Факторы внутренней и внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в случае, если допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее железной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Содержание

1. Дайте характеристику факторов внешней и внутренней среды организации и как 1 осуществляется связь внешней среды с процессами внутри функционирующей организации.
связь внутренней среды с процессами внутри функционирующей организации 1
характеристика факторов внутренней среды организации 5
характеристика факторов внешней среды организации 6
2. Дайте характеристику группы методов, применяемых в управлении. 7
общенаучные методы 7
методы управления функциональными подсистемами организации 9
методы управления функций управления 9
методы принятия управленческих решений 10
3. С какой целью проводится оценка стратегической ситуации организации, где 13
результаты анализа используются?

Работа состоит из  1 файл

Факторы внутренней и внешней среды и их взаимодействие..rtf

— 242.76 Кб (Скачать документ)

 

 

 

План:

 

 

1. Дайте характеристику факторов внешней и внутренней среды организации и как       1 осуществляется связь внешней среды с процессами внутри функционирующей организации.

связь внутренней среды с процессами внутри функционирующей организации    1

характеристика факторов внутренней среды организации                                        5

характеристика факторов внешней среды организации                                             6

 

2. Дайте характеристику группы методов, применяемых в управлении.                          7   

общенаучные методы                                                                                                      7

методы управления функциональными подсистемами организации                        9

методы управления функций управления                                                                    9

методы принятия управленческих решений                                                                10

 

3. С какой целью проводится оценка стратегической ситуации организации, где          13       результаты анализа используются?

 

 

 

Дайте характеристику факторов внешней и внутренней среды, и как осуществляется связь внешней среды с процессами внутри функционирующей организации.

 

Связь внешней среды с процессами внутри функционирующей организации.

           Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в случае, если допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее железной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

            Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в той же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

           Для того чтобы определить стратегию поведения организации и привести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей  и при их достижении.

             Целостность организации и ее открытость как системы обуславливают разделение внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды, различную степень воздействия параметров внутренней и внешней среды и управления ими.

            Поскольку организация создается людьми, то все ее элементы и связи в той или иной мере имеют переменный характер. К переменным внутренней среды организации относятся структуры (производства, управления), Цели и задачи управления, технологии, люди. Структуры организации определяются логическим и количественным соотношением элементов системы и уровней управления. Управляемость организации определяется  соотношением числа руководителей и подчиненных, числом людей, которые подчиняются одному руководителю, а также взаимоотношением времени принятия решений со временем перехода объектов управления в различные состояния, в том числе и прогнозируемые.

           Управляемость, помимо отмеченных условий, зависит и от технологии. Технология есть любое средство (регламент, алгоритм, механизм), с помощью которого входящие в производство или орган управления элементы преобразуются в выходящие.

            Цели, относясь к переменным факторам внутренней среды, характеризуют конкретные конечные состояния организации. Доведение до исполнителей целей, средств их достижения и причин, затрудняющих достижение, представляет собой важное средство координации работ и элементов организации. Это тоже элемент управленческого принципа повышения информированности работников и привлечения их к управлению.

 

 

           Важнейшая часть и внутренней, и внешней среды организации - инфраструктура, т.е. комплекс элементов и связей. Обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива организации и обслуживающих основные процессы производства и управления. К инфраструктуре можно отнести коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.

           Коммуникации как связующие звенья в информационных процессах управления являются необходимым условием самого управления. Коммуникации - это и пути сообщения (воздушный, водный), и формы передачи сообщений (устные, письменные), и каналы связи (телефон, радио и др.). Но главное в коммуникационном процессе - не просто обмен информацией между двумя и более людьми, а обмен смыслом, содержанием информации. Препятствий и помех для правильной передачи смысла сообщений достаточно много и в каналах, и в среде. Даже при личном общении существуют барьеры для ясной коммуникации (различие восприятии, внимании и др.).

           Поэтому очень значительна роль человека в коммуникационных процессах управления. По образному выражению известного специалиста по управлению Р. Фалмера, хорошая коммуникация, как чистый воздух , обычно воспринимается как нечто само собой разумеющееся до тех пор, пока ее отсутствие не начинает портить нам жизнь. Качество коммуникационных процессов во многом зависит от организационной культуры организации.

           Организационная культура представляет собой систему норм ценностей, которыми отличаются работники и в целом данная организация. Система норм и ценностей отдельного человека находится  в сложной зависимости от его индивидуальности и личности (Характер, взгляды, способности, образование и др.) и от установок и ценностей в организации. Зависящих также от многих факторов, включая руководителей организации. Все эти элементы в комплексе определяют поведение работников и успешность деятельности организации (рис.1).

 

Рис.1

 

                

и умственные

способности


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Важный элемент культуры -  это ценности, т.е. общее убеждение по поводу того, что хорошо, что плохо или что безразлично в жизни. Ценности приобретаются при воспитании,  образовании, социальных контактах и т.п.

           Организационная культура помогает решить задачи:

координации,  осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;

мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудником смысла выполняемой работы

профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий

привлечения кадров путем пропагандирования в среде претендентов на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия

           Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами, в том числе и в организационной культуре. Слабости необходимо преодолевать, используя имеющие сильные стороны.

           В любом случае нужны коллективные мероприятия культурной направленности, в ходе которых с определенной осторожностью выясняется соответствие основных рычагов принятия решений собственной культуре, осуществляется их взаимная притирка и критически решается вопрос о стратегической адекватности внутрифирменной культуры.

           Успех организации в значительной степени зависит от учета внешних факторов. Объектом и предметом исследования маркетинга и как функция управления и как части органа управления служат факторы внешней рыночной среды. С возникновением и развитием маркетинга руководители постоянно расширяют спектр требующих учета воздействий внешней среды. На рисунке 2 и 3 приведены элементы среды прямого и косвенного воздействия.

           В среде прямого воздействия главное - это рынок и законы, его регулирующие. Важно учитывать, что предприятие и рынок представляет собой две различные по своей природе формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные отношения, их можно лишь имитировать для повышения эффективности производства.

           При рассмотрении внешней среды и ее влияния на организацию и экономику в целом в последнее время все больше учитывают влияние неэкономические факторы (социокультурные факторы и др.) на  экономические процессы.

 

Среда прямого                           Среда прямого

воздействия



 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Элементы среды прямого воздействия

 

 

 

Среда косвенного

воздействия

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Элементы среды косвенного воздействия

 

 

Характеристика факторов внутренней среды организации.

           Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

           Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренний потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг. Организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные условия для их жизнедеятельности.

           Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:

производство: объем, структура, темпы производства, номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его использования, ресурсные мощности, техническая эффективность мощностей, местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.

персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

организация управления: организационная структура, система управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства: фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

маркетинг: товары, производимые фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование

финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам). Собственные и заемные средства и их соотношение: эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирование бюджета, планирование прибыли.

 

Характеристика внешней среды организации.

           В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешнее воздействие. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

           Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:

 

взаимосвязь факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других.

сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.

неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределенней внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

среда прямого воздействия включает факторы, которые влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.

Информация о работе Факторы внутренней и внешней среды предприятия