Поэтому в настоящее время, из-за отсутствия прогнозирования в реальных потребностях подготовки специалистов в сфере профессиональной подготовки и в сфере занятости складывается ситуация, характеризующаяся излишними объемами подготовки специалистов теперь уже рыночного профиля: юристов, экономистов, бухгалтеров и т.п.

   Цель  курсовой работы – изучение молодежной политики ЯНАО  и Тюменской области.

   Задачи курсовой работы:

   - рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;

   - проведение оценки положения молодежи на рынке труда ЯНАО и Тюменской области;

   -рассмотрение  основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи ЯНАО и Тюменской области.

   Объектом  исследования в работе является молодежная политика ЯНАО и Тюменской области. Предметом исследования в курсовой работе является молодежная политика. Основными методами исследования, используемыми в курсовой работе, являются: экономический анализ, программно-целевая логистика, моделирование и другие. Информационной основой выполнения работы послужили законодательные и нормативные акты, учебники, учебные пособия и статьи периодических изданий по вопросам использования труда.  

1. Теоретические и методологические вопросы молодежной политики

1.1.Сущность, понятие, принципы и виды занятости молодежи

 
 

     "Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

     Прежде  чем говорить о социальном положении  и защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что  возрастные границы периода молодости  условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

     К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.1 Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др. Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных. Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ. В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше. Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.2 Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Переход России к рыночным отношениям существенно изменил социально-трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возникновению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмотрение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление специфики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью. Формируя молодежную политику, определяя ее направления и приоритеты в сфере обучения и в сфере занятости, следует иметь в виду ряд отличительных особенностей молодежи, как группы населения и задачи, которые придется ей решать в условиях сложившихся демографических и экономических тенденций, процессов глобализации.3 Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.4 Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.5

     В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

     В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).6.

     Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости  молодежи во многом связаны с объективными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости. Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения. 7

     Для эффективной работы в системе  занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве.

     Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.

     Основной  целью деятельности данных организаций  является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.8

     Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует: свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;   бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

     Безработным гражданам в возрасте от 18 лет  гарантируются:

     -  бесплатное получение услуг по  профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

     - обеспечение социальной поддержки;

     - компенсация в соответствии с  законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

     -  бесплатное медицинское обслуживание  и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

     - возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.9

     Важной  составляющей государственной социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

     -  выплату пособий по безработице,  в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;

     - выплату стипендии в период  профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

     -  возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;

     - возмещение затрат в связи  с добровольным переездом в  другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

     Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Информация о работе Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской области или ЯНАО)