Формы планирования и виды планов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:13, контрольная работа

Описание

«Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем.
Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку» (Р.Аркофф)
Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования.

Содержание

Введение 3
Роль и место планирования в управлении предприятием 4
Предмет планирования 11
Формы планирования и виды планов 13
Факторы, влияющие на выбор формы планирования 20
Заключение 24
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Формы планирования и виды планов.docx

— 54.88 Кб (Скачать документ)

Еще один важный вывод из этого анализа: социально- экономическая  сторона планирования должна быть ведущей  в постановке целей планирования и выборе средств их реализации.

Во-вторых, планирование как  элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования. В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных действий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект он приписал разделению труда  и объяснил следующим:

- возрастанием умения  каждого работника;

- экономией времени на  переход от одного вида деятельности  к другому;

- специализацией и возможностью  автоматизации процесса производства.

Источником дополнительного  эффекта в процессе специализации  труда является планомерность. Именно присуща кооперации планомерность 
(сознательно устанавливаемая планом связь) рождает новую производительную силу (синергетический эффект). Современное крупное машинное производство, характеризуемое колоссальным динамизмом, большой сменяемостью моделей и типоразмеров изделий, сложностью технологических процессов изготовления предъявляет особые требования к внутрифирменному планированию, как средству, призванному определять и поддерживать внутрипроизводственные пропорции. При создании сложных объектов новой техники внутрифирменное планирование позволяет скоординировать различные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, производственные, строительные, монтажные, наладочные и другие работы, выполняемые в порядке кооперирования многими предприятиями, научно-конструкторскими организациями различных отраслей промышленности. При этом планы устанавливают не только общую длительность всего процесса, но и продолжительность, последовательность всех входящих в него работ и их этапов, сводя к минимуму нерациональные затраты различных ресурсов. Таким образом, планирование увеличивает эффективность, производительность труда.

Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации  производства всегда превышает эти  затраты. Поэтому трактовка внутрифирменного планирования как сферы непроизводительных затрат глубоко ошибочна и противоречива. При такой трактовке получается, что планирование повышает производительность труда, а само оно основано на непроизводительном труде. Отсюда крайние выводы о необходимости  любой ценой сократить затраты  на планирование, что сплошь приходится наблюдать на предприятиях в настоящее  время.

 

2. Предмет планирования

В общем виде планирование можно определить как процесс  принятия решений, который предшествует будущему действию. Решения руководства  передаются по иерархическим ступеням организации с тем, чтобы управляющие  каждого нижестоящего уровня могли  разработать свой план.

Принятие плановых решений  всегда связано с использованием ресурсов. 
Проще сказать, план – это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия.

Классификация ресурсов может  быть различной. Но на практике чаще всего  выделяют три основные группы ресурсов:1

1 группа - Трудовые ресурсы.

Под трудовыми ресурсами  понимается часть трудоспособного  населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями  и знаниями, которые необходимы для  работы на предприятии. По другому, трудовые ресурсы - это кадры предприятия. Западные специалисты рассматривают  структуру предприятия как совокупность вещественного и человеческого  капитала, главным среди которых  является человеческий капитал.

2 группа – Производственные  фонды.

В процессе производства работники  предприятия с помощью средств  труда воздействуют на предметы труда  и превращают их в готовую продукцию. 
Выраженные в стоимостной форме средства производства представляют собой производственные фонды.

Выделяют следующие виды фондов:

- основные производственные  фонды (часть производственных  фондов, участвующая в процессе  производства длительное время)

- непроизводственные фонды  (жилые дома, детские и спортивные  учреждения, то есть фонды, участвующие  в социальной деятельности предприятия)

- оборотные фонды (часть  производственных фондов, целиком  потребляемая в каждом производственном  цикле)

- фонды обращения (обеспечивают  бесперебойность процесса реализации  продукции и закупки сырья)

3 группа – Инвестиции.

Это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных  и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской  и других видов деятельности с  целью получения прибыли или  достижения социального эффекта.

4 группа – Информация.

В последней четверти XX века информация стала для промышленно  развитых стран одним из наиболее важных национальных ресурсов, который  определяет экономическую мощь страны. Председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор 
Гарвардского университета А.Оеттингер считает, что наступило время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материал и энергия.

Как и всякий ресурс, информация имеет свою технологию обработки. 
Информация является единственным видом ресурсов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному и эффективному использования всех других ресурсов.

5 группа – Время.

Это важнейший ресурс, который  присутствует во всех показателях планирования,

учитывается при оценке различных  предпринимательских проектов.

Время может рассматриваться  как цель и как ограничение. Время  как ресурс присутствует при принятии любых плановых решений.

6 группа – Предпринимательский  талант.

Предпринимательский ресурс или фактор представляет собой особый вид людских ресурсов, представленный деятельностью по координированию  и комбинированию всех других ресурсов.

Предпринимательство – это  талант, в основе которого лежат  врожденные задатки. Проявить такие  качества сложно, а порой и невозможно. Это не возобновляемый ресурс, связанный  с личностью конкретного человека.

 

3. Формы планирования  и виды планов

Планирование является важнейшей  функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики. 
Централизованной системе планирования экономикой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования. Поэтому переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования.

Система управления экономикой в нашей стране сложилась под  воздействием ряда специфических факторов:

* Монополия государственных предприятий, обусловленная преобладанием государственной собственности;

* Жесткая система установления хозяйственных связей между предприятиями;

* Ограничение самостоятельности субъектов хозяйствования;

* Концентрация производства, ориентация производственной специализации не на хозрасчетную, а на народнохозяйственную эффективность;

* Замкнутость единого народнохозяйственного комплекса страны.

Планирование как форма  государственного воздействия на экономику  существует практически во всех странах. Оно органически вписывается  в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как  должно планировать государство, а  что – сами предприятия (субъекты планирования). 
Чтобы решит эту проблему необходимо рассмотреть виды планирования.

По содержанию и форме  проявления различают следующие  виды 
(формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности  плановых заданий:

- директивное

- индикативное планирование

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для  объектов планирования. Вся система  социалистического народнохозяйственного  планирования носила исключительно  директивный характер. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители предприятий несли дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как  правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму  государственного планирования макроэкономического  развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.

В процессе деятельности при  составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании –директивное. Два этих планирования должны дополнять  друг друга, быть органически увязаны.

2. В зависимости от  срока, на который составляется  план, и степень детализации плановых  расчетов принято различать:

- долгосрочное планирование (перспективное)

- среднесрочное планирование

- краткосрочное планирование (текущее)

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 
15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой  один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование –  это процесс предвидения, построенный  на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия  в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить  альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. 
Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гадание, а ненаучным предвидением.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. 
На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых  решений выделяют:

- стратегическое планирование

- тактическое планирование

- оперативно-календарное  планирование

- бизнес-планирование

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.

Посредством стратегического  планирования принимаются решения  о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые  сферы бизнеса, стимулировать процесс  удовлетворения нужд потребителей, какие  усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию  выпускать или какие услуг  оказывать, с какими партнерами вести  бизнес и т.д.

Основная цель стратегического  планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия  в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей  неопределенность перспективы.

Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают  как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное  планирование 
– процессом их реализации.

В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной  и социальной деятельности фирмы  на соответствующий период.

Информация о работе Формы планирования и виды планов